Постановление о наложении штрафа по делу № 02-09/265-13 об административном правонарушении

Номер дела: 02-09/265-13
Дата публикации: 31 октября 2013, 20:15

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 02-09/265-13

об административном правонарушении

 

«31» октября 2013 года                                                                                                              г. Томск

 

Руководитель Управления ФАС по Томской области Шевченко Владимир Иванович, рассмотрев протокол и материалы дела  № 02-09/265-13 об административном правонарушении, возбужденного отношении открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» (далее — ОАО «ТГК № 11») (юридический адрес: 630007, г. Новосибирск, ул. Советская, д. 5) по ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее по тексту — КоАП РФ) за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке передачи тепловой энергии в горячей воде ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» (далее по тексту – ОАО «ТГК № 11») действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженных в том, что ОАО «ТГК № 11» выставляло потребителям  коммунальную услугу тепловая энергия в горячей воде на отопление, не предусмотренную действующим законодательством, тариф на которую в порядке, предусмотренном законом, не установлен, что привело к ущемлению интересов потребителей коммунальных услуг.

 

УСТАНОВИЛ:

 

Место совершения административного правонарушения: город Томск.

Время совершения административного правонарушения: 2011-2012 гг.

Юридическое лицо:  открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 11»

Нарушило требования: ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Нарушение выраженно в том, что ОАО «ТГК № 11» выставляло потребителям  коммунальную услугу тепловая энергия в горячей воде на отопление, не предусмотренную действующим законодательством, тариф на которую в порядке, предусмотренном законом, не установлен, что привело к ущемлению интересов потребителей коммунальных услуг.

а именно: Управлением федеральной антимонопольной службы по Томской области рассмотрено заявление (вх. № 4394 от 14.08.2012 г.)  товарищества собственников жилья «Сергея Лазо 25» на действия ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11», выразившиеся во включении в стоимость оплаты за тепловую энергию для отопления стоимости Гкал тепловой энергии системы горячего водоснабжения.

Приказом Руководителя Управления от 24.08.2012 г. № 157 было возбуждено дело № 02-10/83-12 о нарушении ОАО «ТГК № 11» ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. 07.12.2012 г. Комиссией Томского УФАС России вынесено решение по делу № 02-10/83-12 о признании действий ОАО «ТГК № 11», выразившихся в выставлении платы за тепловые потери трубопроводов системы горячего водоснабжения, нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, выдано предписание о прекращении нарушения и об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

При вынесении решения, комиссия Томского УФАС России руководствовалась, в том числе, следующим:

ОАО «ТГК № 11», являясь ресурсоснабжающей организацией, подавало ТСЖ «С.Лазо 25» тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения по договору № 1965 от 01.08.2008 г.

ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги, не могут быть больше, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам обслуживаемого дома по тарифам, утвержденным для населения.

            Целевое назначение тепловой энергии, рассчитанной по тарифу на тепловую энергию, отпускаемую через централизованные системы теплоснабжения на нужды отопления предназначено для отопления всего жилого помещения, в том числе ванных комнат и иных бытовых помещений, соответственно затраты на отопление ванных комнат и иных бытовых помещений включены в тариф на тепловую энергию, отпускаемую по централизованным системам теплоснабжения. По мнению Заявителя, ОАО «ТГК № 11» предъявляет к оплате коммунальную услугу, не предусмотренную действующим законодательством — тепловую энергию в горячей воде на отопление - и тариф на которую не установлен, все затраты ОАО «ТГК № 11» полностью включены в тариф и оно не вправе повторно предъявлять к оплате затраты на тепловую энергию.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 04.05.2010 № 152-э ОАО  «ТГК-11» в сфере услуг по передаче тепловой энергии включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным № 54.1.40.

Услуги по передаче тепловой энергии, в соответствии со ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» от 19.07.1995 № 147-ФЗ, относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом Томского УФАС России от 20.08.2009 № 168 ОАО «ТГК-11» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов с долей более 50 процентов на товарном рынке «Снабжение тепловой энергией в горячей воде» в рамках географических границ Муниципального образования «Город Томск».

            В соответствии с  частью 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»  от 26.07.2006 № 135-ФЗ, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

            Таким образом, на основании вышеуказанного ОАО «ТГК — 11» является субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче тепловой энергии и занимает на рынке снабжения тепловой энергией в горячей воде в географических границах Муниципального образования «Город Томск» и занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке.

Комиссией Томского УФАС России установлено, что ОАО «ТГК № 11» при оказании услуги горячего водоснабжения возложило на потребителей дополнительную обязанность по оплате услуги за отопление посредством системы трубопроводов горячего водоснабжения, оплату этой услуги начисляло без установленного в законном порядке тарифа, что и привело к ущемлению прав и интересов абонентов, по отношению к которым ОАО «ТГК № 11» занимает доминирующее положение.

Решением Комиссии Управления федеральной антимонопольной службы по Томской области от 07.12.2012 г. признано нарушение ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в  выставлении платы за тепловые потери трубопроводов системы горячего водоснабжения.

Правонарушение совершено в период с 30.11.2011 г. по 31.05.2012 г.

За злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке предусмотрена административная ответственность в соответствии с требованиями ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 2 ст. 14.31 КоАП Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Представитель юридического лица ОАО «ТГК № 11» предоставил отзыв на определение, вх. № 6108 от 10.10.2013 г., в котором указал ряд смягчающих административную ответственность обстоятельств, просил применить их при определении меры административного взыскания.

Руководитель Управления ФАС РФ по Томской области, заслушав представителя ОАО «ТГК № 11», изучив материалы дела, находит вину ОАО «ТГК № 11» в совершении административного правонарушения установленной и доказанной, при этом исходит из следующего.

Томский филиал ОАО «ТГК-11» (634041, г. Томск, пр. Кирова, 36) действует от имени ОАО «ТГК-11» в соответствии со ст.55 ГК РФ на основании  устава ОАО «ТГК-11», утвержденным решением годового Общего собрания акционеров ОАО «ТГК-11» (протокол от 27.06.2013 № 13).

Согласно ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ОАО «ТГК-11» усматривается в том, что ОАО «ТГК-11» имело возможность для соблюдения действующего законодательства Российской Федерации и интересов потребителей, однако не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт совершения административного правонарушения ОАО «ТГК № 11» подтверждается:

1.             Решением Комиссии Томского УФАС России от 07.12.2012 г. и материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/83-12.

2.             Протоколом об административном правонарушении от 14.10.2013 г.

3.             Справками о размере выручки ОАО «ТГК № 11».

4.             Иными материалами дела.

Оценивая, собранные по делу доказательства, руководитель Управления ФАС по Томской области находит вину юридического лица ОАО «ТГК № 11» доказанной, а его действия верно квалифицированы по ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, руководитель Управления ФАС России по Томской области учитывает характер совершенного правонарушения, форму вины нарушителя, отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Рассматриваемое правонарушение не может быть квалифицировано как малозначительное. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Рассматриваемое административное правонарушение представляет  существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку Томский филиал ОАО «ТГК-11» возложило на потребителей дополнительную обязанность по оплате услуги за отопление посредством системы трубопроводов горячего водоснабжения, оплату этой услуги начисляло без установленного в законном порядке тарифа, что и привело к ущемлению прав абонентов, по отношению к которым ОАО «ТГК № 11» занимает доминирующее положение. С учетом этого и конкретных обстоятельств  дело оно не может быть признано малозначительным.

С учетом изложенного штраф должен быть в следующем размере:

Санкция ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ представлена следующим образом: влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

При этом размер выручки определяется в соответствии со ст.ст. 248 – 249, 271 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ размер штрафа определяется в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году;

Согласно ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Расчет административного штрафа по санкции ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом Письма ФАС РФ от 19.01.2012 г. № ИА/1099 «О рекомендациях по расчету величины административного штрафа» представлен следующим образом:

Согласно справке от 09.10.2013 г. б/н о размере выручки ОАО «ТГК-11» за 2011 г., полученной от реализации услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде на территории г. Томска от централизованного источника теплоснабжения, по многоквартирным домам, подключенным по закрытой схеме от ЦТП, собственниками помещений которых в качестве способа управления выбраны ТСЖ, ЖСК, ЖК, размер выручки составляет 57 571 932,27 рублей.

Согласно справке от 04.10.2013 г. № СК-3800/23 совокупный размер дохода ОАО «ТГК-11» за 2011 год, определяемый в соответствии со ст.248, 249 НК РФ составил 21 087 679 000 рублей.

Определяем базовый штраф (БШ):

Рассчитываем максимальный штраф (МаксШ), составляющий, согласно Письма ФАС РФ от 19.01.2012 г. № ИА/1099 «О рекомендациях по расчету величины административного штрафа»:

б) 3 процента суммы выручки от реализации товара, если сумма выручки от реализации товара составляет более 75 процентов совокупной суммы выручки либо правонарушение совершено на рынке товаров, реализация которых осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), при условии, что:

- эта величина меньше, чем 2 процента совокупной суммы выручки для случая злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке,

МаксШ =57 571 932.27 руб.*3%=1 727 157.96 руб.

(21 087 679 000 *2%=421 753 580 руб.)

Рассчитываем минимальный штраф (МинШ), составляющий, согласно Письма ФАС РФ от 19.01.2012 г. № ИА/1099 «О рекомендациях по расчету величины административного штрафа»:

б) 0,3 процента суммы выручки от реализации товара, на рынке которого произошло нарушение, если эта сумма составляет более 75 процентов совокупной суммы выручки правонарушителя либо правонарушение совершено на рынке товаров, реализация которых осуществляется по регулируемым ценам (тарифам);

МинШ=57 571 932.27 *0,3%=172 715.79 руб.

Таким образом, базовый штраф (БШ) составляет:

БШ=(МаксШ-МинШ)/2+МинШ

БШ=(1 727 157.96 -172 715.79)/2+172 715.79 = 949 936.875 руб.

Определяется размер обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность для их учета в административном штрафе, подлежащем наложению на правонарушителя.

Каждое из обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, учитывается при исчислении размера административного штрафа в размере одной восьмой разности максимального (МаксШ) и минимального (МинШ) размера административного штрафа и определяется по формуле:

ОО (ОС) = (МаксШ - МинШ) / 8, где:

ОО - обстоятельство, отягчающее административную ответственность;

ОС - обстоятельство, смягчающее административную ответственность.

ОС=(1 727 157.96 -172 715.79)/8=194 305.27 руб.

В соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ по делу № 02-09/265-13 обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ по делу № 02-09/265-13 установлены следующие смягчающие административную ответственность обстоятельства:

1.      Оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

2.      Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

3.      Добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

4.      Совершение правонарушения впервые;

Размер административного штрафа, который подлежит наложению на юридическое лицо за административное правонарушение, является суммой базового штрафа и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, уменьшенной на сумму обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

ПШ = БШ + (ОО x n) - (ОС x n), где

n - количество обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность.

ПШ=949 936.875-194 305.27 *4=172 715.79 руб.

Таким образом, штраф, подлежащий применению по санкции ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, равен  172 715.79 руб. (сто семьдесят две тысячи семьсот пятнадцать рублей семьдесят девять копеек).

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 14.31, статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать юридическое лицо – Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 11» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в сумме 172 715.79 руб. (сто семьдесят две тысячи семьсот пятнадцать рублей семьдесят девять копеек)

В  соответствии  с  частью  3  статьи  30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление   по  делу  об  административном  правонарушении  может  быть обжаловано  в  арбитражный  суд  в  течение  10  дней  со  дня вручения или получения копии постановления.

Согласно   части   1   статьи   31.1  КоАП  постановление  по  делу  об административном  правонарушении  вступает  в законную силу после истечения срока,   установленного   для   обжалования   постановления   по   делу  об административном  правонарушении,  если  указанное  постановление  не  было обжаловано или опротестовано.

 

Сумма штрафа зачисляется в бюджет бюджетной системы РФ по следующим реквизитам:

Получатель: ИНН 7019027633 КПП 701701001

УФК по Томской области (Томское УФАС России).  

КБК 161 1 16 02010 01 6000 140

ОКАТО 69401000000

Банк получателя:  ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области г. Томск

БИК 046902001

Р/с 40101810900000010007

Назначение платежа: оплата штрафа за нарушение антимонопольного законодательства согласно постановлению по делу № 02-09/265-13.

 

Сведения об уплате суммы штрафа представить в УФАС по Томской области, в трехдневный срок после уплаты.

  В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со  дня  вступления  постановления  о  наложении  штрафа  в законную  силу  либо  со  дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.   

  В  соответствии  с  частью  5  статьи  3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.   

  Согласно  части  4 статьи 32.2 КоАП копию документа, свидетельствующего об уплате  административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности,  направляет  должностному  лицу,  вынесшему  постановление(факс (3822) 516-599, 512-980).

  Согласно  части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок  влечет  наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.

  В  соответствии  с подпунктом 5 пункта 1 и подпунктом 4 пункта 2 статьи 14  Закона  Российской  Федерации  от  21.07.97 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»  постановление  о  наложении  штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 3 месяцев со дня его вынесения.   

 

 

Руководитель Томского

УФАС России                                                                                                                   В.И. Шевченко

 

Копия постановления получена «_____»________________2013 г.

_______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 10683 [uid] => 5 [title] => Постановление о наложении штрафа по делу № 02-09/265-13 об административном правонарушении [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10682 [type] => solution [language] => ru [created] => 1407849473 [changed] => 1407849473 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1407849473 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 02-09/265-13

об административном правонарушении

 

«31» октября 2013 года                                                                                                              г. Томск

 

Руководитель Управления ФАС по Томской области Шевченко Владимир Иванович, рассмотрев протокол и материалы дела  № 02-09/265-13 об административном правонарушении, возбужденного отношении открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» (далее — ОАО «ТГК № 11») (юридический адрес: 630007, г. Новосибирск, ул. Советская, д. 5) по ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее по тексту — КоАП РФ) за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке передачи тепловой энергии в горячей воде ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» (далее по тексту – ОАО «ТГК № 11») действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженных в том, что ОАО «ТГК № 11» выставляло потребителям  коммунальную услугу тепловая энергия в горячей воде на отопление, не предусмотренную действующим законодательством, тариф на которую в порядке, предусмотренном законом, не установлен, что привело к ущемлению интересов потребителей коммунальных услуг.

 

УСТАНОВИЛ:

 

Место совершения административного правонарушения: город Томск.

Время совершения административного правонарушения: 2011-2012 гг.

Юридическое лицо:  открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 11»

Нарушило требования: ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Нарушение выраженно в том, что ОАО «ТГК № 11» выставляло потребителям  коммунальную услугу тепловая энергия в горячей воде на отопление, не предусмотренную действующим законодательством, тариф на которую в порядке, предусмотренном законом, не установлен, что привело к ущемлению интересов потребителей коммунальных услуг.

а именно: Управлением федеральной антимонопольной службы по Томской области рассмотрено заявление (вх. № 4394 от 14.08.2012 г.)  товарищества собственников жилья «Сергея Лазо 25» на действия ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11», выразившиеся во включении в стоимость оплаты за тепловую энергию для отопления стоимости Гкал тепловой энергии системы горячего водоснабжения.

Приказом Руководителя Управления от 24.08.2012 г. № 157 было возбуждено дело № 02-10/83-12 о нарушении ОАО «ТГК № 11» ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. 07.12.2012 г. Комиссией Томского УФАС России вынесено решение по делу № 02-10/83-12 о признании действий ОАО «ТГК № 11», выразившихся в выставлении платы за тепловые потери трубопроводов системы горячего водоснабжения, нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, выдано предписание о прекращении нарушения и об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

При вынесении решения, комиссия Томского УФАС России руководствовалась, в том числе, следующим:

ОАО «ТГК № 11», являясь ресурсоснабжающей организацией, подавало ТСЖ «С.Лазо 25» тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения по договору № 1965 от 01.08.2008 г.

ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги, не могут быть больше, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам обслуживаемого дома по тарифам, утвержденным для населения.

            Целевое назначение тепловой энергии, рассчитанной по тарифу на тепловую энергию, отпускаемую через централизованные системы теплоснабжения на нужды отопления предназначено для отопления всего жилого помещения, в том числе ванных комнат и иных бытовых помещений, соответственно затраты на отопление ванных комнат и иных бытовых помещений включены в тариф на тепловую энергию, отпускаемую по централизованным системам теплоснабжения. По мнению Заявителя, ОАО «ТГК № 11» предъявляет к оплате коммунальную услугу, не предусмотренную действующим законодательством — тепловую энергию в горячей воде на отопление - и тариф на которую не установлен, все затраты ОАО «ТГК № 11» полностью включены в тариф и оно не вправе повторно предъявлять к оплате затраты на тепловую энергию.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 04.05.2010 № 152-э ОАО  «ТГК-11» в сфере услуг по передаче тепловой энергии включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным № 54.1.40.

Услуги по передаче тепловой энергии, в соответствии со ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» от 19.07.1995 № 147-ФЗ, относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом Томского УФАС России от 20.08.2009 № 168 ОАО «ТГК-11» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов с долей более 50 процентов на товарном рынке «Снабжение тепловой энергией в горячей воде» в рамках географических границ Муниципального образования «Город Томск».

            В соответствии с  частью 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»  от 26.07.2006 № 135-ФЗ, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

            Таким образом, на основании вышеуказанного ОАО «ТГК — 11» является субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче тепловой энергии и занимает на рынке снабжения тепловой энергией в горячей воде в географических границах Муниципального образования «Город Томск» и занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке.

Комиссией Томского УФАС России установлено, что ОАО «ТГК № 11» при оказании услуги горячего водоснабжения возложило на потребителей дополнительную обязанность по оплате услуги за отопление посредством системы трубопроводов горячего водоснабжения, оплату этой услуги начисляло без установленного в законном порядке тарифа, что и привело к ущемлению прав и интересов абонентов, по отношению к которым ОАО «ТГК № 11» занимает доминирующее положение.

Решением Комиссии Управления федеральной антимонопольной службы по Томской области от 07.12.2012 г. признано нарушение ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в  выставлении платы за тепловые потери трубопроводов системы горячего водоснабжения.

Правонарушение совершено в период с 30.11.2011 г. по 31.05.2012 г.

За злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке предусмотрена административная ответственность в соответствии с требованиями ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 2 ст. 14.31 КоАП Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Представитель юридического лица ОАО «ТГК № 11» предоставил отзыв на определение, вх. № 6108 от 10.10.2013 г., в котором указал ряд смягчающих административную ответственность обстоятельств, просил применить их при определении меры административного взыскания.

Руководитель Управления ФАС РФ по Томской области, заслушав представителя ОАО «ТГК № 11», изучив материалы дела, находит вину ОАО «ТГК № 11» в совершении административного правонарушения установленной и доказанной, при этом исходит из следующего.

Томский филиал ОАО «ТГК-11» (634041, г. Томск, пр. Кирова, 36) действует от имени ОАО «ТГК-11» в соответствии со ст.55 ГК РФ на основании  устава ОАО «ТГК-11», утвержденным решением годового Общего собрания акционеров ОАО «ТГК-11» (протокол от 27.06.2013 № 13).

Согласно ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ОАО «ТГК-11» усматривается в том, что ОАО «ТГК-11» имело возможность для соблюдения действующего законодательства Российской Федерации и интересов потребителей, однако не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт совершения административного правонарушения ОАО «ТГК № 11» подтверждается:

1.             Решением Комиссии Томского УФАС России от 07.12.2012 г. и материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/83-12.

2.             Протоколом об административном правонарушении от 14.10.2013 г.

3.             Справками о размере выручки ОАО «ТГК № 11».

4.             Иными материалами дела.

Оценивая, собранные по делу доказательства, руководитель Управления ФАС по Томской области находит вину юридического лица ОАО «ТГК № 11» доказанной, а его действия верно квалифицированы по ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, руководитель Управления ФАС России по Томской области учитывает характер совершенного правонарушения, форму вины нарушителя, отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Рассматриваемое правонарушение не может быть квалифицировано как малозначительное. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Рассматриваемое административное правонарушение представляет  существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку Томский филиал ОАО «ТГК-11» возложило на потребителей дополнительную обязанность по оплате услуги за отопление посредством системы трубопроводов горячего водоснабжения, оплату этой услуги начисляло без установленного в законном порядке тарифа, что и привело к ущемлению прав абонентов, по отношению к которым ОАО «ТГК № 11» занимает доминирующее положение. С учетом этого и конкретных обстоятельств  дело оно не может быть признано малозначительным.

С учетом изложенного штраф должен быть в следующем размере:

Санкция ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ представлена следующим образом: влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

При этом размер выручки определяется в соответствии со ст.ст. 248 – 249, 271 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ размер штрафа определяется в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году;

Согласно ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Расчет административного штрафа по санкции ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом Письма ФАС РФ от 19.01.2012 г. № ИА/1099 «О рекомендациях по расчету величины административного штрафа» представлен следующим образом:

Согласно справке от 09.10.2013 г. б/н о размере выручки ОАО «ТГК-11» за 2011 г., полученной от реализации услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде на территории г. Томска от централизованного источника теплоснабжения, по многоквартирным домам, подключенным по закрытой схеме от ЦТП, собственниками помещений которых в качестве способа управления выбраны ТСЖ, ЖСК, ЖК, размер выручки составляет 57 571 932,27 рублей.

Согласно справке от 04.10.2013 г. № СК-3800/23 совокупный размер дохода ОАО «ТГК-11» за 2011 год, определяемый в соответствии со ст.248, 249 НК РФ составил 21 087 679 000 рублей.

Определяем базовый штраф (БШ):

Рассчитываем максимальный штраф (МаксШ), составляющий, согласно Письма ФАС РФ от 19.01.2012 г. № ИА/1099 «О рекомендациях по расчету величины административного штрафа»:

б) 3 процента суммы выручки от реализации товара, если сумма выручки от реализации товара составляет более 75 процентов совокупной суммы выручки либо правонарушение совершено на рынке товаров, реализация которых осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), при условии, что:

- эта величина меньше, чем 2 процента совокупной суммы выручки для случая злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке,

МаксШ =57 571 932.27 руб.*3%=1 727 157.96 руб.

(21 087 679 000 *2%=421 753 580 руб.)

Рассчитываем минимальный штраф (МинШ), составляющий, согласно Письма ФАС РФ от 19.01.2012 г. № ИА/1099 «О рекомендациях по расчету величины административного штрафа»:

б) 0,3 процента суммы выручки от реализации товара, на рынке которого произошло нарушение, если эта сумма составляет более 75 процентов совокупной суммы выручки правонарушителя либо правонарушение совершено на рынке товаров, реализация которых осуществляется по регулируемым ценам (тарифам);

МинШ=57 571 932.27 *0,3%=172 715.79 руб.

Таким образом, базовый штраф (БШ) составляет:

БШ=(МаксШ-МинШ)/2+МинШ

БШ=(1 727 157.96 -172 715.79)/2+172 715.79 = 949 936.875 руб.

Определяется размер обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность для их учета в административном штрафе, подлежащем наложению на правонарушителя.

Каждое из обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, учитывается при исчислении размера административного штрафа в размере одной восьмой разности максимального (МаксШ) и минимального (МинШ) размера административного штрафа и определяется по формуле:

ОО (ОС) = (МаксШ - МинШ) / 8, где:

ОО - обстоятельство, отягчающее административную ответственность;

ОС - обстоятельство, смягчающее административную ответственность.

ОС=(1 727 157.96 -172 715.79)/8=194 305.27 руб.

В соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ по делу № 02-09/265-13 обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ по делу № 02-09/265-13 установлены следующие смягчающие административную ответственность обстоятельства:

1.      Оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

2.      Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

3.      Добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

4.      Совершение правонарушения впервые;

Размер административного штрафа, который подлежит наложению на юридическое лицо за административное правонарушение, является суммой базового штрафа и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, уменьшенной на сумму обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

ПШ = БШ + (ОО x n) - (ОС x n), где

n - количество обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность.

ПШ=949 936.875-194 305.27 *4=172 715.79 руб.

Таким образом, штраф, подлежащий применению по санкции ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, равен  172 715.79 руб. (сто семьдесят две тысячи семьсот пятнадцать рублей семьдесят девять копеек).

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 14.31, статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать юридическое лицо – Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 11» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в сумме 172 715.79 руб. (сто семьдесят две тысячи семьсот пятнадцать рублей семьдесят девять копеек)

В  соответствии  с  частью  3  статьи  30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление   по  делу  об  административном  правонарушении  может  быть обжаловано  в  арбитражный  суд  в  течение  10  дней  со  дня вручения или получения копии постановления.

Согласно   части   1   статьи   31.1  КоАП  постановление  по  делу  об административном  правонарушении  вступает  в законную силу после истечения срока,   установленного   для   обжалования   постановления   по   делу  об административном  правонарушении,  если  указанное  постановление  не  было обжаловано или опротестовано.

 

Сумма штрафа зачисляется в бюджет бюджетной системы РФ по следующим реквизитам:

Получатель: ИНН 7019027633 КПП 701701001

УФК по Томской области (Томское УФАС России).  

КБК 161 1 16 02010 01 6000 140

ОКАТО 69401000000

Банк получателя:  ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области г. Томск

БИК 046902001

Р/с 40101810900000010007

Назначение платежа: оплата штрафа за нарушение антимонопольного законодательства согласно постановлению по делу № 02-09/265-13.

 

Сведения об уплате суммы штрафа представить в УФАС по Томской области, в трехдневный срок после уплаты.

  В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со  дня  вступления  постановления  о  наложении  штрафа  в законную  силу  либо  со  дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.   

  В  соответствии  с  частью  5  статьи  3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.   

  Согласно  части  4 статьи 32.2 КоАП копию документа, свидетельствующего об уплате  административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности,  направляет  должностному  лицу,  вынесшему  постановление(факс (3822) 516-599, 512-980).

  Согласно  части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок  влечет  наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.

  В  соответствии  с подпунктом 5 пункта 1 и подпунктом 4 пункта 2 статьи 14  Закона  Российской  Федерации  от  21.07.97 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»  постановление  о  наложении  штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 3 месяцев со дня его вынесения.   

 

 

Руководитель Томского

УФАС России                                                                                                                   В.И. Шевченко

 

Копия постановления получена «_____»________________2013 г.

_______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 02-09/265-13

об административном правонарушении

 

«31» октября 2013 года                                                                                                              г. Томск

 

Руководитель Управления ФАС по Томской области Шевченко Владимир Иванович, рассмотрев протокол и материалы дела  № 02-09/265-13 об административном правонарушении, возбужденного отношении открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» (далее — ОАО «ТГК № 11») (юридический адрес: 630007, г. Новосибирск, ул. Советская, д. 5) по ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее по тексту — КоАП РФ) за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке передачи тепловой энергии в горячей воде ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» (далее по тексту – ОАО «ТГК № 11») действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженных в том, что ОАО «ТГК № 11» выставляло потребителям  коммунальную услугу тепловая энергия в горячей воде на отопление, не предусмотренную действующим законодательством, тариф на которую в порядке, предусмотренном законом, не установлен, что привело к ущемлению интересов потребителей коммунальных услуг.

 

УСТАНОВИЛ:

 

Место совершения административного правонарушения: город Томск.

Время совершения административного правонарушения: 2011-2012 гг.

Юридическое лицо:  открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 11»

Нарушило требования: ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Нарушение выраженно в том, что ОАО «ТГК № 11» выставляло потребителям  коммунальную услугу тепловая энергия в горячей воде на отопление, не предусмотренную действующим законодательством, тариф на которую в порядке, предусмотренном законом, не установлен, что привело к ущемлению интересов потребителей коммунальных услуг.

а именно: Управлением федеральной антимонопольной службы по Томской области рассмотрено заявление (вх. № 4394 от 14.08.2012 г.)  товарищества собственников жилья «Сергея Лазо 25» на действия ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11», выразившиеся во включении в стоимость оплаты за тепловую энергию для отопления стоимости Гкал тепловой энергии системы горячего водоснабжения.

Приказом Руководителя Управления от 24.08.2012 г. № 157 было возбуждено дело № 02-10/83-12 о нарушении ОАО «ТГК № 11» ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. 07.12.2012 г. Комиссией Томского УФАС России вынесено решение по делу № 02-10/83-12 о признании действий ОАО «ТГК № 11», выразившихся в выставлении платы за тепловые потери трубопроводов системы горячего водоснабжения, нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, выдано предписание о прекращении нарушения и об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

При вынесении решения, комиссия Томского УФАС России руководствовалась, в том числе, следующим:

ОАО «ТГК № 11», являясь ресурсоснабжающей организацией, подавало ТСЖ «С.Лазо 25» тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения по договору № 1965 от 01.08.2008 г.

ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги, не могут быть больше, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам обслуживаемого дома по тарифам, утвержденным для населения.

            Целевое назначение тепловой энергии, рассчитанной по тарифу на тепловую энергию, отпускаемую через централизованные системы теплоснабжения на нужды отопления предназначено для отопления всего жилого помещения, в том числе ванных комнат и иных бытовых помещений, соответственно затраты на отопление ванных комнат и иных бытовых помещений включены в тариф на тепловую энергию, отпускаемую по централизованным системам теплоснабжения. По мнению Заявителя, ОАО «ТГК № 11» предъявляет к оплате коммунальную услугу, не предусмотренную действующим законодательством — тепловую энергию в горячей воде на отопление - и тариф на которую не установлен, все затраты ОАО «ТГК № 11» полностью включены в тариф и оно не вправе повторно предъявлять к оплате затраты на тепловую энергию.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 04.05.2010 № 152-э ОАО  «ТГК-11» в сфере услуг по передаче тепловой энергии включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным № 54.1.40.

Услуги по передаче тепловой энергии, в соответствии со ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» от 19.07.1995 № 147-ФЗ, относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом Томского УФАС России от 20.08.2009 № 168 ОАО «ТГК-11» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов с долей более 50 процентов на товарном рынке «Снабжение тепловой энергией в горячей воде» в рамках географических границ Муниципального образования «Город Томск».

            В соответствии с  частью 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»  от 26.07.2006 № 135-ФЗ, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

            Таким образом, на основании вышеуказанного ОАО «ТГК — 11» является субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче тепловой энергии и занимает на рынке снабжения тепловой энергией в горячей воде в географических границах Муниципального образования «Город Томск» и занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке.

Комиссией Томского УФАС России установлено, что ОАО «ТГК № 11» при оказании услуги горячего водоснабжения возложило на потребителей дополнительную обязанность по оплате услуги за отопление посредством системы трубопроводов горячего водоснабжения, оплату этой услуги начисляло без установленного в законном порядке тарифа, что и привело к ущемлению прав и интересов абонентов, по отношению к которым ОАО «ТГК № 11» занимает доминирующее положение.

Решением Комиссии Управления федеральной антимонопольной службы по Томской области от 07.12.2012 г. признано нарушение ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в  выставлении платы за тепловые потери трубопроводов системы горячего водоснабжения.

Правонарушение совершено в период с 30.11.2011 г. по 31.05.2012 г.

За злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке предусмотрена административная ответственность в соответствии с требованиями ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 2 ст. 14.31 КоАП Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Представитель юридического лица ОАО «ТГК № 11» предоставил отзыв на определение, вх. № 6108 от 10.10.2013 г., в котором указал ряд смягчающих административную ответственность обстоятельств, просил применить их при определении меры административного взыскания.

Руководитель Управления ФАС РФ по Томской области, заслушав представителя ОАО «ТГК № 11», изучив материалы дела, находит вину ОАО «ТГК № 11» в совершении административного правонарушения установленной и доказанной, при этом исходит из следующего.

Томский филиал ОАО «ТГК-11» (634041, г. Томск, пр. Кирова, 36) действует от имени ОАО «ТГК-11» в соответствии со ст.55 ГК РФ на основании  устава ОАО «ТГК-11», утвержденным решением годового Общего собрания акционеров ОАО «ТГК-11» (протокол от 27.06.2013 № 13).

Согласно ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ОАО «ТГК-11» усматривается в том, что ОАО «ТГК-11» имело возможность для соблюдения действующего законодательства Российской Федерации и интересов потребителей, однако не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт совершения административного правонарушения ОАО «ТГК № 11» подтверждается:

1.             Решением Комиссии Томского УФАС России от 07.12.2012 г. и материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/83-12.

2.             Протоколом об административном правонарушении от 14.10.2013 г.

3.             Справками о размере выручки ОАО «ТГК № 11».

4.             Иными материалами дела.

Оценивая, собранные по делу доказательства, руководитель Управления ФАС по Томской области находит вину юридического лица ОАО «ТГК № 11» доказанной, а его действия верно квалифицированы по ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, руководитель Управления ФАС России по Томской области учитывает характер совершенного правонарушения, форму вины нарушителя, отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Рассматриваемое правонарушение не может быть квалифицировано как малозначительное. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Рассматриваемое административное правонарушение представляет  существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку Томский филиал ОАО «ТГК-11» возложило на потребителей дополнительную обязанность по оплате услуги за отопление посредством системы трубопроводов горячего водоснабжения, оплату этой услуги начисляло без установленного в законном порядке тарифа, что и привело к ущемлению прав абонентов, по отношению к которым ОАО «ТГК № 11» занимает доминирующее положение. С учетом этого и конкретных обстоятельств  дело оно не может быть признано малозначительным.

С учетом изложенного штраф должен быть в следующем размере:

Санкция ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ представлена следующим образом: влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

При этом размер выручки определяется в соответствии со ст.ст. 248 – 249, 271 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ размер штрафа определяется в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году;

Согласно ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Расчет административного штрафа по санкции ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом Письма ФАС РФ от 19.01.2012 г. № ИА/1099 «О рекомендациях по расчету величины административного штрафа» представлен следующим образом:

Согласно справке от 09.10.2013 г. б/н о размере выручки ОАО «ТГК-11» за 2011 г., полученной от реализации услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде на территории г. Томска от централизованного источника теплоснабжения, по многоквартирным домам, подключенным по закрытой схеме от ЦТП, собственниками помещений которых в качестве способа управления выбраны ТСЖ, ЖСК, ЖК, размер выручки составляет 57 571 932,27 рублей.

Согласно справке от 04.10.2013 г. № СК-3800/23 совокупный размер дохода ОАО «ТГК-11» за 2011 год, определяемый в соответствии со ст.248, 249 НК РФ составил 21 087 679 000 рублей.

Определяем базовый штраф (БШ):

Рассчитываем максимальный штраф (МаксШ), составляющий, согласно Письма ФАС РФ от 19.01.2012 г. № ИА/1099 «О рекомендациях по расчету величины административного штрафа»:

б) 3 процента суммы выручки от реализации товара, если сумма выручки от реализации товара составляет более 75 процентов совокупной суммы выручки либо правонарушение совершено на рынке товаров, реализация которых осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), при условии, что:

- эта величина меньше, чем 2 процента совокупной суммы выручки для случая злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке,

МаксШ =57 571 932.27 руб.*3%=1 727 157.96 руб.

(21 087 679 000 *2%=421 753 580 руб.)

Рассчитываем минимальный штраф (МинШ), составляющий, согласно Письма ФАС РФ от 19.01.2012 г. № ИА/1099 «О рекомендациях по расчету величины административного штрафа»:

б) 0,3 процента суммы выручки от реализации товара, на рынке которого произошло нарушение, если эта сумма составляет более 75 процентов совокупной суммы выручки правонарушителя либо правонарушение совершено на рынке товаров, реализация которых осуществляется по регулируемым ценам (тарифам);

МинШ=57 571 932.27 *0,3%=172 715.79 руб.

Таким образом, базовый штраф (БШ) составляет:

БШ=(МаксШ-МинШ)/2+МинШ

БШ=(1 727 157.96 -172 715.79)/2+172 715.79 = 949 936.875 руб.

Определяется размер обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность для их учета в административном штрафе, подлежащем наложению на правонарушителя.

Каждое из обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, учитывается при исчислении размера административного штрафа в размере одной восьмой разности максимального (МаксШ) и минимального (МинШ) размера административного штрафа и определяется по формуле:

ОО (ОС) = (МаксШ - МинШ) / 8, где:

ОО - обстоятельство, отягчающее административную ответственность;

ОС - обстоятельство, смягчающее административную ответственность.

ОС=(1 727 157.96 -172 715.79)/8=194 305.27 руб.

В соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ по делу № 02-09/265-13 обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ по делу № 02-09/265-13 установлены следующие смягчающие административную ответственность обстоятельства:

1.      Оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

2.      Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

3.      Добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

4.      Совершение правонарушения впервые;

Размер административного штрафа, который подлежит наложению на юридическое лицо за административное правонарушение, является суммой базового штрафа и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, уменьшенной на сумму обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

ПШ = БШ + (ОО x n) - (ОС x n), где

n - количество обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность.

ПШ=949 936.875-194 305.27 *4=172 715.79 руб.

Таким образом, штраф, подлежащий применению по санкции ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, равен  172 715.79 руб. (сто семьдесят две тысячи семьсот пятнадцать рублей семьдесят девять копеек).

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 14.31, статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать юридическое лицо – Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 11» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в сумме 172 715.79 руб. (сто семьдесят две тысячи семьсот пятнадцать рублей семьдесят девять копеек)

В  соответствии  с  частью  3  статьи  30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление   по  делу  об  административном  правонарушении  может  быть обжаловано  в  арбитражный  суд  в  течение  10  дней  со  дня вручения или получения копии постановления.

Согласно   части   1   статьи   31.1  КоАП  постановление  по  делу  об административном  правонарушении  вступает  в законную силу после истечения срока,   установленного   для   обжалования   постановления   по   делу  об административном  правонарушении,  если  указанное  постановление  не  было обжаловано или опротестовано.

 

Сумма штрафа зачисляется в бюджет бюджетной системы РФ по следующим реквизитам:

Получатель: ИНН 7019027633 КПП 701701001

УФК по Томской области (Томское УФАС России).  

КБК 161 1 16 02010 01 6000 140

ОКАТО 69401000000

Банк получателя:  ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области г. Томск

БИК 046902001

Р/с 40101810900000010007

Назначение платежа: оплата штрафа за нарушение антимонопольного законодательства согласно постановлению по делу № 02-09/265-13.

 

Сведения об уплате суммы штрафа представить в УФАС по Томской области, в трехдневный срок после уплаты.

  В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со  дня  вступления  постановления  о  наложении  штрафа  в законную  силу  либо  со  дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.   

  В  соответствии  с  частью  5  статьи  3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.   

  Согласно  части  4 статьи 32.2 КоАП копию документа, свидетельствующего об уплате  административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности,  направляет  должностному  лицу,  вынесшему  постановление(факс (3822) 516-599, 512-980).

  Согласно  части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок  влечет  наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.

  В  соответствии  с подпунктом 5 пункта 1 и подпунктом 4 пункта 2 статьи 14  Закона  Российской  Федерации  от  21.07.97 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»  постановление  о  наложении  штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 3 месяцев со дня его вынесения.   

 

 

Руководитель Томского

УФАС России                                                                                                                   В.И. Шевченко

 

Копия постановления получена «_____»________________2013 г.

_______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-09/265-13 [format] => [safe_value] => 02-09/265-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Признать юридическое лицо – Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 11» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в сумме 172 715.79 руб. (сто семьдесят две тысячи семьсот пятнадцать рублей семьдесят девять копеек)

[format] => full_html [safe_value] =>

Признать юридическое лицо – Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 11» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в сумме 172 715.79 руб. (сто семьдесят две тысячи семьсот пятнадцать рублей семьдесят девять копеек)

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-31 13:15:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-31 13:15:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1407849473 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Томское УФАС России )