Решение о прекращении дела о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "СОГАЗ"

Номер дела: 06-10/107-14
Дата публикации: 19 сентября 2014, 15:07

Решение

26.08.2014 дата оглашения резолютивной части                                                          

09.09.2014 дата изготовления в полном объеме                                                                  г.Томск

 

   Комиссия по рассмотрению дела № 06-10/107-14 о нарушении антимонопольного законодательства в составе председателя Комиссии – И.В. Бутенко – заместителя руководителя-начальника отдела контроля монополистической деятельности Томского УФАС России; членов комиссии: – А.Н. Гинтер – начальника отдела по работе с обращениями потребителей страховых услуг Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе Банка России; А.Г. Казаниной – главного эксперта отдела по работе с обращениями потребителей страховых услуг Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе Банка России; В.А. Ковалева – главного эксперта отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе Банка России; Н.В. Сакс – начальника отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования Томского УФАС России; Е.В. Чуклиной - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования Томского УФАС России, рассмотрев дело №06-10/107-14, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Открытым акционерным обществом «Страховое общество газовой промышленности» (пр.Академика Сахарова, 10, Москва, 107078; томский филиал ОАО «СОГАЗ» - ул.Загорная, 4, г.Томск, 634050) в присутствии:

заявителя, Страхового открытого акционерного общества «ВСК», представитель М.О.Брусенцова по доверенности от 12.02.2014 №06, представитель Е.Ю. Лоскутова по доверенности от 01.01.2014 №00-08-26/922;

ответчика, Открытого акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности», представитель Е.П. Васильев по доверенности от 01.04.2014 №Ф-74/14-03;

заинтересованного лица, Управления Судебного Департамента в Томской области, представитель А.Л. Стефановский по доверенности от 21.08.2014 №117,

без участия иных заинтересованных лиц,

установила:

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление Страхового открытого акционерного общества «ВСК», в лице Томского филиала (далее по тексту СОАО «ВСК», заявитель) о нарушении Открытым акционерным обществом «Страховое общество газовой промышленности»,  (далее по тексту ОАО «СОГАЗ») части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении предложения со сниженной ценой контракта, не соответствующей нормам действующего законодательства, при участии в запросе котировок на право заключение контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд федеральных судов общей юрисдикции Томской области и Управления Судебного департамента в Томской области (номер закупки №0165100008114000080).

            По мнению заявителя в результате данных действий ОАО «СОГАЗ» необоснованно признано победителем запроса котировок, как участник, предложивший наименьшую цену контракта, т.е. указанное лицо получило неправомерное преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности, тем самым нарушив запрет на недобросовестную конкуренцию.

По результатам рассмотрения заявления Томским УФАС России издан приказ от 04.08.2014 №146 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении ОАО «СОГАЗ» антимонопольного законодательства.

            На рассмотрении дела представители заявителя поддержали доводы, изложенные в заявлении. Указали, что именно СОАО «ВСК» должно было быть признано победителем запроса котировок, поскольку произвело расчет в соответствии с действующим законодательством, подало заявку первым.

            На рассмотрении дела представитель ответчика, ОАО «СОГАЗ» пояснил, что расчет страховой премии произведен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Отличие в расчете цены контракта связано с применением ОАО «СОГАЗ»  понижающего коэффициента КБМ с учетом сведений об отсутствии страховых случаев в текущем периоде страхования. Представитель ответчика указал на отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях.

Представитель заинтересованного лица, Управления Судебного Департамента в Томской области, пояснил, что 18.06.2014 заказчиком было опубликовано извещение о проведении запроса котировок на «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, для обеспечения нужд федеральных судов общей юрисдикции Томской области и Управления Судебного департамента в Томской области». При проведении запроса котировок заказчику поступили запросы от  ОСАО «Ингосстрах», ОАО «СОГАЗ», ООО «Страховая группа «Компаньон» о предоставлении коэффициента КБМ, сведений о наличии/отсутствии убытков в текущем периоде страхования, сведения о месте регистрации транспортных средств. Требования о предоставлении сведений признаны обоснованными, в извещение о проведении запроса котировок были внесены изменения. 30.06.2014 единой комиссией заказчика победителем признано ОАО «СОГАЗ» как участник, предложивший наименьшую цену государственного контракта. С победителем заключен государственный контракт.

            Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав пояснения представителей, Комиссия Томского УФАС России считает установленным следующее.

            В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ (далее – Закон №40-ФЗ) регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Из пункта 1 статьи 9 Закона №40-ФЗ следует, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 739 от 08.12.2005.

Согласно данному Постановлению при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования рассчитывается с применением коэффициентов, определяемых в зависимости от обстоятельств, существенно влияющих на величину страхового риска, в частности, от категории транспортного средства, от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, от мощности двигателя легкового автомобиля, от срока страхования, от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Порядок применения КБМ определен в таблице, содержащейся в пункте 3 раздела 1 постановления Правительств РФ от 08.12.2005 №739.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция.

В силу пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам.

Для квалификации совершенного деяния в качестве нарушения запрета на недобросовестную конкуренцию необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причинили или могли причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

ОАО «СОГАЗ», СОАО «ВСК», ОСАО «Ингосстрах», ООО «Страховая группа «Компаньон», ОАО «АльфаСтрахование», ЗАО «ЭРГО Русь» являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, отношения между обществами носят состязательный характер. Указанные хозяйствующие субъекты являются конкурентами.

            18.06.2014 Управлением Судебного департамента в Томской области на сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 0165100008114000080 о проведении запроса котировок на «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, для обеспечения нужд федеральных судов общей юрисдикции Томской области и Управления Судебного департамента в Томской области». Начальная максимальная цена контракта 202395 руб. 60 коп.

            19.06.2014 в связи с ошибочным включением требования об обеспечении заявок в документацию в извещение внесены изменения, срок подачи заявок на участие в запросе котировок продлен в соответствии с п.6 ст.74 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

20.06.2014 от ОСАО «Ингосстрах», ОАО «СОГАЗ», ООО «Страховая группа «Компаньон» поступили запросы о предоставлении коэффициента КБМ, сведений о наличии/отсутствия убытков в текущем периоде страхования, сведения о месте регистрации транспортных средств. Требования о предоставлении сведений признаны обоснованными, в извещение о проведении запроса котировок были внесены изменения.

            Для участия в запросе котировок заказчику поданы заявки от пяти страховых компаний.

            Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок для закупки №0165100008114000080 от 30.06.2014 победителем запроса котировок признано ОАО «СОГАЗ», предложение о цене контракта которого составило 192306,60 руб. Иные участники запроса котировок предложили цену контракта в размере 202395,60 руб.

08.07.2014 между Управлением Судебного департамента в Томской области и ОАО «СОГАЗ» заключен государственный контракт №96.

При проведении запроса котировок заказчиком до сведения участников была доведена необходимая информация, для верного определения коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе, год выпуска транспортного средства, период страхования, также указан действующий КБМ.

ОАО «СОГАЗ», будучи участником запроса котировок, при расчёте размера страховой премии применило страховые тарифы с понижающим коэффициентом по всем  транспортным средствам заказчика. Предлагая указанные базовые страховые тарифы, ОАО «СОГАЗ» исходило из того, что у владельца транспортных средств возникло право на применение скидки за отсутствие страховых выплат в период действия предыдущих договоров страхования.

Таким образом, цена контракта, предложенная ОАО «СОГАЗ», составила 192306,60руб, что позволило ответчику стать победителем проводимого запроса котировок. Остальные участники запроса котировок предложили цену контакта, соответствующую начальной максимальной цене контакта, установленной заказчиком – 202395,60 руб.

Исходя из имеющихся материалов дела, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства не усматривает наличие в рассматриваемых действиях победителя запроса котировок (ОАО «СОГАЗ»), выразившихся в применении определённых коэффициентов КБМ и предложении более низкой цены контракта, признаков недобросовестной конкуренции. В документации запроса котировок заказчик указал необходимые сведения для расчета страховой суммы, на основании которых ОАО «СОГАЗ» произвело расчеты.

Комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства не установлено противоречие действий ответчика нормам законодательства Российской Федерации, в частности,  Федеральному закону от 25.04.2004 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», постановлению Правительства Российской Федерации № 739 от 08.12.2005.

            ОАО «СОГАЗ»  при участии в запросе котировок на право заключить договор на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности предложило более низкую цену контракта, действия ответчика направлены на получение конкурентных преимуществ перед остальными страховщиками.

            При этом, заявителем не представлено доказательств отсутствия фактических оснований для применения КБМ в том размере, который был применён ОАО «СОГАЗ».

            При таких обстоятельствах Комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства считает, что в действиях Открытого акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» отсутствуют нарушения положений статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

            Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 2 части 1, частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Производство по делу № 06-10/107-14, возбужденному в отношении Открытого акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности», прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Решение может  быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии         И.В. Бутенко

Члены Комиссии                     А.Н. Гинтер

                                              А.Г. Казанина

                                               В.А. Ковалев

                                                    Н.В. Сакс 

                                               Е.В. Чуклина

                                             

 

      

                                                                                                                                            

stdClass Object ( [vid] => 10790 [uid] => 5 [title] => Решение о прекращении дела о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "СОГАЗ" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10789 [type] => solution [language] => ru [created] => 1411373487 [changed] => 1411373487 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1411373487 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение

26.08.2014 дата оглашения резолютивной части                                                          

09.09.2014 дата изготовления в полном объеме                                                                  г.Томск

 

   Комиссия по рассмотрению дела № 06-10/107-14 о нарушении антимонопольного законодательства в составе председателя Комиссии – И.В. Бутенко – заместителя руководителя-начальника отдела контроля монополистической деятельности Томского УФАС России; членов комиссии: – А.Н. Гинтер – начальника отдела по работе с обращениями потребителей страховых услуг Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе Банка России; А.Г. Казаниной – главного эксперта отдела по работе с обращениями потребителей страховых услуг Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе Банка России; В.А. Ковалева – главного эксперта отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе Банка России; Н.В. Сакс – начальника отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования Томского УФАС России; Е.В. Чуклиной - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования Томского УФАС России, рассмотрев дело №06-10/107-14, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Открытым акционерным обществом «Страховое общество газовой промышленности» (пр.Академика Сахарова, 10, Москва, 107078; томский филиал ОАО «СОГАЗ» - ул.Загорная, 4, г.Томск, 634050) в присутствии:

заявителя, Страхового открытого акционерного общества «ВСК», представитель М.О.Брусенцова по доверенности от 12.02.2014 №06, представитель Е.Ю. Лоскутова по доверенности от 01.01.2014 №00-08-26/922;

ответчика, Открытого акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности», представитель Е.П. Васильев по доверенности от 01.04.2014 №Ф-74/14-03;

заинтересованного лица, Управления Судебного Департамента в Томской области, представитель А.Л. Стефановский по доверенности от 21.08.2014 №117,

без участия иных заинтересованных лиц,

установила:

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление Страхового открытого акционерного общества «ВСК», в лице Томского филиала (далее по тексту СОАО «ВСК», заявитель) о нарушении Открытым акционерным обществом «Страховое общество газовой промышленности»,  (далее по тексту ОАО «СОГАЗ») части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении предложения со сниженной ценой контракта, не соответствующей нормам действующего законодательства, при участии в запросе котировок на право заключение контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд федеральных судов общей юрисдикции Томской области и Управления Судебного департамента в Томской области (номер закупки №0165100008114000080).

            По мнению заявителя в результате данных действий ОАО «СОГАЗ» необоснованно признано победителем запроса котировок, как участник, предложивший наименьшую цену контракта, т.е. указанное лицо получило неправомерное преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности, тем самым нарушив запрет на недобросовестную конкуренцию.

По результатам рассмотрения заявления Томским УФАС России издан приказ от 04.08.2014 №146 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении ОАО «СОГАЗ» антимонопольного законодательства.

            На рассмотрении дела представители заявителя поддержали доводы, изложенные в заявлении. Указали, что именно СОАО «ВСК» должно было быть признано победителем запроса котировок, поскольку произвело расчет в соответствии с действующим законодательством, подало заявку первым.

            На рассмотрении дела представитель ответчика, ОАО «СОГАЗ» пояснил, что расчет страховой премии произведен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Отличие в расчете цены контракта связано с применением ОАО «СОГАЗ»  понижающего коэффициента КБМ с учетом сведений об отсутствии страховых случаев в текущем периоде страхования. Представитель ответчика указал на отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях.

Представитель заинтересованного лица, Управления Судебного Департамента в Томской области, пояснил, что 18.06.2014 заказчиком было опубликовано извещение о проведении запроса котировок на «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, для обеспечения нужд федеральных судов общей юрисдикции Томской области и Управления Судебного департамента в Томской области». При проведении запроса котировок заказчику поступили запросы от  ОСАО «Ингосстрах», ОАО «СОГАЗ», ООО «Страховая группа «Компаньон» о предоставлении коэффициента КБМ, сведений о наличии/отсутствии убытков в текущем периоде страхования, сведения о месте регистрации транспортных средств. Требования о предоставлении сведений признаны обоснованными, в извещение о проведении запроса котировок были внесены изменения. 30.06.2014 единой комиссией заказчика победителем признано ОАО «СОГАЗ» как участник, предложивший наименьшую цену государственного контракта. С победителем заключен государственный контракт.

            Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав пояснения представителей, Комиссия Томского УФАС России считает установленным следующее.

            В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ (далее – Закон №40-ФЗ) регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Из пункта 1 статьи 9 Закона №40-ФЗ следует, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 739 от 08.12.2005.

Согласно данному Постановлению при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования рассчитывается с применением коэффициентов, определяемых в зависимости от обстоятельств, существенно влияющих на величину страхового риска, в частности, от категории транспортного средства, от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, от мощности двигателя легкового автомобиля, от срока страхования, от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Порядок применения КБМ определен в таблице, содержащейся в пункте 3 раздела 1 постановления Правительств РФ от 08.12.2005 №739.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция.

В силу пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам.

Для квалификации совершенного деяния в качестве нарушения запрета на недобросовестную конкуренцию необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причинили или могли причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

ОАО «СОГАЗ», СОАО «ВСК», ОСАО «Ингосстрах», ООО «Страховая группа «Компаньон», ОАО «АльфаСтрахование», ЗАО «ЭРГО Русь» являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, отношения между обществами носят состязательный характер. Указанные хозяйствующие субъекты являются конкурентами.

            18.06.2014 Управлением Судебного департамента в Томской области на сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 0165100008114000080 о проведении запроса котировок на «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, для обеспечения нужд федеральных судов общей юрисдикции Томской области и Управления Судебного департамента в Томской области». Начальная максимальная цена контракта 202395 руб. 60 коп.

            19.06.2014 в связи с ошибочным включением требования об обеспечении заявок в документацию в извещение внесены изменения, срок подачи заявок на участие в запросе котировок продлен в соответствии с п.6 ст.74 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

20.06.2014 от ОСАО «Ингосстрах», ОАО «СОГАЗ», ООО «Страховая группа «Компаньон» поступили запросы о предоставлении коэффициента КБМ, сведений о наличии/отсутствия убытков в текущем периоде страхования, сведения о месте регистрации транспортных средств. Требования о предоставлении сведений признаны обоснованными, в извещение о проведении запроса котировок были внесены изменения.

            Для участия в запросе котировок заказчику поданы заявки от пяти страховых компаний.

            Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок для закупки №0165100008114000080 от 30.06.2014 победителем запроса котировок признано ОАО «СОГАЗ», предложение о цене контракта которого составило 192306,60 руб. Иные участники запроса котировок предложили цену контракта в размере 202395,60 руб.

08.07.2014 между Управлением Судебного департамента в Томской области и ОАО «СОГАЗ» заключен государственный контракт №96.

При проведении запроса котировок заказчиком до сведения участников была доведена необходимая информация, для верного определения коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе, год выпуска транспортного средства, период страхования, также указан действующий КБМ.

ОАО «СОГАЗ», будучи участником запроса котировок, при расчёте размера страховой премии применило страховые тарифы с понижающим коэффициентом по всем  транспортным средствам заказчика. Предлагая указанные базовые страховые тарифы, ОАО «СОГАЗ» исходило из того, что у владельца транспортных средств возникло право на применение скидки за отсутствие страховых выплат в период действия предыдущих договоров страхования.

Таким образом, цена контракта, предложенная ОАО «СОГАЗ», составила 192306,60руб, что позволило ответчику стать победителем проводимого запроса котировок. Остальные участники запроса котировок предложили цену контакта, соответствующую начальной максимальной цене контакта, установленной заказчиком – 202395,60 руб.

Исходя из имеющихся материалов дела, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства не усматривает наличие в рассматриваемых действиях победителя запроса котировок (ОАО «СОГАЗ»), выразившихся в применении определённых коэффициентов КБМ и предложении более низкой цены контракта, признаков недобросовестной конкуренции. В документации запроса котировок заказчик указал необходимые сведения для расчета страховой суммы, на основании которых ОАО «СОГАЗ» произвело расчеты.

Комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства не установлено противоречие действий ответчика нормам законодательства Российской Федерации, в частности,  Федеральному закону от 25.04.2004 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», постановлению Правительства Российской Федерации № 739 от 08.12.2005.

            ОАО «СОГАЗ»  при участии в запросе котировок на право заключить договор на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности предложило более низкую цену контракта, действия ответчика направлены на получение конкурентных преимуществ перед остальными страховщиками.

            При этом, заявителем не представлено доказательств отсутствия фактических оснований для применения КБМ в том размере, который был применён ОАО «СОГАЗ».

            При таких обстоятельствах Комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства считает, что в действиях Открытого акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» отсутствуют нарушения положений статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

            Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 2 части 1, частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Производство по делу № 06-10/107-14, возбужденному в отношении Открытого акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности», прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Решение может  быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии         И.В. Бутенко

Члены Комиссии                     А.Н. Гинтер

                                              А.Г. Казанина

                                               В.А. Ковалев

                                                    Н.В. Сакс 

                                               Е.В. Чуклина

                                             

 

      

                                                                                                                                            

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение

26.08.2014 дата оглашения резолютивной части                                                          

09.09.2014 дата изготовления в полном объеме                                                                  г.Томск

 

   Комиссия по рассмотрению дела № 06-10/107-14 о нарушении антимонопольного законодательства в составе председателя Комиссии – И.В. Бутенко – заместителя руководителя-начальника отдела контроля монополистической деятельности Томского УФАС России; членов комиссии: – А.Н. Гинтер – начальника отдела по работе с обращениями потребителей страховых услуг Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе Банка России; А.Г. Казаниной – главного эксперта отдела по работе с обращениями потребителей страховых услуг Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе Банка России; В.А. Ковалева – главного эксперта отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе Банка России; Н.В. Сакс – начальника отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования Томского УФАС России; Е.В. Чуклиной - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования Томского УФАС России, рассмотрев дело №06-10/107-14, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Открытым акционерным обществом «Страховое общество газовой промышленности» (пр.Академика Сахарова, 10, Москва, 107078; томский филиал ОАО «СОГАЗ» - ул.Загорная, 4, г.Томск, 634050) в присутствии:

заявителя, Страхового открытого акционерного общества «ВСК», представитель М.О.Брусенцова по доверенности от 12.02.2014 №06, представитель Е.Ю. Лоскутова по доверенности от 01.01.2014 №00-08-26/922;

ответчика, Открытого акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности», представитель Е.П. Васильев по доверенности от 01.04.2014 №Ф-74/14-03;

заинтересованного лица, Управления Судебного Департамента в Томской области, представитель А.Л. Стефановский по доверенности от 21.08.2014 №117,

без участия иных заинтересованных лиц,

установила:

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление Страхового открытого акционерного общества «ВСК», в лице Томского филиала (далее по тексту СОАО «ВСК», заявитель) о нарушении Открытым акционерным обществом «Страховое общество газовой промышленности»,  (далее по тексту ОАО «СОГАЗ») части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении предложения со сниженной ценой контракта, не соответствующей нормам действующего законодательства, при участии в запросе котировок на право заключение контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд федеральных судов общей юрисдикции Томской области и Управления Судебного департамента в Томской области (номер закупки №0165100008114000080).

            По мнению заявителя в результате данных действий ОАО «СОГАЗ» необоснованно признано победителем запроса котировок, как участник, предложивший наименьшую цену контракта, т.е. указанное лицо получило неправомерное преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности, тем самым нарушив запрет на недобросовестную конкуренцию.

По результатам рассмотрения заявления Томским УФАС России издан приказ от 04.08.2014 №146 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении ОАО «СОГАЗ» антимонопольного законодательства.

            На рассмотрении дела представители заявителя поддержали доводы, изложенные в заявлении. Указали, что именно СОАО «ВСК» должно было быть признано победителем запроса котировок, поскольку произвело расчет в соответствии с действующим законодательством, подало заявку первым.

            На рассмотрении дела представитель ответчика, ОАО «СОГАЗ» пояснил, что расчет страховой премии произведен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Отличие в расчете цены контракта связано с применением ОАО «СОГАЗ»  понижающего коэффициента КБМ с учетом сведений об отсутствии страховых случаев в текущем периоде страхования. Представитель ответчика указал на отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях.

Представитель заинтересованного лица, Управления Судебного Департамента в Томской области, пояснил, что 18.06.2014 заказчиком было опубликовано извещение о проведении запроса котировок на «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, для обеспечения нужд федеральных судов общей юрисдикции Томской области и Управления Судебного департамента в Томской области». При проведении запроса котировок заказчику поступили запросы от  ОСАО «Ингосстрах», ОАО «СОГАЗ», ООО «Страховая группа «Компаньон» о предоставлении коэффициента КБМ, сведений о наличии/отсутствии убытков в текущем периоде страхования, сведения о месте регистрации транспортных средств. Требования о предоставлении сведений признаны обоснованными, в извещение о проведении запроса котировок были внесены изменения. 30.06.2014 единой комиссией заказчика победителем признано ОАО «СОГАЗ» как участник, предложивший наименьшую цену государственного контракта. С победителем заключен государственный контракт.

            Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав пояснения представителей, Комиссия Томского УФАС России считает установленным следующее.

            В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ (далее – Закон №40-ФЗ) регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Из пункта 1 статьи 9 Закона №40-ФЗ следует, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 739 от 08.12.2005.

Согласно данному Постановлению при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования рассчитывается с применением коэффициентов, определяемых в зависимости от обстоятельств, существенно влияющих на величину страхового риска, в частности, от категории транспортного средства, от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, от мощности двигателя легкового автомобиля, от срока страхования, от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Порядок применения КБМ определен в таблице, содержащейся в пункте 3 раздела 1 постановления Правительств РФ от 08.12.2005 №739.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция.

В силу пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам.

Для квалификации совершенного деяния в качестве нарушения запрета на недобросовестную конкуренцию необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причинили или могли причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

ОАО «СОГАЗ», СОАО «ВСК», ОСАО «Ингосстрах», ООО «Страховая группа «Компаньон», ОАО «АльфаСтрахование», ЗАО «ЭРГО Русь» являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, отношения между обществами носят состязательный характер. Указанные хозяйствующие субъекты являются конкурентами.

            18.06.2014 Управлением Судебного департамента в Томской области на сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 0165100008114000080 о проведении запроса котировок на «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, для обеспечения нужд федеральных судов общей юрисдикции Томской области и Управления Судебного департамента в Томской области». Начальная максимальная цена контракта 202395 руб. 60 коп.

            19.06.2014 в связи с ошибочным включением требования об обеспечении заявок в документацию в извещение внесены изменения, срок подачи заявок на участие в запросе котировок продлен в соответствии с п.6 ст.74 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

20.06.2014 от ОСАО «Ингосстрах», ОАО «СОГАЗ», ООО «Страховая группа «Компаньон» поступили запросы о предоставлении коэффициента КБМ, сведений о наличии/отсутствия убытков в текущем периоде страхования, сведения о месте регистрации транспортных средств. Требования о предоставлении сведений признаны обоснованными, в извещение о проведении запроса котировок были внесены изменения.

            Для участия в запросе котировок заказчику поданы заявки от пяти страховых компаний.

            Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок для закупки №0165100008114000080 от 30.06.2014 победителем запроса котировок признано ОАО «СОГАЗ», предложение о цене контракта которого составило 192306,60 руб. Иные участники запроса котировок предложили цену контракта в размере 202395,60 руб.

08.07.2014 между Управлением Судебного департамента в Томской области и ОАО «СОГАЗ» заключен государственный контракт №96.

При проведении запроса котировок заказчиком до сведения участников была доведена необходимая информация, для верного определения коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе, год выпуска транспортного средства, период страхования, также указан действующий КБМ.

ОАО «СОГАЗ», будучи участником запроса котировок, при расчёте размера страховой премии применило страховые тарифы с понижающим коэффициентом по всем  транспортным средствам заказчика. Предлагая указанные базовые страховые тарифы, ОАО «СОГАЗ» исходило из того, что у владельца транспортных средств возникло право на применение скидки за отсутствие страховых выплат в период действия предыдущих договоров страхования.

Таким образом, цена контракта, предложенная ОАО «СОГАЗ», составила 192306,60руб, что позволило ответчику стать победителем проводимого запроса котировок. Остальные участники запроса котировок предложили цену контакта, соответствующую начальной максимальной цене контакта, установленной заказчиком – 202395,60 руб.

Исходя из имеющихся материалов дела, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства не усматривает наличие в рассматриваемых действиях победителя запроса котировок (ОАО «СОГАЗ»), выразившихся в применении определённых коэффициентов КБМ и предложении более низкой цены контракта, признаков недобросовестной конкуренции. В документации запроса котировок заказчик указал необходимые сведения для расчета страховой суммы, на основании которых ОАО «СОГАЗ» произвело расчеты.

Комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства не установлено противоречие действий ответчика нормам законодательства Российской Федерации, в частности,  Федеральному закону от 25.04.2004 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», постановлению Правительства Российской Федерации № 739 от 08.12.2005.

            ОАО «СОГАЗ»  при участии в запросе котировок на право заключить договор на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности предложило более низкую цену контракта, действия ответчика направлены на получение конкурентных преимуществ перед остальными страховщиками.

            При этом, заявителем не представлено доказательств отсутствия фактических оснований для применения КБМ в том размере, который был применён ОАО «СОГАЗ».

            При таких обстоятельствах Комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства считает, что в действиях Открытого акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» отсутствуют нарушения положений статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

            Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 2 части 1, частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Производство по делу № 06-10/107-14, возбужденному в отношении Открытого акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности», прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Решение может  быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии         И.В. Бутенко

Члены Комиссии                     А.Н. Гинтер

                                              А.Г. Казанина

                                               В.А. Ковалев

                                                    Н.В. Сакс 

                                               Е.В. Чуклина

                                             

 

      

                                                                                                                                            

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 06-10/107-14 [format] => [safe_value] => 06-10/107-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-19 08:07:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-09 08:07:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1411373487 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Томское УФАС России )