Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - Томское УФАС России) по результатам рассмотрения обращения АНО ДО «Солнышко», направленного депутатом Думы г. Томска В.В. Е. (вх.№ 3518 от 16.05.2022, вх.№ 3842 от 27.05.2022) установлено следующее.
В обращении директора АНО ДО «Солнышко» к депутату Думы г. Томска
В.В. Е. изложены доводы о том, что Департаментом образования администрации
г. Томска (далее - Департамент) осуществляется помощь частным дошкольным образовательным организациям (далее - ЧДОО) и индивидуальным предпринимателям (далее - ИП) по комплектованию новых мест, созданных в рамках национального проекта «Демография», а именно осуществляется информирование родителей (законных представителей) с телефонов Департамента о возможности получения детьми дошкольного образования в ЧДОО, пока не подошла очередь в муниципальный детский сад. Что ставит в неравные условия хозяйствующих субъектов, работающих на данном товарном рынке, а именно участников регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» и тех хозяйствующих субъектов, которые в нем не участвуют, но предоставляют такие же услуги.
Установлено, что указанные доводы подтверждаются письмом Заместителя мэра г. Томска от 27.04.2022 исх.№ 2826, адресованным АНО ДО «Солнышко», в котором сообщается следующее: «ЧДОО и индивидуальным предпринимателям оказывалась помощь по комплектованию новых мест, созданных в рамках национального проекта, а именно осуществлялось информирование родителей (законных представителей) с телефонов департамента образования администрации Города Томска о возможности получения детьми дошкольного образования в ЧДОО, пока не подошла очередь в муниципальный детский сад».
Оценивая содержание письма Заместителя мэра г. Томска от 27.04.2022 исх.№ 2826, Томское УФАС России приходит к выводу о том, что Администрации г. Томска известно о действиях Департамента, надлежащая правовая оценка таким действиям Администрацией не дается, контроль за действиями не осуществляется.
Постановлением администрации Города Томска от 21.08.2020 № 764 утвержден порядок определения объема и условия предоставления субсидии организациям, осуществляющим образовательную деятельность (за исключением государственных, муниципальных), и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми, на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в 2020 - 2023 годах.
Так, на территории г. Томска осуществляют образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования 13 частных дошкольных образовательных организаций и 6 индивидуальных предпринимателей.
В региональном проекте «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» в части создания дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет в негосударственном секторе за 2020 и 2021 гг. приняли участие и получили лицензию на осуществление образовательной деятельности следующие ЧДОО и ИП:
1. Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Академический»;
2. Автономная некоммерческая дошкольная образовательная организация Центр раннего развития «Созвездие»;
3. Автономная некоммерческая организация «Детская организация раннего развития «Медвежонок»;
4. ИП В.;
5. ИП Д. (г. Томск, ул. Мокрушина, 1а; г. Томск, ул. Прибрежная, 36);
6. ИП Р.;
7. Автономная некоммерческая детская организация раннего развития «Алиса»;
8. Автономная некоммерческая организация «Малышка»;
9. ИП К.;
10. Автономная некоммерческая организация «Центр раннего развития «Пчелка»;
11. Автономная некоммерческая детская организация «Центр раннего развития «Колобок»;
12. ИП В.
Также на территории г. Томска осуществляют прием детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет частные образовательные организации дошкольного образования, которые не приняли участие в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет»:
Частное образовательное учреждение «Прогимназия с углубленным изучением иностранных языков»;
ООО «Ладушки»;
АНО ДО «Солнышко»;
АНО «Детская организация раннего развития «Ладушки»;
ИП Г.;
АНО «Центр раннего развития «Семушка»;
АНО ДО «Центр развития и творчества «Алиса.Дети»;
Постановлением администрации Города Томска от 21.08.2020 № 764 не предусмотрено возможности представления приоритета и преимуществ по комплектованию новых мест, созданных в рамках регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» путем направления потребителей к конкретным ЧДОО и ИП, которые участвуют в региональной программе, в отсутствие осуществления таких действий в отношении иных хозяйствующих субъектов оказывающих услуги на том же товарном рынке.
Таким образом, у Департамента не имелось правовых оснований представлять хозяйствующим субъектам преимущественные условия, путем информирования родителей (законных представителей) с телефонов Департамента о возможности получения детьми дошкольного образования именно в тех ЧДОО и ИП, которые приняли участие в реализации регионального проекта в рамках национального проекта «Демография».
Статья 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 - 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Статья 15 Закона о защите конкуренции представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов, квалифицирующих признаки состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий/бездействия органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются создание дискриминационных условий. В соответствии с п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» антимонопольным законодательством органам публичной власти запрещается создание дискриминационных условий: условий доступа на товарный рынок, условий производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Из вышеизложенного следует, что запрещается информирование, которое создает дискриминационные условия и ставит в неравные условия хозяйствующих субъектов, работающих на данном товарном рынке.
Таким образом, в действиях Департамента образования администрации Города Томска, выразившихся в информировании родителей (законных представителей) с телефонов Департамента о возможности получения детьми дошкольного образования именно в ЧДОО и ИП, участвующих в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» в рамках национального проекта «Демография», то есть исключительно у 12 хозяйствующих субъектов содержатся признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
В бездействиях Администрации г. Томска по осуществлению надлежащего контроля за действиями Департамента образования администрации Города Томска, содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с наличием в действиях Департамента образования администрации Города Томска, выразившихся в информировании родителей (законных представителей) с телефонов Департамента о возможности получения детьми дошкольного образования в ЧДОО и ИП, участвующих в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» в рамках национального проекта «Демография» признаков нарушения п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в бездействиях Администрации г. Томска по осуществлению надлежащего контроля за действиями Департамента образования администрации Города Томска, признаков нарушения антимонопольного законодательства ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, Томское УФАС России на основании статьи 39.l Закона о защите конкуренции выдает Администрации Города Томска и Департамента образования администрации Города Томска предупреждение о необходимости прекращения указанных действий в срок до 01.09.2022 г. путем:
- прекращения действий по информированию родителей (законных представителей) о возможности получения детьми дошкольного образования в частных образовательных организациях, создающее дискриминационные условия, запрещённые Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- принятия мер по устранению последствий действий Департамента образования администрации Города Томска, содержащих признаки ограничения конкуренции, которые повлекли нарушение прав частных образовательных организаций дошкольного образования, не участвующих в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» в рамках национального проекта «Демография», предусматривающих информирование родителей (законных представителей) о возможности получения детьми дошкольного образования во всех частных образовательных организациях дошкольного образования г. Томска (ЧДОО и ИП);
- принятия мер к устранению причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, в виде усиления контроля за соблюдением Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдается, в срок, указанный в предупреждении. Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
stdClass Object
(
[vid] => 16418
[uid] => 5
[title] => ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 070/01/15-567/2022 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 16417
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1660297160
[changed] => 1660297160
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1660297160
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - Томское УФАС России) по результатам рассмотрения обращения АНО ДО «Солнышко», направленного депутатом Думы г. Томска В.В. Е. (вх.№ 3518 от 16.05.2022, вх.№ 3842 от 27.05.2022) установлено следующее.
В обращении директора АНО ДО «Солнышко» к депутату Думы г. Томска
В.В. Е. изложены доводы о том, что Департаментом образования администрации
г. Томска (далее - Департамент) осуществляется помощь частным дошкольным образовательным организациям (далее - ЧДОО) и индивидуальным предпринимателям (далее - ИП) по комплектованию новых мест, созданных в рамках национального проекта «Демография», а именно осуществляется информирование родителей (законных представителей) с телефонов Департамента о возможности получения детьми дошкольного образования в ЧДОО, пока не подошла очередь в муниципальный детский сад. Что ставит в неравные условия хозяйствующих субъектов, работающих на данном товарном рынке, а именно участников регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» и тех хозяйствующих субъектов, которые в нем не участвуют, но предоставляют такие же услуги.
Установлено, что указанные доводы подтверждаются письмом Заместителя мэра г. Томска от 27.04.2022 исх.№ 2826, адресованным АНО ДО «Солнышко», в котором сообщается следующее: «ЧДОО и индивидуальным предпринимателям оказывалась помощь по комплектованию новых мест, созданных в рамках национального проекта, а именно осуществлялось информирование родителей (законных представителей) с телефонов департамента образования администрации Города Томска о возможности получения детьми дошкольного образования в ЧДОО, пока не подошла очередь в муниципальный детский сад».
Оценивая содержание письма Заместителя мэра г. Томска от 27.04.2022 исх.№ 2826, Томское УФАС России приходит к выводу о том, что Администрации г. Томска известно о действиях Департамента, надлежащая правовая оценка таким действиям Администрацией не дается, контроль за действиями не осуществляется.
Постановлением администрации Города Томска от 21.08.2020 № 764 утвержден порядок определения объема и условия предоставления субсидии организациям, осуществляющим образовательную деятельность (за исключением государственных, муниципальных), и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми, на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в 2020 - 2023 годах.
Так, на территории г. Томска осуществляют образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования 13 частных дошкольных образовательных организаций и 6 индивидуальных предпринимателей.
В региональном проекте «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» в части создания дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет в негосударственном секторе за 2020 и 2021 гг. приняли участие и получили лицензию на осуществление образовательной деятельности следующие ЧДОО и ИП:
1. Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Академический»;
2. Автономная некоммерческая дошкольная образовательная организация Центр раннего развития «Созвездие»;
3. Автономная некоммерческая организация «Детская организация раннего развития «Медвежонок»;
4. ИП В.;
5. ИП Д. (г. Томск, ул. Мокрушина, 1а; г. Томск, ул. Прибрежная, 36);
6. ИП Р.;
7. Автономная некоммерческая детская организация раннего развития «Алиса»;
8. Автономная некоммерческая организация «Малышка»;
9. ИП К.;
10. Автономная некоммерческая организация «Центр раннего развития «Пчелка»;
11. Автономная некоммерческая детская организация «Центр раннего развития «Колобок»;
12. ИП В.
Также на территории г. Томска осуществляют прием детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет частные образовательные организации дошкольного образования, которые не приняли участие в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет»:
Частное образовательное учреждение «Прогимназия с углубленным изучением иностранных языков»;
ООО «Ладушки»;
АНО ДО «Солнышко»;
АНО «Детская организация раннего развития «Ладушки»;
ИП Г.;
АНО «Центр раннего развития «Семушка»;
АНО ДО «Центр развития и творчества «Алиса.Дети»;
Постановлением администрации Города Томска от 21.08.2020 № 764 не предусмотрено возможности представления приоритета и преимуществ по комплектованию новых мест, созданных в рамках регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» путем направления потребителей к конкретным ЧДОО и ИП, которые участвуют в региональной программе, в отсутствие осуществления таких действий в отношении иных хозяйствующих субъектов оказывающих услуги на том же товарном рынке.
Таким образом, у Департамента не имелось правовых оснований представлять хозяйствующим субъектам преимущественные условия, путем информирования родителей (законных представителей) с телефонов Департамента о возможности получения детьми дошкольного образования именно в тех ЧДОО и ИП, которые приняли участие в реализации регионального проекта в рамках национального проекта «Демография».
Статья 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 - 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Статья 15 Закона о защите конкуренции представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов, квалифицирующих признаки состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий/бездействия органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются создание дискриминационных условий. В соответствии с п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» антимонопольным законодательством органам публичной власти запрещается создание дискриминационных условий: условий доступа на товарный рынок, условий производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Из вышеизложенного следует, что запрещается информирование, которое создает дискриминационные условия и ставит в неравные условия хозяйствующих субъектов, работающих на данном товарном рынке.
Таким образом, в действиях Департамента образования администрации Города Томска, выразившихся в информировании родителей (законных представителей) с телефонов Департамента о возможности получения детьми дошкольного образования именно в ЧДОО и ИП, участвующих в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» в рамках национального проекта «Демография», то есть исключительно у 12 хозяйствующих субъектов содержатся признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
В бездействиях Администрации г. Томска по осуществлению надлежащего контроля за действиями Департамента образования администрации Города Томска, содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с наличием в действиях Департамента образования администрации Города Томска, выразившихся в информировании родителей (законных представителей) с телефонов Департамента о возможности получения детьми дошкольного образования в ЧДОО и ИП, участвующих в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» в рамках национального проекта «Демография» признаков нарушения п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в бездействиях Администрации г. Томска по осуществлению надлежащего контроля за действиями Департамента образования администрации Города Томска, признаков нарушения антимонопольного законодательства ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, Томское УФАС России на основании статьи 39.l Закона о защите конкуренции выдает Администрации Города Томска и Департамента образования администрации Города Томска предупреждение о необходимости прекращения указанных действий в срок до 01.09.2022 г. путем:
- прекращения действий по информированию родителей (законных представителей) о возможности получения детьми дошкольного образования в частных образовательных организациях, создающее дискриминационные условия, запрещённые Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- принятия мер по устранению последствий действий Департамента образования администрации Города Томска, содержащих признаки ограничения конкуренции, которые повлекли нарушение прав частных образовательных организаций дошкольного образования, не участвующих в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» в рамках национального проекта «Демография», предусматривающих информирование родителей (законных представителей) о возможности получения детьми дошкольного образования во всех частных образовательных организациях дошкольного образования г. Томска (ЧДОО и ИП);
- принятия мер к устранению причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, в виде усиления контроля за соблюдением Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдается, в срок, указанный в предупреждении. Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - Томское УФАС России) по результатам рассмотрения обращения АНО ДО «Солнышко», направленного депутатом Думы г. Томска В.В. Е. (вх.№ 3518 от 16.05.2022, вх.№ 3842 от 27.05.2022) установлено следующее.
В обращении директора АНО ДО «Солнышко» к депутату Думы г. Томска
В.В. Е. изложены доводы о том, что Департаментом образования администрации
г. Томска (далее - Департамент) осуществляется помощь частным дошкольным образовательным организациям (далее - ЧДОО) и индивидуальным предпринимателям (далее - ИП) по комплектованию новых мест, созданных в рамках национального проекта «Демография», а именно осуществляется информирование родителей (законных представителей) с телефонов Департамента о возможности получения детьми дошкольного образования в ЧДОО, пока не подошла очередь в муниципальный детский сад. Что ставит в неравные условия хозяйствующих субъектов, работающих на данном товарном рынке, а именно участников регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» и тех хозяйствующих субъектов, которые в нем не участвуют, но предоставляют такие же услуги.
Установлено, что указанные доводы подтверждаются письмом Заместителя мэра г. Томска от 27.04.2022 исх.№ 2826, адресованным АНО ДО «Солнышко», в котором сообщается следующее: «ЧДОО и индивидуальным предпринимателям оказывалась помощь по комплектованию новых мест, созданных в рамках национального проекта, а именно осуществлялось информирование родителей (законных представителей) с телефонов департамента образования администрации Города Томска о возможности получения детьми дошкольного образования в ЧДОО, пока не подошла очередь в муниципальный детский сад».
Оценивая содержание письма Заместителя мэра г. Томска от 27.04.2022 исх.№ 2826, Томское УФАС России приходит к выводу о том, что Администрации г. Томска известно о действиях Департамента, надлежащая правовая оценка таким действиям Администрацией не дается, контроль за действиями не осуществляется.
Постановлением администрации Города Томска от 21.08.2020 № 764 утвержден порядок определения объема и условия предоставления субсидии организациям, осуществляющим образовательную деятельность (за исключением государственных, муниципальных), и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми, на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в 2020 - 2023 годах.
Так, на территории г. Томска осуществляют образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования 13 частных дошкольных образовательных организаций и 6 индивидуальных предпринимателей.
В региональном проекте «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» в части создания дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет в негосударственном секторе за 2020 и 2021 гг. приняли участие и получили лицензию на осуществление образовательной деятельности следующие ЧДОО и ИП:
1. Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Академический»;
2. Автономная некоммерческая дошкольная образовательная организация Центр раннего развития «Созвездие»;
3. Автономная некоммерческая организация «Детская организация раннего развития «Медвежонок»;
4. ИП В.;
5. ИП Д. (г. Томск, ул. Мокрушина, 1а; г. Томск, ул. Прибрежная, 36);
6. ИП Р.;
7. Автономная некоммерческая детская организация раннего развития «Алиса»;
8. Автономная некоммерческая организация «Малышка»;
9. ИП К.;
10. Автономная некоммерческая организация «Центр раннего развития «Пчелка»;
11. Автономная некоммерческая детская организация «Центр раннего развития «Колобок»;
12. ИП В.
Также на территории г. Томска осуществляют прием детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет частные образовательные организации дошкольного образования, которые не приняли участие в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет»:
-
Частное образовательное учреждение «Прогимназия с углубленным изучением иностранных языков»;
-
ООО «Ладушки»;
-
АНО ДО «Солнышко»;
-
АНО «Детская организация раннего развития «Ладушки»;
-
ИП Г.;
-
АНО «Центр раннего развития «Семушка»;
-
АНО ДО «Центр развития и творчества «Алиса.Дети»;
Постановлением администрации Города Томска от 21.08.2020 № 764 не предусмотрено возможности представления приоритета и преимуществ по комплектованию новых мест, созданных в рамках регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» путем направления потребителей к конкретным ЧДОО и ИП, которые участвуют в региональной программе, в отсутствие осуществления таких действий в отношении иных хозяйствующих субъектов оказывающих услуги на том же товарном рынке.
Таким образом, у Департамента не имелось правовых оснований представлять хозяйствующим субъектам преимущественные условия, путем информирования родителей (законных представителей) с телефонов Департамента о возможности получения детьми дошкольного образования именно в тех ЧДОО и ИП, которые приняли участие в реализации регионального проекта в рамках национального проекта «Демография».
Статья 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 - 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Статья 15 Закона о защите конкуренции представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов, квалифицирующих признаки состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий/бездействия органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются создание дискриминационных условий. В соответствии с п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» антимонопольным законодательством органам публичной власти запрещается создание дискриминационных условий: условий доступа на товарный рынок, условий производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Из вышеизложенного следует, что запрещается информирование, которое создает дискриминационные условия и ставит в неравные условия хозяйствующих субъектов, работающих на данном товарном рынке.
Таким образом, в действиях Департамента образования администрации Города Томска, выразившихся в информировании родителей (законных представителей) с телефонов Департамента о возможности получения детьми дошкольного образования именно в ЧДОО и ИП, участвующих в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» в рамках национального проекта «Демография», то есть исключительно у 12 хозяйствующих субъектов содержатся признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
В бездействиях Администрации г. Томска по осуществлению надлежащего контроля за действиями Департамента образования администрации Города Томска, содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с наличием в действиях Департамента образования администрации Города Томска, выразившихся в информировании родителей (законных представителей) с телефонов Департамента о возможности получения детьми дошкольного образования в ЧДОО и ИП, участвующих в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» в рамках национального проекта «Демография» признаков нарушения п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в бездействиях Администрации г. Томска по осуществлению надлежащего контроля за действиями Департамента образования администрации Города Томска, признаков нарушения антимонопольного законодательства ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, Томское УФАС России на основании статьи 39.l Закона о защите конкуренции выдает Администрации Города Томска и Департамента образования администрации Города Томска предупреждение о необходимости прекращения указанных действий в срок до 01.09.2022 г. путем:
- прекращения действий по информированию родителей (законных представителей) о возможности получения детьми дошкольного образования в частных образовательных организациях, создающее дискриминационные условия, запрещённые Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- принятия мер по устранению последствий действий Департамента образования администрации Города Томска, содержащих признаки ограничения конкуренции, которые повлекли нарушение прав частных образовательных организаций дошкольного образования, не участвующих в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» в рамках национального проекта «Демография», предусматривающих информирование родителей (законных представителей) о возможности получения детьми дошкольного образования во всех частных образовательных организациях дошкольного образования г. Томска (ЧДОО и ИП);
- принятия мер к устранению причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, в виде усиления контроля за соблюдением Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдается, в срок, указанный в предупреждении. Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => исх.№МН/3535
[format] =>
[safe_value] => исх.№МН/3535
)
)
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № 070/01/15-567/2022
[format] =>
[safe_value] => № 070/01/15-567/2022
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 45
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 45
[vid] => 3
[name] => Предупреждения и предостережения
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 3
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 9
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2022-08-12 09:30:00
[timezone] => Asia/Omsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2022-08-12 09:30:00
[timezone] => Asia/Omsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1660297160
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] =>
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Томское УФАС России
)