ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 070/01/15-567/2022 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Номер дела: № 070/01/15-567/2022
Дата публикации: 12 августа 2022, 15:30

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - Томское УФАС России) по результатам рассмотрения обращения АНО ДО «Солнышко», направленного депутатом Думы г. Томска В.В. Е. (вх.№ 3518 от 16.05.2022, вх.№ 3842 от 27.05.2022) установлено следующее.

В обращении директора АНО ДО «Солнышко» к депутату Думы г. Томска
В.В. Е. изложены доводы о том, что Департаментом образования администрации
г. Томска (далее - Департамент) осуществляется помощь частным дошкольным образовательным организациям (далее - ЧДОО) и индивидуальным предпринимателям (далее - ИП) по комплектованию новых мест, созданных в рамках национального проекта «Демография», а именно осуществляется информирование родителей (законных представителей) с телефонов Департамента о возможности получения детьми дошкольного образования в ЧДОО, пока не подошла очередь в муниципальный детский сад. Что ставит в неравные условия хозяйствующих субъектов, работающих на данном товарном рынке, а именно участников регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» и тех хозяйствующих субъектов, которые в нем не участвуют, но предоставляют такие же услуги.

Установлено, что указанные доводы подтверждаются письмом Заместителя мэра г. Томска от 27.04.2022 исх.№ 2826, адресованным АНО ДО «Солнышко», в котором сообщается следующее: «ЧДОО и индивидуальным предпринимателям оказывалась помощь по комплектованию новых мест, созданных в рамках национального проекта, а именно осуществлялось информирование родителей (законных представителей) с телефонов департамента образования администрации Города Томска о возможности получения детьми дошкольного образования в ЧДОО, пока не подошла очередь в муниципальный детский сад».

Оценивая содержание письма Заместителя мэра г. Томска от 27.04.2022 исх.№ 2826, Томское УФАС России приходит к выводу о том, что Администрации г. Томска известно о действиях Департамента, надлежащая правовая оценка таким действиям Администрацией не дается, контроль за действиями не осуществляется.

Постановлением администрации Города Томска от 21.08.2020 № 764 утвержден порядок определения объема и условия предоставления субсидии организациям, осуществляющим образовательную деятельность (за исключением государственных, муниципальных), и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми, на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в 2020 - 2023 годах.

Так, на территории г. Томска осуществляют образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования 13 частных дошкольных образовательных организаций и 6 индивидуальных предпринимателей.

В региональном проекте «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» в части создания дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет в негосударственном секторе за 2020 и 2021 гг. приняли участие и получили лицензию на осуществление образовательной деятельности следующие ЧДОО и ИП:

1. Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Академический»;

2. Автономная некоммерческая дошкольная образовательная организация Центр раннего развития «Созвездие»;

3. Автономная некоммерческая организация «Детская организация раннего развития «Медвежонок»;

4. ИП В.;

5. ИП Д. (г. Томск, ул. Мокрушина, 1а; г. Томск, ул. Прибрежная, 36);

6. ИП Р.;

7. Автономная некоммерческая детская организация раннего развития «Алиса»;

8. Автономная некоммерческая организация «Малышка»;

9. ИП К.;

10. Автономная некоммерческая организация «Центр раннего развития «Пчелка»;

11. Автономная некоммерческая детская организация «Центр раннего развития «Колобок»;

12. ИП В.

Также на территории г. Томска осуществляют прием детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет частные образовательные организации дошкольного образования, которые не приняли участие в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет»:

  1. Частное образовательное учреждение «Прогимназия с углубленным изучением иностранных языков»;

  2. ООО «Ладушки»;

  3. АНО ДО «Солнышко»;

  4. АНО «Детская организация раннего развития «Ладушки»;

  5. ИП Г.;

  6. АНО «Центр раннего развития «Семушка»;

  7. АНО ДО «Центр развития и творчества «Алиса.Дети»;

Постановлением администрации Города Томска от 21.08.2020 № 764 не предусмотрено возможности представления приоритета и преимуществ по комплектованию новых мест, созданных в рамках регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» путем направления потребителей к конкретным ЧДОО и ИП, которые участвуют в региональной программе, в отсутствие осуществления таких действий в отношении иных хозяйствующих субъектов оказывающих услуги на том же товарном рынке.

Таким образом, у Департамента не имелось правовых оснований представлять хозяйствующим субъектам преимущественные условия, путем информирования родителей (законных представителей) с телефонов Департамента о возможности получения детьми дошкольного образования именно в тех ЧДОО и ИП, которые приняли участие в реализации регионального проекта в рамках национального проекта «Демография».

Статья 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 - 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Статья 15 Закона о защите конкуренции представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов, квалифицирующих признаки состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий/бездействия органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются создание дискриминационных условий. В соответствии с п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» антимонопольным законодательством органам публичной власти запрещается создание дискриминационных условий: условий доступа на товарный рынок, условий производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Из вышеизложенного следует, что запрещается информирование, которое создает дискриминационные условия и ставит в неравные условия хозяйствующих субъектов, работающих на данном товарном рынке.

Таким образом, в действиях Департамента образования администрации Города Томска, выразившихся в информировании родителей (законных представителей) с телефонов Департамента о возможности получения детьми дошкольного образования именно в ЧДОО и ИП, участвующих в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» в рамках национального проекта «Демография», то есть исключительно у 12 хозяйствующих субъектов содержатся признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В бездействиях Администрации г. Томска по осуществлению надлежащего контроля за действиями Департамента образования администрации Города Томска, содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях Департамента образования администрации Города Томска, выразившихся в информировании родителей (законных представителей) с телефонов Департамента о возможности получения детьми дошкольного образования в ЧДОО и ИП, участвующих в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» в рамках национального проекта «Демография» признаков нарушения п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в бездействиях Администрации г. Томска по осуществлению надлежащего контроля за действиями Департамента образования администрации Города Томска, признаков нарушения антимонопольного законодательства ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, Томское УФАС России на основании статьи 39.l Закона о защите конкуренции выдает Администрации Города Томска и Департамента образования администрации Города Томска предупреждение о необходимости прекращения указанных действий в срок до 01.09.2022 г. путем:

- прекращения действий по информированию родителей (законных представителей) о возможности получения детьми дошкольного образования в частных образовательных организациях, создающее дискриминационные условия, запрещённые Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- принятия мер по устранению последствий действий Департамента образования администрации Города Томска, содержащих признаки ограничения конкуренции, которые повлекли нарушение прав частных образовательных организаций дошкольного образования, не участвующих в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» в рамках национального проекта «Демография», предусматривающих информирование родителей (законных представителей) о возможности получения детьми дошкольного образования во всех частных образовательных организациях дошкольного образования г. Томска (ЧДОО и ИП);

- принятия мер к устранению причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, в виде усиления контроля за соблюдением Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдается, в срок, указанный в предупреждении. Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

stdClass Object ( [vid] => 16418 [uid] => 5 [title] => ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 070/01/15-567/2022 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 16417 [type] => solution [language] => ru [created] => 1660297160 [changed] => 1660297160 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1660297160 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - Томское УФАС России) по результатам рассмотрения обращения АНО ДО «Солнышко», направленного депутатом Думы г. Томска В.В. Е. (вх.№ 3518 от 16.05.2022, вх.№ 3842 от 27.05.2022) установлено следующее.

В обращении директора АНО ДО «Солнышко» к депутату Думы г. Томска
В.В. Е. изложены доводы о том, что Департаментом образования администрации
г. Томска (далее - Департамент) осуществляется помощь частным дошкольным образовательным организациям (далее - ЧДОО) и индивидуальным предпринимателям (далее - ИП) по комплектованию новых мест, созданных в рамках национального проекта «Демография», а именно осуществляется информирование родителей (законных представителей) с телефонов Департамента о возможности получения детьми дошкольного образования в ЧДОО, пока не подошла очередь в муниципальный детский сад. Что ставит в неравные условия хозяйствующих субъектов, работающих на данном товарном рынке, а именно участников регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» и тех хозяйствующих субъектов, которые в нем не участвуют, но предоставляют такие же услуги.

Установлено, что указанные доводы подтверждаются письмом Заместителя мэра г. Томска от 27.04.2022 исх.№ 2826, адресованным АНО ДО «Солнышко», в котором сообщается следующее: «ЧДОО и индивидуальным предпринимателям оказывалась помощь по комплектованию новых мест, созданных в рамках национального проекта, а именно осуществлялось информирование родителей (законных представителей) с телефонов департамента образования администрации Города Томска о возможности получения детьми дошкольного образования в ЧДОО, пока не подошла очередь в муниципальный детский сад».

Оценивая содержание письма Заместителя мэра г. Томска от 27.04.2022 исх.№ 2826, Томское УФАС России приходит к выводу о том, что Администрации г. Томска известно о действиях Департамента, надлежащая правовая оценка таким действиям Администрацией не дается, контроль за действиями не осуществляется.

Постановлением администрации Города Томска от 21.08.2020 № 764 утвержден порядок определения объема и условия предоставления субсидии организациям, осуществляющим образовательную деятельность (за исключением государственных, муниципальных), и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми, на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в 2020 - 2023 годах.

Так, на территории г. Томска осуществляют образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования 13 частных дошкольных образовательных организаций и 6 индивидуальных предпринимателей.

В региональном проекте «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» в части создания дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет в негосударственном секторе за 2020 и 2021 гг. приняли участие и получили лицензию на осуществление образовательной деятельности следующие ЧДОО и ИП:

1. Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Академический»;

2. Автономная некоммерческая дошкольная образовательная организация Центр раннего развития «Созвездие»;

3. Автономная некоммерческая организация «Детская организация раннего развития «Медвежонок»;

4. ИП В.;

5. ИП Д. (г. Томск, ул. Мокрушина, 1а; г. Томск, ул. Прибрежная, 36);

6. ИП Р.;

7. Автономная некоммерческая детская организация раннего развития «Алиса»;

8. Автономная некоммерческая организация «Малышка»;

9. ИП К.;

10. Автономная некоммерческая организация «Центр раннего развития «Пчелка»;

11. Автономная некоммерческая детская организация «Центр раннего развития «Колобок»;

12. ИП В.

Также на территории г. Томска осуществляют прием детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет частные образовательные организации дошкольного образования, которые не приняли участие в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет»:

  1. Частное образовательное учреждение «Прогимназия с углубленным изучением иностранных языков»;

  2. ООО «Ладушки»;

  3. АНО ДО «Солнышко»;

  4. АНО «Детская организация раннего развития «Ладушки»;

  5. ИП Г.;

  6. АНО «Центр раннего развития «Семушка»;

  7. АНО ДО «Центр развития и творчества «Алиса.Дети»;

Постановлением администрации Города Томска от 21.08.2020 № 764 не предусмотрено возможности представления приоритета и преимуществ по комплектованию новых мест, созданных в рамках регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» путем направления потребителей к конкретным ЧДОО и ИП, которые участвуют в региональной программе, в отсутствие осуществления таких действий в отношении иных хозяйствующих субъектов оказывающих услуги на том же товарном рынке.

Таким образом, у Департамента не имелось правовых оснований представлять хозяйствующим субъектам преимущественные условия, путем информирования родителей (законных представителей) с телефонов Департамента о возможности получения детьми дошкольного образования именно в тех ЧДОО и ИП, которые приняли участие в реализации регионального проекта в рамках национального проекта «Демография».

Статья 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 - 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Статья 15 Закона о защите конкуренции представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов, квалифицирующих признаки состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий/бездействия органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются создание дискриминационных условий. В соответствии с п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» антимонопольным законодательством органам публичной власти запрещается создание дискриминационных условий: условий доступа на товарный рынок, условий производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Из вышеизложенного следует, что запрещается информирование, которое создает дискриминационные условия и ставит в неравные условия хозяйствующих субъектов, работающих на данном товарном рынке.

Таким образом, в действиях Департамента образования администрации Города Томска, выразившихся в информировании родителей (законных представителей) с телефонов Департамента о возможности получения детьми дошкольного образования именно в ЧДОО и ИП, участвующих в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» в рамках национального проекта «Демография», то есть исключительно у 12 хозяйствующих субъектов содержатся признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В бездействиях Администрации г. Томска по осуществлению надлежащего контроля за действиями Департамента образования администрации Города Томска, содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях Департамента образования администрации Города Томска, выразившихся в информировании родителей (законных представителей) с телефонов Департамента о возможности получения детьми дошкольного образования в ЧДОО и ИП, участвующих в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» в рамках национального проекта «Демография» признаков нарушения п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в бездействиях Администрации г. Томска по осуществлению надлежащего контроля за действиями Департамента образования администрации Города Томска, признаков нарушения антимонопольного законодательства ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, Томское УФАС России на основании статьи 39.l Закона о защите конкуренции выдает Администрации Города Томска и Департамента образования администрации Города Томска предупреждение о необходимости прекращения указанных действий в срок до 01.09.2022 г. путем:

- прекращения действий по информированию родителей (законных представителей) о возможности получения детьми дошкольного образования в частных образовательных организациях, создающее дискриминационные условия, запрещённые Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- принятия мер по устранению последствий действий Департамента образования администрации Города Томска, содержащих признаки ограничения конкуренции, которые повлекли нарушение прав частных образовательных организаций дошкольного образования, не участвующих в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» в рамках национального проекта «Демография», предусматривающих информирование родителей (законных представителей) о возможности получения детьми дошкольного образования во всех частных образовательных организациях дошкольного образования г. Томска (ЧДОО и ИП);

- принятия мер к устранению причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, в виде усиления контроля за соблюдением Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдается, в срок, указанный в предупреждении. Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - Томское УФАС России) по результатам рассмотрения обращения АНО ДО «Солнышко», направленного депутатом Думы г. Томска В.В. Е. (вх.№ 3518 от 16.05.2022, вх.№ 3842 от 27.05.2022) установлено следующее.

В обращении директора АНО ДО «Солнышко» к депутату Думы г. Томска
В.В. Е. изложены доводы о том, что Департаментом образования администрации
г. Томска (далее - Департамент) осуществляется помощь частным дошкольным образовательным организациям (далее - ЧДОО) и индивидуальным предпринимателям (далее - ИП) по комплектованию новых мест, созданных в рамках национального проекта «Демография», а именно осуществляется информирование родителей (законных представителей) с телефонов Департамента о возможности получения детьми дошкольного образования в ЧДОО, пока не подошла очередь в муниципальный детский сад. Что ставит в неравные условия хозяйствующих субъектов, работающих на данном товарном рынке, а именно участников регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» и тех хозяйствующих субъектов, которые в нем не участвуют, но предоставляют такие же услуги.

Установлено, что указанные доводы подтверждаются письмом Заместителя мэра г. Томска от 27.04.2022 исх.№ 2826, адресованным АНО ДО «Солнышко», в котором сообщается следующее: «ЧДОО и индивидуальным предпринимателям оказывалась помощь по комплектованию новых мест, созданных в рамках национального проекта, а именно осуществлялось информирование родителей (законных представителей) с телефонов департамента образования администрации Города Томска о возможности получения детьми дошкольного образования в ЧДОО, пока не подошла очередь в муниципальный детский сад».

Оценивая содержание письма Заместителя мэра г. Томска от 27.04.2022 исх.№ 2826, Томское УФАС России приходит к выводу о том, что Администрации г. Томска известно о действиях Департамента, надлежащая правовая оценка таким действиям Администрацией не дается, контроль за действиями не осуществляется.

Постановлением администрации Города Томска от 21.08.2020 № 764 утвержден порядок определения объема и условия предоставления субсидии организациям, осуществляющим образовательную деятельность (за исключением государственных, муниципальных), и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми, на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в 2020 - 2023 годах.

Так, на территории г. Томска осуществляют образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования 13 частных дошкольных образовательных организаций и 6 индивидуальных предпринимателей.

В региональном проекте «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» в части создания дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет в негосударственном секторе за 2020 и 2021 гг. приняли участие и получили лицензию на осуществление образовательной деятельности следующие ЧДОО и ИП:

1. Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Академический»;

2. Автономная некоммерческая дошкольная образовательная организация Центр раннего развития «Созвездие»;

3. Автономная некоммерческая организация «Детская организация раннего развития «Медвежонок»;

4. ИП В.;

5. ИП Д. (г. Томск, ул. Мокрушина, 1а; г. Томск, ул. Прибрежная, 36);

6. ИП Р.;

7. Автономная некоммерческая детская организация раннего развития «Алиса»;

8. Автономная некоммерческая организация «Малышка»;

9. ИП К.;

10. Автономная некоммерческая организация «Центр раннего развития «Пчелка»;

11. Автономная некоммерческая детская организация «Центр раннего развития «Колобок»;

12. ИП В.

Также на территории г. Томска осуществляют прием детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет частные образовательные организации дошкольного образования, которые не приняли участие в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет»:

  1. Частное образовательное учреждение «Прогимназия с углубленным изучением иностранных языков»;

  2. ООО «Ладушки»;

  3. АНО ДО «Солнышко»;

  4. АНО «Детская организация раннего развития «Ладушки»;

  5. ИП Г.;

  6. АНО «Центр раннего развития «Семушка»;

  7. АНО ДО «Центр развития и творчества «Алиса.Дети»;

Постановлением администрации Города Томска от 21.08.2020 № 764 не предусмотрено возможности представления приоритета и преимуществ по комплектованию новых мест, созданных в рамках регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» путем направления потребителей к конкретным ЧДОО и ИП, которые участвуют в региональной программе, в отсутствие осуществления таких действий в отношении иных хозяйствующих субъектов оказывающих услуги на том же товарном рынке.

Таким образом, у Департамента не имелось правовых оснований представлять хозяйствующим субъектам преимущественные условия, путем информирования родителей (законных представителей) с телефонов Департамента о возможности получения детьми дошкольного образования именно в тех ЧДОО и ИП, которые приняли участие в реализации регионального проекта в рамках национального проекта «Демография».

Статья 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 - 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Статья 15 Закона о защите конкуренции представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов, квалифицирующих признаки состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий/бездействия органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются создание дискриминационных условий. В соответствии с п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» антимонопольным законодательством органам публичной власти запрещается создание дискриминационных условий: условий доступа на товарный рынок, условий производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Из вышеизложенного следует, что запрещается информирование, которое создает дискриминационные условия и ставит в неравные условия хозяйствующих субъектов, работающих на данном товарном рынке.

Таким образом, в действиях Департамента образования администрации Города Томска, выразившихся в информировании родителей (законных представителей) с телефонов Департамента о возможности получения детьми дошкольного образования именно в ЧДОО и ИП, участвующих в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» в рамках национального проекта «Демография», то есть исключительно у 12 хозяйствующих субъектов содержатся признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В бездействиях Администрации г. Томска по осуществлению надлежащего контроля за действиями Департамента образования администрации Города Томска, содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях Департамента образования администрации Города Томска, выразившихся в информировании родителей (законных представителей) с телефонов Департамента о возможности получения детьми дошкольного образования в ЧДОО и ИП, участвующих в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» в рамках национального проекта «Демография» признаков нарушения п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в бездействиях Администрации г. Томска по осуществлению надлежащего контроля за действиями Департамента образования администрации Города Томска, признаков нарушения антимонопольного законодательства ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, Томское УФАС России на основании статьи 39.l Закона о защите конкуренции выдает Администрации Города Томска и Департамента образования администрации Города Томска предупреждение о необходимости прекращения указанных действий в срок до 01.09.2022 г. путем:

- прекращения действий по информированию родителей (законных представителей) о возможности получения детьми дошкольного образования в частных образовательных организациях, создающее дискриминационные условия, запрещённые Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- принятия мер по устранению последствий действий Департамента образования администрации Города Томска, содержащих признаки ограничения конкуренции, которые повлекли нарушение прав частных образовательных организаций дошкольного образования, не участвующих в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» в рамках национального проекта «Демография», предусматривающих информирование родителей (законных представителей) о возможности получения детьми дошкольного образования во всех частных образовательных организациях дошкольного образования г. Томска (ЧДОО и ИП);

- принятия мер к устранению причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, в виде усиления контроля за соблюдением Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдается, в срок, указанный в предупреждении. Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => исх.№МН/3535 [format] => [safe_value] => исх.№МН/3535 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 070/01/15-567/2022 [format] => [safe_value] => № 070/01/15-567/2022 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 45 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 45 [vid] => 3 [name] => Предупреждения и предостережения [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2022-08-12 09:30:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2022-08-12 09:30:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1660297160 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Томское УФАС России )