Постановление по делу № A67-2530/2012

Номер дела: A67-2530/2012
Дата публикации: 24 октября 2012, 15:25

 

 
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, уп. Набережная реки Ушайки 24. 
 
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ 
г. Томск 
24 октября 2012 года 
Дело № A67-2530/2012 
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2011 года 
Седьмой арбитражный апелпяциоиный суд в составе: председательствуюшего К. 
судей Ж., У. 
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ш. с использованием средств аудиозаписи 
при участии: 
от заявителя: без участия, 
от административного органа: Базаровой Н. В. по дов. от 10.01.2012, 
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ОТ­ветственностью «Ритейл» на решение Арбитражного суда Томской области от 11.07.2012 по делу №А67-2530/2012 (судья Кузнецов А. С.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ритейп», г. Томск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области о признании незакоиным и отмене постановления от 11.03.20] 2 О назначении администра­тивного наказания по делу № 06-09/33-11, 
 
УСТАНОВИЛ: 
 
Общество с ограниченной ответственностью «Ритейл» (далее - 000 «Ритейл», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд ТОМСКОЙ области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - УФАС России по Томской области, Управление, административный орган) опризнании незаконным и отмене постановления от 11.03.2012 о назначении административного наказания по делу N2 06-09/33-12 о наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 100 000 руб. 
Решением Арбитражного суда Томской области от 11.07.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. 
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Седьмой арбит­ражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой. просит решение суда первой инстанции отменить и вернуть дело на новое рассмотрение. 
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на тот факт, что в рассматриваемом случае банковские услуги не сказывались. реклама не включала оказа­ние банковских услуг, информации о получении кредита в рекламе также не содержа­лось, в связи чем, данная реклама не противоречит требованиям Федерального закона «О рекламе». 
УФАС России по Томской области в отзыве на апелляционную жалобу не согла­шается с ее доводами. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жа­лобу без удовлетворения. Дополнительно поясняет, что, заявитель не реализовал право потребителей рекламы на получение обоснованной, правдивой и достаточной информа­ции, которая создает верное представление о товаре или услуге, позволяет сделать вывод о необходимости его приобретения и ограждает от причинения вреда потребителю. 
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного проuессуального кодекса Россий­ской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей обще­ства, надлежашим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства. 
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. 
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя административного органа, проверив законность и обосно­ванность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основани­ям. 
Из материалов дела следует, что в Томское УФАС России поступили материалы от главы Каргасокского района Томской области о наличии признаков нарушения зако­нодательства Российской Федерации о рекламе. 
УФАС по Томской области возбуждено дело № 06-11/111-11 по признакам нару­шения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении 000 «Ритейл». 
Согласно акту проверки рекламных конструкции от 18.10.2011. административ­ным органом установлено, что на фасаде здания по адресу Томская область. с. Каргасок, ул. Учебная, 20 размещена конструкция с информацией: «Салон связи Ы: «Кредит без первоначального взноса 150 моделей мобильной электроники ежедневные подарки каж- 
дому покупателю... Купи один с двумя SIМ-картами и получи подарок ... Любой телефон 
00/0 первый взнос ». 
Решением Комиссии Томского УФАС России по делу № 06-11/111-11 рассматри­ваемая реклама признана неиаллежащей. поскольку 8 ней нарушены требования статьи 9, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». 
24.02.2012 в отношении 000 «Ритейл» в присутствии защитника общества - Б. составлен протокол об административном правонарушении. 
11.03.2012 в отношении 000 «Ритейл» вынесено постановление о назначении административного наказания по делу № 06-09/33-12. которым общество признано ви­новным в совершении административного правонарушения. предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РПФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. 
Не согласившись с указанным выше постановлением, общество обратилось в Ар­битражный суд Томской области с настоящим заявлением. 
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции ис­ходил из того, что факт наличия в действиях общества состава административного пра- 
вонарушения подтверждается материалами дела, нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не допущено. 
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права. 
В соответствии с частью б статьи 21 О АПК РФ, при рассмотрении дела об оспари­вании решения административного органа о привлечен ии к административной ответ­ственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснован­ность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение. устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к адмииистративпой ответственности, соблю­ден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятель­ства, имеющие значение для дела. 
Частью 1 статьи 1.6 КоАП рф установлено, что лицо, привлекаемое к админи­стративной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом. 
Согласно статье 2.1 КоАП рф административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП рф или законами субъектов Российской Федерации об административ­ных правонарушениях установлена административная ответственность. 
Частью 1 статьи 14.3 КоАП рф установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе. за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи. статьями 14.37,14.38,19.31 КоАП РФ. 
Объективная сторона названного административного правонарушения состоит в нарушении законодательства о рекламе. 
Следовательно. для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения. предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАll РФ, обязательному установлению подлежит факт нарушения, который должен быть подтвержден соответ­ствующими доказательствами. 
Статьей 26.2 КоАП рф установлено, что доказательствами по делу об админи­стративном правонарушении являются любые фактические данные, на основании кото­рых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанав­ливают наличие или отсутствие события администрати вного правонарушения, винов­ность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоя­тельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавли­ваются протоколом об административном правонарушении. иными протоколами, преду­смотренными КоАП рф, объяснениями лица. в отношении которого ведется производ­ство по делу об административном правонарушении. показаниями потерпевшего, свиде­телей, заключениями эксперта. иными документами. а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. 
Отношения в сфере рекламы регламентируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-фЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-фЗ). 
В соответствии со статьей 3 Закона № 38-фЗ рекламой является информация, рас­пространяемая любым способом. в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его про­движение на рынке. 
Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализа­ции, изготовитель или продавец товара. результаты интеллектуальной деятельности либо 
мероприятие (в том числе спортивное соревнование. концерт, конкурс, фестиваль, осно­ванные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга). предназна­ченный для продажи, обмена или иного введения в оборот. 
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации. 
Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем ре­кламы понимается любое лицо, которому адресуется реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем. 
Согласно статье 9 Закона N2 38-фЗ в рекламе, сообщающей о проведении стиму­лирующей лотереи, конкурса, игры или ИНОГО подобного мероприятия. условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее меро­приятие), должны быть указаны: 
1) сроки проведения такого мероприятия; 
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. 
Между тем, административным органом установлено, что отсутствие в рассмат­риваемой рекламе сведений о сроках проведения стиму лирующего мероприятия, которое заключается в приобретении определенного товара и получении подарков (кежедневные подарки каждому покупателю .. ». «устал ходить с двумя телефонами. Купи один с двумя SIМ-картами и получи подарок .. »). свидетельствует о нарушении статьи 9 Закона N~ 38- ФЗ. Используемые в рекламе призывы приобретать товары и получать за это определен­ную выгоду, по мнению административного органа и суда первой инстанции, стимули­рует потребителей на покупку в салоне связи Ы» товаров, привлекает к магазину допол­нительное внимание, формирует интерес. 
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда пер­вой инстанции по следующим основаниям. 
Поскольку обществу вменяется не ненадлежащая реклама лотереи, конкурса, иг­ры, а иного стимулирующего мероприятия, суду необходимо определить критерии, по которым спорная реклама отнесена к рекламе иного аналогичного стимулирующего ме­роприятия. 
Согласно части 4 статьи 21 О АПК рф по делам об оспаривании решений админи­стративных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к администра­тивной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспарива­емое решение. 
Суд первой инстанции такие критерии не устанавливал. согласившись с позицией административного органа. 
Между тем, из буквального толкования статьи 9 Закона № 38-ФЗ следует, что для признания мероприятия стимулирующим необходимо установить такой признак как вы­полнение его участником обязательного условия - приобретение определенного товара. 
Таким образом, под стимулирующим мероприятием для целей Закона № 38-ФЗ следует лонимать мероприятие. непременным условием которого является приобретение определенного товара. 
В данном случае получение подарка в случае покупки телефона с двумя SIM­картами являлось одним из преимуществ товара, позволяющим сэкономить деньги, что 
следует рассматривать как благоприятные для покупателя (потребителя) последствия участия в акции, а не условие участия в ней. 
Общество, таким образом, фактически информировало о снижении цены, скидке на товар, что распространялось на всех потенциапьных покупателей без условия о пред­варительном приобретении какого-либо товара, без установления правил, которые одно­значно свидетельствовали об обязанности покупателя приобрести товар в результате участия в соответствующей акции. 
В рассматриваемом случае размещенная обществом реклама не подпадает под понятие стимулируюшего мероприятия. 
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в описании акции отсут­ствуют признаки, позволяющие произнести аналогию спорной рекламы с лотереей, кон­курсом или игрой: отсутствуют элементы случайности, отсутствуют правила выбора по­бедителя, как и сам победитель. участником акции автоматически становится лицо, за­ключившее договор купли-продажи. Указанная реклама не содержит информацию о наличии и розыгрыше призового фонда, о выплате вознаграждения или выдаче награды за победу в состязании, условием участия в котором является приобретение товара, не сообщает о проведении азартной игры, либо пари. 
Таким образом, мероприятие. по условиям которого подарки предоставляются всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего меро­приятия, предусмотренного статьей 9 Закона N~ 38-фЗ, и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования статьи 9 Закона NQ 38-ФЗ. 
Аналогичный вывод содержится и в разъяснениях вышестоящего по отношению к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области органа - Феде­ральной антимонопольной службы (письмо от 02.12.2011 N~ АК/44977 «О разъяснении некоторых положений Федерального закона «О рекламе»). 
Согласно указанному выше письму, в статье 9 Закона N2 38-фЗ В качестве отдель­ного объекта, 1{ рекламе которого установлены специальные требования, выделяет сти­мулирующее мероприятие - стимулирующую лотерею, конкурс. игру. иное подобное мероприятие. условием участия в которых является приобретение определенного товара и возможность получения выигрыша (при за. подарка). 
При этом мероприятие, по условиям которого одинаковые подарки предоставля­ются всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного статьей 9 Закона № 38-фЗ, и на рекламу такого меро­приятия не распространяются требования статьи 9 Закона № 38-ФЗ. поскольку подарок, предоставленный всем ли цам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, соответственно такие подарки не рассмат­риваются как призы и выигрыши покупателей. 
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что раз­мещенная на рекламной КОНСТРУКЦИИ информация: «ежедневные подарки каждому по­купагелю .... Купи один с двумя SIМ-картами и получи подарок ... » не подпадает под по­нятие стимулирующих мероприятий, требования к которым предъявляются статьей 9 Закона № 38-ФЗ. 
В то же время, суд первой инстанции. поцдержаивая позицию административного органа, правомерно установил в действиях 000 «Ритейл: нарушение части 1 статьи 28 Закона И№ 38-ФЗ. ответственность за которое наступает [10 части 1 статьи ] 4.3 КоАП РФ. 
Согласно части ] статьи 28 Закона NQ 38-фЗ реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица. оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринима­теля - фамилию. имя, отчество). 
Указанная норма принята в интересах потребителя с цепью формирования у него 
правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). 
Понятие «финансовой услуги» установлено пунктом 2 статьи 3 Федерального за­кона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с при влечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. 
Материалами дела подтверждается, что в нарушение положения части 1 статьи 28 Закона № 38-фЗ в рекламе не указано наименование или имя лица, оказывающего фи­нансовую услугу - «Кредит без первоиачального взноса». предоставляемый в связи с по­купкой указанного в рекламе товара. 
Следовательно, административный орган пришел к обоснованному выводу о том, что помимо рекламы салона С8ЯЗИ. реализуемых товаров, имела место реклама финансо­вой услуги (банковского кредита), без указания наименования или имени лица, оказыва­ющего банковские или иные финансовые услуги. 
При таких обстоятельствах, доводы, приводимые в апелляционной жалобе, апел­ляционный суд признает необоснованными. 
Согласно статье 33 Закона № 38-фЗ антимонопольный орган осуществляет в пре­делах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. 
Как указано в части 4 статьи 38 Закона № 38-фЗ, нарушение рекламодателями, рекламопроиз водителям и, рекл аморасп ространителям и закон одательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации об административных правонарушениях. 
Обществом каких-либо доказательств, опровергающих нарушение части 1 статьи 28 Закона№ 38-фЗ, судам первой и апелляционной инстанций не представлено. 
В соответствии с абзацем 7 части 1 статьи 3 Закона № 38-фЗ рекламораспростра­нитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. 
Согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона № 38-фЗ за нарушение указанных требова­ний закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель. 
Рекламодателем и рекламораспространителем является 000 «Ритейл», что под­тверждается предписанием Администрации Каргасокского района о демонтаже само­вольно установленных рекламных конструкций от 14.11.201 I № 9-2, выпиской из едино­го государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.11.2011 № 08/005/2011-090, договором аренды и сотрудничества от 01.06.2011 № 41, актом приема-передачи арендованного здания от О] .06.2011. письменными пояснениями ПО «Каргасокское» от 08.12.2011 N240. 
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП рф по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в его совершении. 
В части 1 статьи 1.5 КоАЛ РФ определено. что ли цо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения. в отношении которых установлена его вина. 
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совер­шении административного правонарушения. если будет установлено. что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодек­сом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 
Из приведенных норм следует. что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в 'Зависимости от принятия им исчер­пывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства. 
О вине общества в допущенном правонарушении свидетельствует тот факт, что у общества имелась возможность для соблюдения требований Закона о рекламе, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 
Доказательства, подтверждающие отсутствие у общества реальной возможности соблюдать требования действующего законодательства о рекламе с целью предотвраще­ния совершения административного правонарушения. в материалах дела отсутствуют. 
Таким образом, наличие в действиях 000 «Ритейл» состава административного правонарушения. предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. является доказан­ным. 
Согласно оспариваемому постановлению 000 «Ритейл» назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб .. в пределах санкции установленной частыо 4 статьи 20.4 КоАП РФ. 
Фиксация обстоятельств административного нравонарушения. рассмотрение дела об административном правонарушении. произведены должностными лицами админи­стративного органа в пределах полномочий, установленных законом. 
Квалификация совершенного обществом право нарушения соответствует нормам части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. 
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотрен­ный статей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правона­рушении и назначения административного наказания не истек. 
Существенных нарушени й процессуальных требований КоАП рф при производ­стве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, а также об­стоятельств, исключающих производство по делу об административном правонаруше­НИИ, апелляционным судом не установлено. 
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстан­ЦИИ, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется. 
В соответствии с частью 5.1 статьи 21 1 АПК рф решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственно­сти, если размер административного штрафа за административное право нарушение не превышает для юридических лиu 100 000 руб., может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции. и постановление арбитражного суда апел­ляционной инстанции. припятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитраж­ный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ. 
Учитывая, что размер наложенного на общество административного штрафа не превышает 100 000 руб., то применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 АПК РФ. 
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд 
 
ПОСТАНОВИЛ: 
 
Решение Арбитражиого суда Томской области от 11.07.2012 по делу № А67- 2530/2012 оставить без изменения. а апелляционную жалобу - без удовлетворения. 
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. 
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Запад­но-Сибирского округа только по основаниям. предусмотренным чаС1ЪЮ 4 статьи 288 Ар­битражного процессуального кодекса Российской Федерации. 
 

 

stdClass Object ( [vid] => 8250 [uid] => 5 [title] => Постановление по делу № A67-2530/2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8249 [type] => solution [language] => ru [created] => 1352191077 [changed] => 1368705060 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705060 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, уп. Набережная реки Ушайки 24. 
 
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ 
г. Томск 
24 октября 2012 года 
Дело № A67-2530/2012 
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2011 года 
Седьмой арбитражный апелпяциоиный суд в составе: председательствуюшего К. 
судей Ж., У. 
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ш. с использованием средств аудиозаписи 
при участии: 
от заявителя: без участия, 
от административного органа: Базаровой Н. В. по дов. от 10.01.2012, 
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ОТ­ветственностью «Ритейл» на решение Арбитражного суда Томской области от 11.07.2012 по делу №А67-2530/2012 (судья Кузнецов А. С.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ритейп», г. Томск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области о признании незакоиным и отмене постановления от 11.03.20] 2 О назначении администра­тивного наказания по делу № 06-09/33-11, 
 
УСТАНОВИЛ: 
 
Общество с ограниченной ответственностью «Ритейл» (далее - 000 «Ритейл», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд ТОМСКОЙ области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - УФАС России по Томской области, Управление, административный орган) опризнании незаконным и отмене постановления от 11.03.2012 о назначении административного наказания по делу N2 06-09/33-12 о наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 100 000 руб. 
Решением Арбитражного суда Томской области от 11.07.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. 
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Седьмой арбит­ражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой. просит решение суда первой инстанции отменить и вернуть дело на новое рассмотрение. 
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на тот факт, что в рассматриваемом случае банковские услуги не сказывались. реклама не включала оказа­ние банковских услуг, информации о получении кредита в рекламе также не содержа­лось, в связи чем, данная реклама не противоречит требованиям Федерального закона «О рекламе». 
УФАС России по Томской области в отзыве на апелляционную жалобу не согла­шается с ее доводами. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жа­лобу без удовлетворения. Дополнительно поясняет, что, заявитель не реализовал право потребителей рекламы на получение обоснованной, правдивой и достаточной информа­ции, которая создает верное представление о товаре или услуге, позволяет сделать вывод о необходимости его приобретения и ограждает от причинения вреда потребителю. 
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного проuессуального кодекса Россий­ской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей обще­ства, надлежашим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства. 
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. 
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя административного органа, проверив законность и обосно­ванность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основани­ям. 
Из материалов дела следует, что в Томское УФАС России поступили материалы от главы Каргасокского района Томской области о наличии признаков нарушения зако­нодательства Российской Федерации о рекламе. 
УФАС по Томской области возбуждено дело № 06-11/111-11 по признакам нару­шения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении 000 «Ритейл». 
Согласно акту проверки рекламных конструкции от 18.10.2011. административ­ным органом установлено, что на фасаде здания по адресу Томская область. с. Каргасок, ул. Учебная, 20 размещена конструкция с информацией: «Салон связи Ы: «Кредит без первоначального взноса 150 моделей мобильной электроники ежедневные подарки каж- 
дому покупателю... Купи один с двумя SIМ-картами и получи подарок ... Любой телефон 
00/0 первый взнос ». 
Решением Комиссии Томского УФАС России по делу № 06-11/111-11 рассматри­ваемая реклама признана неиаллежащей. поскольку 8 ней нарушены требования статьи 9, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». 
24.02.2012 в отношении 000 «Ритейл» в присутствии защитника общества - Б. составлен протокол об административном правонарушении. 
11.03.2012 в отношении 000 «Ритейл» вынесено постановление о назначении административного наказания по делу № 06-09/33-12. которым общество признано ви­новным в совершении административного правонарушения. предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РПФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. 
Не согласившись с указанным выше постановлением, общество обратилось в Ар­битражный суд Томской области с настоящим заявлением. 
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции ис­ходил из того, что факт наличия в действиях общества состава административного пра- 
вонарушения подтверждается материалами дела, нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не допущено. 
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права. 
В соответствии с частью б статьи 21 О АПК РФ, при рассмотрении дела об оспари­вании решения административного органа о привлечен ии к административной ответ­ственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснован­ность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение. устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к адмииистративпой ответственности, соблю­ден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятель­ства, имеющие значение для дела. 
Частью 1 статьи 1.6 КоАП рф установлено, что лицо, привлекаемое к админи­стративной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом. 
Согласно статье 2.1 КоАП рф административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП рф или законами субъектов Российской Федерации об административ­ных правонарушениях установлена административная ответственность. 
Частью 1 статьи 14.3 КоАП рф установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе. за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи. статьями 14.37,14.38,19.31 КоАП РФ. 
Объективная сторона названного административного правонарушения состоит в нарушении законодательства о рекламе. 
Следовательно. для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения. предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАll РФ, обязательному установлению подлежит факт нарушения, который должен быть подтвержден соответ­ствующими доказательствами. 
Статьей 26.2 КоАП рф установлено, что доказательствами по делу об админи­стративном правонарушении являются любые фактические данные, на основании кото­рых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанав­ливают наличие или отсутствие события администрати вного правонарушения, винов­ность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоя­тельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавли­ваются протоколом об административном правонарушении. иными протоколами, преду­смотренными КоАП рф, объяснениями лица. в отношении которого ведется производ­ство по делу об административном правонарушении. показаниями потерпевшего, свиде­телей, заключениями эксперта. иными документами. а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. 
Отношения в сфере рекламы регламентируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-фЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-фЗ). 
В соответствии со статьей 3 Закона № 38-фЗ рекламой является информация, рас­пространяемая любым способом. в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его про­движение на рынке. 
Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализа­ции, изготовитель или продавец товара. результаты интеллектуальной деятельности либо 
мероприятие (в том числе спортивное соревнование. концерт, конкурс, фестиваль, осно­ванные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга). предназна­ченный для продажи, обмена или иного введения в оборот. 
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации. 
Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем ре­кламы понимается любое лицо, которому адресуется реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем. 
Согласно статье 9 Закона N2 38-фЗ в рекламе, сообщающей о проведении стиму­лирующей лотереи, конкурса, игры или ИНОГО подобного мероприятия. условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее меро­приятие), должны быть указаны: 
1) сроки проведения такого мероприятия; 
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. 
Между тем, административным органом установлено, что отсутствие в рассмат­риваемой рекламе сведений о сроках проведения стиму лирующего мероприятия, которое заключается в приобретении определенного товара и получении подарков (кежедневные подарки каждому покупателю .. ». «устал ходить с двумя телефонами. Купи один с двумя SIМ-картами и получи подарок .. »). свидетельствует о нарушении статьи 9 Закона N~ 38- ФЗ. Используемые в рекламе призывы приобретать товары и получать за это определен­ную выгоду, по мнению административного органа и суда первой инстанции, стимули­рует потребителей на покупку в салоне связи Ы» товаров, привлекает к магазину допол­нительное внимание, формирует интерес. 
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда пер­вой инстанции по следующим основаниям. 
Поскольку обществу вменяется не ненадлежащая реклама лотереи, конкурса, иг­ры, а иного стимулирующего мероприятия, суду необходимо определить критерии, по которым спорная реклама отнесена к рекламе иного аналогичного стимулирующего ме­роприятия. 
Согласно части 4 статьи 21 О АПК рф по делам об оспаривании решений админи­стративных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к администра­тивной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспарива­емое решение. 
Суд первой инстанции такие критерии не устанавливал. согласившись с позицией административного органа. 
Между тем, из буквального толкования статьи 9 Закона № 38-ФЗ следует, что для признания мероприятия стимулирующим необходимо установить такой признак как вы­полнение его участником обязательного условия - приобретение определенного товара. 
Таким образом, под стимулирующим мероприятием для целей Закона № 38-ФЗ следует лонимать мероприятие. непременным условием которого является приобретение определенного товара. 
В данном случае получение подарка в случае покупки телефона с двумя SIM­картами являлось одним из преимуществ товара, позволяющим сэкономить деньги, что 
следует рассматривать как благоприятные для покупателя (потребителя) последствия участия в акции, а не условие участия в ней. 
Общество, таким образом, фактически информировало о снижении цены, скидке на товар, что распространялось на всех потенциапьных покупателей без условия о пред­варительном приобретении какого-либо товара, без установления правил, которые одно­значно свидетельствовали об обязанности покупателя приобрести товар в результате участия в соответствующей акции. 
В рассматриваемом случае размещенная обществом реклама не подпадает под понятие стимулируюшего мероприятия. 
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в описании акции отсут­ствуют признаки, позволяющие произнести аналогию спорной рекламы с лотереей, кон­курсом или игрой: отсутствуют элементы случайности, отсутствуют правила выбора по­бедителя, как и сам победитель. участником акции автоматически становится лицо, за­ключившее договор купли-продажи. Указанная реклама не содержит информацию о наличии и розыгрыше призового фонда, о выплате вознаграждения или выдаче награды за победу в состязании, условием участия в котором является приобретение товара, не сообщает о проведении азартной игры, либо пари. 
Таким образом, мероприятие. по условиям которого подарки предоставляются всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего меро­приятия, предусмотренного статьей 9 Закона N~ 38-фЗ, и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования статьи 9 Закона NQ 38-ФЗ. 
Аналогичный вывод содержится и в разъяснениях вышестоящего по отношению к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области органа - Феде­ральной антимонопольной службы (письмо от 02.12.2011 N~ АК/44977 «О разъяснении некоторых положений Федерального закона «О рекламе»). 
Согласно указанному выше письму, в статье 9 Закона N2 38-фЗ В качестве отдель­ного объекта, 1{ рекламе которого установлены специальные требования, выделяет сти­мулирующее мероприятие - стимулирующую лотерею, конкурс. игру. иное подобное мероприятие. условием участия в которых является приобретение определенного товара и возможность получения выигрыша (при за. подарка). 
При этом мероприятие, по условиям которого одинаковые подарки предоставля­ются всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного статьей 9 Закона № 38-фЗ, и на рекламу такого меро­приятия не распространяются требования статьи 9 Закона № 38-ФЗ. поскольку подарок, предоставленный всем ли цам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, соответственно такие подарки не рассмат­риваются как призы и выигрыши покупателей. 
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что раз­мещенная на рекламной КОНСТРУКЦИИ информация: «ежедневные подарки каждому по­купагелю .... Купи один с двумя SIМ-картами и получи подарок ... » не подпадает под по­нятие стимулирующих мероприятий, требования к которым предъявляются статьей 9 Закона № 38-ФЗ. 
В то же время, суд первой инстанции. поцдержаивая позицию административного органа, правомерно установил в действиях 000 «Ритейл: нарушение части 1 статьи 28 Закона И№ 38-ФЗ. ответственность за которое наступает [10 части 1 статьи ] 4.3 КоАП РФ. 
Согласно части ] статьи 28 Закона NQ 38-фЗ реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица. оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринима­теля - фамилию. имя, отчество). 
Указанная норма принята в интересах потребителя с цепью формирования у него 
правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). 
Понятие «финансовой услуги» установлено пунктом 2 статьи 3 Федерального за­кона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с при влечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. 
Материалами дела подтверждается, что в нарушение положения части 1 статьи 28 Закона № 38-фЗ в рекламе не указано наименование или имя лица, оказывающего фи­нансовую услугу - «Кредит без первоиачального взноса». предоставляемый в связи с по­купкой указанного в рекламе товара. 
Следовательно, административный орган пришел к обоснованному выводу о том, что помимо рекламы салона С8ЯЗИ. реализуемых товаров, имела место реклама финансо­вой услуги (банковского кредита), без указания наименования или имени лица, оказыва­ющего банковские или иные финансовые услуги. 
При таких обстоятельствах, доводы, приводимые в апелляционной жалобе, апел­ляционный суд признает необоснованными. 
Согласно статье 33 Закона № 38-фЗ антимонопольный орган осуществляет в пре­делах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. 
Как указано в части 4 статьи 38 Закона № 38-фЗ, нарушение рекламодателями, рекламопроиз водителям и, рекл аморасп ространителям и закон одательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации об административных правонарушениях. 
Обществом каких-либо доказательств, опровергающих нарушение части 1 статьи 28 Закона№ 38-фЗ, судам первой и апелляционной инстанций не представлено. 
В соответствии с абзацем 7 части 1 статьи 3 Закона № 38-фЗ рекламораспростра­нитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. 
Согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона № 38-фЗ за нарушение указанных требова­ний закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель. 
Рекламодателем и рекламораспространителем является 000 «Ритейл», что под­тверждается предписанием Администрации Каргасокского района о демонтаже само­вольно установленных рекламных конструкций от 14.11.201 I № 9-2, выпиской из едино­го государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.11.2011 № 08/005/2011-090, договором аренды и сотрудничества от 01.06.2011 № 41, актом приема-передачи арендованного здания от О] .06.2011. письменными пояснениями ПО «Каргасокское» от 08.12.2011 N240. 
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП рф по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в его совершении. 
В части 1 статьи 1.5 КоАЛ РФ определено. что ли цо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения. в отношении которых установлена его вина. 
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совер­шении административного правонарушения. если будет установлено. что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодек­сом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 
Из приведенных норм следует. что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в 'Зависимости от принятия им исчер­пывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства. 
О вине общества в допущенном правонарушении свидетельствует тот факт, что у общества имелась возможность для соблюдения требований Закона о рекламе, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 
Доказательства, подтверждающие отсутствие у общества реальной возможности соблюдать требования действующего законодательства о рекламе с целью предотвраще­ния совершения административного правонарушения. в материалах дела отсутствуют. 
Таким образом, наличие в действиях 000 «Ритейл» состава административного правонарушения. предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. является доказан­ным. 
Согласно оспариваемому постановлению 000 «Ритейл» назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб .. в пределах санкции установленной частыо 4 статьи 20.4 КоАП РФ. 
Фиксация обстоятельств административного нравонарушения. рассмотрение дела об административном правонарушении. произведены должностными лицами админи­стративного органа в пределах полномочий, установленных законом. 
Квалификация совершенного обществом право нарушения соответствует нормам части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. 
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотрен­ный статей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правона­рушении и назначения административного наказания не истек. 
Существенных нарушени й процессуальных требований КоАП рф при производ­стве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, а также об­стоятельств, исключающих производство по делу об административном правонаруше­НИИ, апелляционным судом не установлено. 
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстан­ЦИИ, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется. 
В соответствии с частью 5.1 статьи 21 1 АПК рф решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственно­сти, если размер административного штрафа за административное право нарушение не превышает для юридических лиu 100 000 руб., может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции. и постановление арбитражного суда апел­ляционной инстанции. припятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитраж­ный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ. 
Учитывая, что размер наложенного на общество административного штрафа не превышает 100 000 руб., то применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 АПК РФ. 
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд 
 
ПОСТАНОВИЛ: 
 
Решение Арбитражиого суда Томской области от 11.07.2012 по делу № А67- 2530/2012 оставить без изменения. а апелляционную жалобу - без удовлетворения. 
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. 
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Запад­но-Сибирского округа только по основаниям. предусмотренным чаС1ЪЮ 4 статьи 288 Ар­битражного процессуального кодекса Российской Федерации. 
 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, уп. Набережная реки Ушайки 24. 
 
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ 
г. Томск 
24 октября 2012 года 
Дело № A67-2530/2012 
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2011 года 
Седьмой арбитражный апелпяциоиный суд в составе: председательствуюшего К. 
судей Ж., У. 
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ш. с использованием средств аудиозаписи 
при участии: 
от заявителя: без участия, 
от административного органа: Базаровой Н. В. по дов. от 10.01.2012, 
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ОТ­ветственностью «Ритейл» на решение Арбитражного суда Томской области от 11.07.2012 по делу №А67-2530/2012 (судья Кузнецов А. С.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ритейп», г. Томск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области о признании незакоиным и отмене постановления от 11.03.20] 2 О назначении администра­тивного наказания по делу № 06-09/33-11, 
 
УСТАНОВИЛ: 
 
Общество с ограниченной ответственностью «Ритейл» (далее - 000 «Ритейл», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд ТОМСКОЙ области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - УФАС России по Томской области, Управление, административный орган) опризнании незаконным и отмене постановления от 11.03.2012 о назначении административного наказания по делу N2 06-09/33-12 о наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 100 000 руб. 
Решением Арбитражного суда Томской области от 11.07.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. 
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Седьмой арбит­ражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой. просит решение суда первой инстанции отменить и вернуть дело на новое рассмотрение. 
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на тот факт, что в рассматриваемом случае банковские услуги не сказывались. реклама не включала оказа­ние банковских услуг, информации о получении кредита в рекламе также не содержа­лось, в связи чем, данная реклама не противоречит требованиям Федерального закона «О рекламе». 
УФАС России по Томской области в отзыве на апелляционную жалобу не согла­шается с ее доводами. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жа­лобу без удовлетворения. Дополнительно поясняет, что, заявитель не реализовал право потребителей рекламы на получение обоснованной, правдивой и достаточной информа­ции, которая создает верное представление о товаре или услуге, позволяет сделать вывод о необходимости его приобретения и ограждает от причинения вреда потребителю. 
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного проuессуального кодекса Россий­ской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей обще­ства, надлежашим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства. 
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. 
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя административного органа, проверив законность и обосно­ванность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основани­ям. 
Из материалов дела следует, что в Томское УФАС России поступили материалы от главы Каргасокского района Томской области о наличии признаков нарушения зако­нодательства Российской Федерации о рекламе. 
УФАС по Томской области возбуждено дело № 06-11/111-11 по признакам нару­шения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении 000 «Ритейл». 
Согласно акту проверки рекламных конструкции от 18.10.2011. административ­ным органом установлено, что на фасаде здания по адресу Томская область. с. Каргасок, ул. Учебная, 20 размещена конструкция с информацией: «Салон связи Ы: «Кредит без первоначального взноса 150 моделей мобильной электроники ежедневные подарки каж- 
дому покупателю... Купи один с двумя SIМ-картами и получи подарок ... Любой телефон 
00/0 первый взнос ». 
Решением Комиссии Томского УФАС России по делу № 06-11/111-11 рассматри­ваемая реклама признана неиаллежащей. поскольку 8 ней нарушены требования статьи 9, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». 
24.02.2012 в отношении 000 «Ритейл» в присутствии защитника общества - Б. составлен протокол об административном правонарушении. 
11.03.2012 в отношении 000 «Ритейл» вынесено постановление о назначении административного наказания по делу № 06-09/33-12. которым общество признано ви­новным в совершении административного правонарушения. предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РПФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. 
Не согласившись с указанным выше постановлением, общество обратилось в Ар­битражный суд Томской области с настоящим заявлением. 
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции ис­ходил из того, что факт наличия в действиях общества состава административного пра- 
вонарушения подтверждается материалами дела, нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не допущено. 
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права. 
В соответствии с частью б статьи 21 О АПК РФ, при рассмотрении дела об оспари­вании решения административного органа о привлечен ии к административной ответ­ственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснован­ность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение. устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к адмииистративпой ответственности, соблю­ден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятель­ства, имеющие значение для дела. 
Частью 1 статьи 1.6 КоАП рф установлено, что лицо, привлекаемое к админи­стративной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом. 
Согласно статье 2.1 КоАП рф административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП рф или законами субъектов Российской Федерации об административ­ных правонарушениях установлена административная ответственность. 
Частью 1 статьи 14.3 КоАП рф установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе. за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи. статьями 14.37,14.38,19.31 КоАП РФ. 
Объективная сторона названного административного правонарушения состоит в нарушении законодательства о рекламе. 
Следовательно. для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения. предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАll РФ, обязательному установлению подлежит факт нарушения, который должен быть подтвержден соответ­ствующими доказательствами. 
Статьей 26.2 КоАП рф установлено, что доказательствами по делу об админи­стративном правонарушении являются любые фактические данные, на основании кото­рых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанав­ливают наличие или отсутствие события администрати вного правонарушения, винов­ность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоя­тельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавли­ваются протоколом об административном правонарушении. иными протоколами, преду­смотренными КоАП рф, объяснениями лица. в отношении которого ведется производ­ство по делу об административном правонарушении. показаниями потерпевшего, свиде­телей, заключениями эксперта. иными документами. а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. 
Отношения в сфере рекламы регламентируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-фЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-фЗ). 
В соответствии со статьей 3 Закона № 38-фЗ рекламой является информация, рас­пространяемая любым способом. в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его про­движение на рынке. 
Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализа­ции, изготовитель или продавец товара. результаты интеллектуальной деятельности либо 
мероприятие (в том числе спортивное соревнование. концерт, конкурс, фестиваль, осно­ванные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга). предназна­ченный для продажи, обмена или иного введения в оборот. 
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации. 
Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем ре­кламы понимается любое лицо, которому адресуется реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем. 
Согласно статье 9 Закона N2 38-фЗ в рекламе, сообщающей о проведении стиму­лирующей лотереи, конкурса, игры или ИНОГО подобного мероприятия. условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее меро­приятие), должны быть указаны: 
1) сроки проведения такого мероприятия; 
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. 
Между тем, административным органом установлено, что отсутствие в рассмат­риваемой рекламе сведений о сроках проведения стиму лирующего мероприятия, которое заключается в приобретении определенного товара и получении подарков (кежедневные подарки каждому покупателю .. ». «устал ходить с двумя телефонами. Купи один с двумя SIМ-картами и получи подарок .. »). свидетельствует о нарушении статьи 9 Закона N~ 38- ФЗ. Используемые в рекламе призывы приобретать товары и получать за это определен­ную выгоду, по мнению административного органа и суда первой инстанции, стимули­рует потребителей на покупку в салоне связи Ы» товаров, привлекает к магазину допол­нительное внимание, формирует интерес. 
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда пер­вой инстанции по следующим основаниям. 
Поскольку обществу вменяется не ненадлежащая реклама лотереи, конкурса, иг­ры, а иного стимулирующего мероприятия, суду необходимо определить критерии, по которым спорная реклама отнесена к рекламе иного аналогичного стимулирующего ме­роприятия. 
Согласно части 4 статьи 21 О АПК рф по делам об оспаривании решений админи­стративных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к администра­тивной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспарива­емое решение. 
Суд первой инстанции такие критерии не устанавливал. согласившись с позицией административного органа. 
Между тем, из буквального толкования статьи 9 Закона № 38-ФЗ следует, что для признания мероприятия стимулирующим необходимо установить такой признак как вы­полнение его участником обязательного условия - приобретение определенного товара. 
Таким образом, под стимулирующим мероприятием для целей Закона № 38-ФЗ следует лонимать мероприятие. непременным условием которого является приобретение определенного товара. 
В данном случае получение подарка в случае покупки телефона с двумя SIM­картами являлось одним из преимуществ товара, позволяющим сэкономить деньги, что 
следует рассматривать как благоприятные для покупателя (потребителя) последствия участия в акции, а не условие участия в ней. 
Общество, таким образом, фактически информировало о снижении цены, скидке на товар, что распространялось на всех потенциапьных покупателей без условия о пред­варительном приобретении какого-либо товара, без установления правил, которые одно­значно свидетельствовали об обязанности покупателя приобрести товар в результате участия в соответствующей акции. 
В рассматриваемом случае размещенная обществом реклама не подпадает под понятие стимулируюшего мероприятия. 
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в описании акции отсут­ствуют признаки, позволяющие произнести аналогию спорной рекламы с лотереей, кон­курсом или игрой: отсутствуют элементы случайности, отсутствуют правила выбора по­бедителя, как и сам победитель. участником акции автоматически становится лицо, за­ключившее договор купли-продажи. Указанная реклама не содержит информацию о наличии и розыгрыше призового фонда, о выплате вознаграждения или выдаче награды за победу в состязании, условием участия в котором является приобретение товара, не сообщает о проведении азартной игры, либо пари. 
Таким образом, мероприятие. по условиям которого подарки предоставляются всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего меро­приятия, предусмотренного статьей 9 Закона N~ 38-фЗ, и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования статьи 9 Закона NQ 38-ФЗ. 
Аналогичный вывод содержится и в разъяснениях вышестоящего по отношению к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области органа - Феде­ральной антимонопольной службы (письмо от 02.12.2011 N~ АК/44977 «О разъяснении некоторых положений Федерального закона «О рекламе»). 
Согласно указанному выше письму, в статье 9 Закона N2 38-фЗ В качестве отдель­ного объекта, 1{ рекламе которого установлены специальные требования, выделяет сти­мулирующее мероприятие - стимулирующую лотерею, конкурс. игру. иное подобное мероприятие. условием участия в которых является приобретение определенного товара и возможность получения выигрыша (при за. подарка). 
При этом мероприятие, по условиям которого одинаковые подарки предоставля­ются всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного статьей 9 Закона № 38-фЗ, и на рекламу такого меро­приятия не распространяются требования статьи 9 Закона № 38-ФЗ. поскольку подарок, предоставленный всем ли цам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, соответственно такие подарки не рассмат­риваются как призы и выигрыши покупателей. 
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что раз­мещенная на рекламной КОНСТРУКЦИИ информация: «ежедневные подарки каждому по­купагелю .... Купи один с двумя SIМ-картами и получи подарок ... » не подпадает под по­нятие стимулирующих мероприятий, требования к которым предъявляются статьей 9 Закона № 38-ФЗ. 
В то же время, суд первой инстанции. поцдержаивая позицию административного органа, правомерно установил в действиях 000 «Ритейл: нарушение части 1 статьи 28 Закона И№ 38-ФЗ. ответственность за которое наступает [10 части 1 статьи ] 4.3 КоАП РФ. 
Согласно части ] статьи 28 Закона NQ 38-фЗ реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица. оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринима­теля - фамилию. имя, отчество). 
Указанная норма принята в интересах потребителя с цепью формирования у него 
правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). 
Понятие «финансовой услуги» установлено пунктом 2 статьи 3 Федерального за­кона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с при влечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. 
Материалами дела подтверждается, что в нарушение положения части 1 статьи 28 Закона № 38-фЗ в рекламе не указано наименование или имя лица, оказывающего фи­нансовую услугу - «Кредит без первоиачального взноса». предоставляемый в связи с по­купкой указанного в рекламе товара. 
Следовательно, административный орган пришел к обоснованному выводу о том, что помимо рекламы салона С8ЯЗИ. реализуемых товаров, имела место реклама финансо­вой услуги (банковского кредита), без указания наименования или имени лица, оказыва­ющего банковские или иные финансовые услуги. 
При таких обстоятельствах, доводы, приводимые в апелляционной жалобе, апел­ляционный суд признает необоснованными. 
Согласно статье 33 Закона № 38-фЗ антимонопольный орган осуществляет в пре­делах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. 
Как указано в части 4 статьи 38 Закона № 38-фЗ, нарушение рекламодателями, рекламопроиз водителям и, рекл аморасп ространителям и закон одательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации об административных правонарушениях. 
Обществом каких-либо доказательств, опровергающих нарушение части 1 статьи 28 Закона№ 38-фЗ, судам первой и апелляционной инстанций не представлено. 
В соответствии с абзацем 7 части 1 статьи 3 Закона № 38-фЗ рекламораспростра­нитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. 
Согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона № 38-фЗ за нарушение указанных требова­ний закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель. 
Рекламодателем и рекламораспространителем является 000 «Ритейл», что под­тверждается предписанием Администрации Каргасокского района о демонтаже само­вольно установленных рекламных конструкций от 14.11.201 I № 9-2, выпиской из едино­го государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.11.2011 № 08/005/2011-090, договором аренды и сотрудничества от 01.06.2011 № 41, актом приема-передачи арендованного здания от О] .06.2011. письменными пояснениями ПО «Каргасокское» от 08.12.2011 N240. 
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП рф по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в его совершении. 
В части 1 статьи 1.5 КоАЛ РФ определено. что ли цо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения. в отношении которых установлена его вина. 
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совер­шении административного правонарушения. если будет установлено. что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодек­сом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 
Из приведенных норм следует. что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в 'Зависимости от принятия им исчер­пывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства. 
О вине общества в допущенном правонарушении свидетельствует тот факт, что у общества имелась возможность для соблюдения требований Закона о рекламе, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 
Доказательства, подтверждающие отсутствие у общества реальной возможности соблюдать требования действующего законодательства о рекламе с целью предотвраще­ния совершения административного правонарушения. в материалах дела отсутствуют. 
Таким образом, наличие в действиях 000 «Ритейл» состава административного правонарушения. предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. является доказан­ным. 
Согласно оспариваемому постановлению 000 «Ритейл» назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб .. в пределах санкции установленной частыо 4 статьи 20.4 КоАП РФ. 
Фиксация обстоятельств административного нравонарушения. рассмотрение дела об административном правонарушении. произведены должностными лицами админи­стративного органа в пределах полномочий, установленных законом. 
Квалификация совершенного обществом право нарушения соответствует нормам части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. 
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотрен­ный статей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правона­рушении и назначения административного наказания не истек. 
Существенных нарушени й процессуальных требований КоАП рф при производ­стве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, а также об­стоятельств, исключающих производство по делу об административном правонаруше­НИИ, апелляционным судом не установлено. 
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстан­ЦИИ, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется. 
В соответствии с частью 5.1 статьи 21 1 АПК рф решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственно­сти, если размер административного штрафа за административное право нарушение не превышает для юридических лиu 100 000 руб., может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции. и постановление арбитражного суда апел­ляционной инстанции. припятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитраж­ный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ. 
Учитывая, что размер наложенного на общество административного штрафа не превышает 100 000 руб., то применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 АПК РФ. 
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд 
 
ПОСТАНОВИЛ: 
 
Решение Арбитражиого суда Томской области от 11.07.2012 по делу № А67- 2530/2012 оставить без изменения. а апелляционную жалобу - без удовлетворения. 
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. 
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Запад­но-Сибирского округа только по основаниям. предусмотренным чаС1ЪЮ 4 статьи 288 Ар­битражного процессуального кодекса Российской Федерации. 
 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => A67-2530/2012 [format] => [safe_value] => A67-2530/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-24 08:25:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-24 08:25:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1352191077 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Томское УФАС России )