Решение по делу №05-10/109-12

Номер дела: 05-10/109-12
Дата публикации: 19 октября 2012, 11:29

 

РЕШЕНИЕ

г. Томск

Резолютивная часть решения оглашена 16 октября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 19 октября 2012 года

             

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

- Шевченко В.И., руководителя управления;

членов комиссии:

- Губановой Р.Ш., начальника отдела контроля органов власти;

- Лепихиной С.Н., ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти;

- Лосева В.Г., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 05-10/109-12, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Зональненского сельского поселения (п. Зональная станция Томского района Томской области, ул.Совхозная, 10) ч. 1 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»» (далее — Закон «О защите конкуренции») в присутствии представителя  ответчика по делу (Администрация Зональненского сельского поселения) — Г. (Решение от 05.12.2011 № 91), К. (удостоверение от 18.01.2012 № 5), в отсутствие представителя заявителя (ООО «Зональное+»),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступила жалоба ООО «Зональное+» (вх. от 08.10.2012 № 5476) о нарушении ч. 1 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Администрации Зональненского сельского поселения при организации и проведении открытого конкурса по выбору победителя на право заключения договора аренды в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства Зональненского сельского поселения (Извещение от 15.08.2012 №150812/0361530/01), выразившееся во включении в конкурсную документацию требований, не предусмотренных действущим законодательством.

Представитель ответчика (Администрация Зональненского сельского поселения) нарушение антимонопольного законодательства не признал, представил отзыв, пояснив, что требования конкурсной документации, включая критерии оценки заявок на участие в конкурсе, не противоречат антимонопольному законодательству.

Представитель заявителя в заседании комиссии не участвовал, о месте и времени заседания Комиссии уведомлен.

Учитывая пояснения присутствующего в заседании лица, изучив представленные ответчиком документы, рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.

15 августа 2012 года Администрацией Зональненского сельского поселения на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого конкурса по выбору победителя на право заключения договора аренды в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства Зональненского сельского поселения Томского района Томской области в составе 3 лотов: «Лот № 1: заключение договора аренды в отношении объектов водоснабжения Зональненского сельского поселения Томского района Томской области», «Лот № 2: заключение договора аренды в отношении объектов теплоснабжения Зональненского сельского поселения Томского района Томской области», «Лот № 3: заключение договора аренды в отношении объектов водоотведения Зональненского сельского поселения Томского района Томской области» (Извещение от 15.08.2012 №150812/0361530/01) (далее — Конкурс). Организатор торгов — Администрация Зональненского сельского поселения.

В разделе 13 конкурсной документации по каждому из трех лотов установлены критерии оценки конкурсных заявок, в частности в п. 1 по каждому лоту указано, что в качестве «Цены на услуги, оказываемые с использованием имущества, права на которое передаются по Договору (период значимости критерия — 0,15)» берется «Период получения заключения Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области по тарифу на:

- стоимость за единицу оказываемой услуги по водоснабжению. На 2013 год, с даты подписания Договора (по Лоту № 1);

- передачу тепловой энергии и по тарифу на стоимость за единицу тепловой энергии на 2013 год, с даты подписания Договора (по Лоту № 2);

- стоимость за единицу оказываемой услуги по водоотведению на 2013 год, с даты подписания Договора (по Лоту № 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Согласно ч. 5 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции» порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила).

Из п. 18 и п. 19 Правил следует, что участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам, организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.

В п. 77 Правил установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе. Использование иных, за исключением предусмотренных п. 77 Правил, критериев оценки конкурсных заявок, не допускается (п. 81 Правил).

Такой критерий как «период получения заключения по тарифу на стоимость единицы оказываемой услуги», включенный Администрацией Зональненского сельского поселения в конкурсную документацию как «период получения заключения Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области по тарифу на стоимость единицы оказываемой услуги», Правилами не предусмотрен.

Кроме того, Комиссия обращает внимание на то, что цена – это денежное выражение стоимости единицы товара, услуги, работы, измеряется в денежных единицах (например, рублях), а период времени характеризует длительность времени и, как следует из ст.ст. 190-192 ГК РФ, это срок, определенный годами, кварталами, месяцами, неделями, днями. Таким образом, одно понятие не может подменять другое. Следовательно, определять критерий «Цены на услуги» через подкритерий «Период получения заключения Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области по тарифу на стоимость единицы оказываемой услуги», как это сделала Администрация Зональненского сельского поселения, включив в раздел 13 конкурсной документации указанные критерий и подкритерий, неправомерно.

Таким образом, Администрация Зональненского сельского поселения, включив в раздел 13 конкурсной документации вышеуказанный подкритерий, раскрывающий критерий «цены на услуги», нарушила требования, установленные антимонопольным законодательством, а именно п.77 и п. 81 Правил, устанавливающие исчерпывающий перечень критериев оценки заявок на участие в конкурсе.

Кроме того, в Приложении 3 к конкурсной документации в пп.1.1 п.1 ч.2.3 в разделе 2.Метод оценки конкурсных предложений по каждому лоту организатором торгов определено начальное значение рассматриваемого критерия (подкритерия) — 60 дней и указано, что лучшим значением данного критерия является наименьший срок получения заключения Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области по тарифу на стоимость за единицу оказываемой услуги.

Вместе с тем, порядок и сроки установления регулируемых тарифов на коммунальные услуги определены следующими нормативными правовыми актами:

- порядок и сроки установления регулируемых тарифов на тепловую энергию определены Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»;

- порядок и сроки установления тарифов на холодную воду и водоотведение определены Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

Таким образом, уменьшение начального значения критерия Конкурса «период получения заключения Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области по тарифу на стоимость единицы оказываемой услуги» на основе волевого решения участника Конкурса, как этого требует конкурсная документация, противоречит вышеуказанным нормативным правовым актам.

Изложенное выше подтверждается письмом Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области от 10.10.2012 № 53-2027 о сроках и правилах установления тарифов на холодную воду, водоотведение и тепловую энергию указанным Департаментом, из которого следует, что период от подачи заявления организаций коммунального комплекса об установлении тарифа на холодную воду (водоотведение) составляет не менее 1 месяца при условии предоставления документов в полном объеме и открытия дела по установлению тарифа; период от подачи заявления теплоснабжающей организацией заявления об установлении тарифов на тепловую энергию до установления тарифов на заседании правления составляет не менее чем 1,5 месяца, при условии предоставления документов в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 № 109.

Таким образом, Комиссией установлено, что Администрация Зональненского сельского поселения при организации и проведении открытого конкурса по выбору победителя на право заключения договора аренды в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства Зональненского сельского поселения (Извещение №150812/0361530/01), включив в конкурсную документацию требования, не предусмотренные п. 77 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, нарушила ч. 5 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Оснований для прекращения рассмотрения дела в соответствии с ст. 48 Закона «О защите конкуренции» не установлено.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать, что Администрацией Зональненского сельского поселения (п. Зональная станция Томского района Томской области, ул. Совхозная, 10) допущено нарушение ч. 5 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного федеральным антимонопольным органом порядка проведения конкурсов на право заключения договоров аренды муниципального имущества, при организации и проведении Администрацией Зональненского сельского поселения открытого конкурса по выбору победителя на право заключения договора аренды в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства Зональненского сельского поселения (Извещение №150812/0361530/01).

2. Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, указанные ст. 48 Закона «О защите конкуренции», отсутствуют.

3. Выдать Администрации Зональненского сельского поселения предписание о прекращении нарушения ч. 5 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции».

4. Иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции не применять.

5. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии

 

 

В.И. Шевченко

 

Члены комиссии

 

 

 

Р.Ш. Губанова

 

С.Н. Лепихина

 

В.Г. Лосев

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.

 

stdClass Object ( [vid] => 8469 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №05-10/109-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8468 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358397782 [changed] => 1368705060 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705060 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

г. Томск

Резолютивная часть решения оглашена 16 октября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 19 октября 2012 года

             

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

- Шевченко В.И., руководителя управления;

членов комиссии:

- Губановой Р.Ш., начальника отдела контроля органов власти;

- Лепихиной С.Н., ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти;

- Лосева В.Г., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 05-10/109-12, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Зональненского сельского поселения (п. Зональная станция Томского района Томской области, ул.Совхозная, 10) ч. 1 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»» (далее — Закон «О защите конкуренции») в присутствии представителя  ответчика по делу (Администрация Зональненского сельского поселения) — Г. (Решение от 05.12.2011 № 91), К. (удостоверение от 18.01.2012 № 5), в отсутствие представителя заявителя (ООО «Зональное+»),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступила жалоба ООО «Зональное+» (вх. от 08.10.2012 № 5476) о нарушении ч. 1 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Администрации Зональненского сельского поселения при организации и проведении открытого конкурса по выбору победителя на право заключения договора аренды в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства Зональненского сельского поселения (Извещение от 15.08.2012 №150812/0361530/01), выразившееся во включении в конкурсную документацию требований, не предусмотренных действущим законодательством.

Представитель ответчика (Администрация Зональненского сельского поселения) нарушение антимонопольного законодательства не признал, представил отзыв, пояснив, что требования конкурсной документации, включая критерии оценки заявок на участие в конкурсе, не противоречат антимонопольному законодательству.

Представитель заявителя в заседании комиссии не участвовал, о месте и времени заседания Комиссии уведомлен.

Учитывая пояснения присутствующего в заседании лица, изучив представленные ответчиком документы, рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.

15 августа 2012 года Администрацией Зональненского сельского поселения на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого конкурса по выбору победителя на право заключения договора аренды в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства Зональненского сельского поселения Томского района Томской области в составе 3 лотов: «Лот № 1: заключение договора аренды в отношении объектов водоснабжения Зональненского сельского поселения Томского района Томской области», «Лот № 2: заключение договора аренды в отношении объектов теплоснабжения Зональненского сельского поселения Томского района Томской области», «Лот № 3: заключение договора аренды в отношении объектов водоотведения Зональненского сельского поселения Томского района Томской области» (Извещение от 15.08.2012 №150812/0361530/01) (далее — Конкурс). Организатор торгов — Администрация Зональненского сельского поселения.

В разделе 13 конкурсной документации по каждому из трех лотов установлены критерии оценки конкурсных заявок, в частности в п. 1 по каждому лоту указано, что в качестве «Цены на услуги, оказываемые с использованием имущества, права на которое передаются по Договору (период значимости критерия — 0,15)» берется «Период получения заключения Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области по тарифу на:

- стоимость за единицу оказываемой услуги по водоснабжению. На 2013 год, с даты подписания Договора (по Лоту № 1);

- передачу тепловой энергии и по тарифу на стоимость за единицу тепловой энергии на 2013 год, с даты подписания Договора (по Лоту № 2);

- стоимость за единицу оказываемой услуги по водоотведению на 2013 год, с даты подписания Договора (по Лоту № 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Согласно ч. 5 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции» порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила).

Из п. 18 и п. 19 Правил следует, что участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам, организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.

В п. 77 Правил установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе. Использование иных, за исключением предусмотренных п. 77 Правил, критериев оценки конкурсных заявок, не допускается (п. 81 Правил).

Такой критерий как «период получения заключения по тарифу на стоимость единицы оказываемой услуги», включенный Администрацией Зональненского сельского поселения в конкурсную документацию как «период получения заключения Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области по тарифу на стоимость единицы оказываемой услуги», Правилами не предусмотрен.

Кроме того, Комиссия обращает внимание на то, что цена – это денежное выражение стоимости единицы товара, услуги, работы, измеряется в денежных единицах (например, рублях), а период времени характеризует длительность времени и, как следует из ст.ст. 190-192 ГК РФ, это срок, определенный годами, кварталами, месяцами, неделями, днями. Таким образом, одно понятие не может подменять другое. Следовательно, определять критерий «Цены на услуги» через подкритерий «Период получения заключения Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области по тарифу на стоимость единицы оказываемой услуги», как это сделала Администрация Зональненского сельского поселения, включив в раздел 13 конкурсной документации указанные критерий и подкритерий, неправомерно.

Таким образом, Администрация Зональненского сельского поселения, включив в раздел 13 конкурсной документации вышеуказанный подкритерий, раскрывающий критерий «цены на услуги», нарушила требования, установленные антимонопольным законодательством, а именно п.77 и п. 81 Правил, устанавливающие исчерпывающий перечень критериев оценки заявок на участие в конкурсе.

Кроме того, в Приложении 3 к конкурсной документации в пп.1.1 п.1 ч.2.3 в разделе 2.Метод оценки конкурсных предложений по каждому лоту организатором торгов определено начальное значение рассматриваемого критерия (подкритерия) — 60 дней и указано, что лучшим значением данного критерия является наименьший срок получения заключения Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области по тарифу на стоимость за единицу оказываемой услуги.

Вместе с тем, порядок и сроки установления регулируемых тарифов на коммунальные услуги определены следующими нормативными правовыми актами:

- порядок и сроки установления регулируемых тарифов на тепловую энергию определены Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»;

- порядок и сроки установления тарифов на холодную воду и водоотведение определены Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

Таким образом, уменьшение начального значения критерия Конкурса «период получения заключения Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области по тарифу на стоимость единицы оказываемой услуги» на основе волевого решения участника Конкурса, как этого требует конкурсная документация, противоречит вышеуказанным нормативным правовым актам.

Изложенное выше подтверждается письмом Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области от 10.10.2012 № 53-2027 о сроках и правилах установления тарифов на холодную воду, водоотведение и тепловую энергию указанным Департаментом, из которого следует, что период от подачи заявления организаций коммунального комплекса об установлении тарифа на холодную воду (водоотведение) составляет не менее 1 месяца при условии предоставления документов в полном объеме и открытия дела по установлению тарифа; период от подачи заявления теплоснабжающей организацией заявления об установлении тарифов на тепловую энергию до установления тарифов на заседании правления составляет не менее чем 1,5 месяца, при условии предоставления документов в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 № 109.

Таким образом, Комиссией установлено, что Администрация Зональненского сельского поселения при организации и проведении открытого конкурса по выбору победителя на право заключения договора аренды в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства Зональненского сельского поселения (Извещение №150812/0361530/01), включив в конкурсную документацию требования, не предусмотренные п. 77 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, нарушила ч. 5 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Оснований для прекращения рассмотрения дела в соответствии с ст. 48 Закона «О защите конкуренции» не установлено.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать, что Администрацией Зональненского сельского поселения (п. Зональная станция Томского района Томской области, ул. Совхозная, 10) допущено нарушение ч. 5 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного федеральным антимонопольным органом порядка проведения конкурсов на право заключения договоров аренды муниципального имущества, при организации и проведении Администрацией Зональненского сельского поселения открытого конкурса по выбору победителя на право заключения договора аренды в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства Зональненского сельского поселения (Извещение №150812/0361530/01).

2. Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, указанные ст. 48 Закона «О защите конкуренции», отсутствуют.

3. Выдать Администрации Зональненского сельского поселения предписание о прекращении нарушения ч. 5 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции».

4. Иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции не применять.

5. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии

 

 

В.И. Шевченко

 

Члены комиссии

 

 

 

Р.Ш. Губанова

 

С.Н. Лепихина

 

В.Г. Лосев

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

г. Томск

Резолютивная часть решения оглашена 16 октября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 19 октября 2012 года

             

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

- Шевченко В.И., руководителя управления;

членов комиссии:

- Губановой Р.Ш., начальника отдела контроля органов власти;

- Лепихиной С.Н., ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти;

- Лосева В.Г., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 05-10/109-12, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Зональненского сельского поселения (п. Зональная станция Томского района Томской области, ул.Совхозная, 10) ч. 1 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»» (далее — Закон «О защите конкуренции») в присутствии представителя  ответчика по делу (Администрация Зональненского сельского поселения) — Г. (Решение от 05.12.2011 № 91), К. (удостоверение от 18.01.2012 № 5), в отсутствие представителя заявителя (ООО «Зональное+»),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступила жалоба ООО «Зональное+» (вх. от 08.10.2012 № 5476) о нарушении ч. 1 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Администрации Зональненского сельского поселения при организации и проведении открытого конкурса по выбору победителя на право заключения договора аренды в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства Зональненского сельского поселения (Извещение от 15.08.2012 №150812/0361530/01), выразившееся во включении в конкурсную документацию требований, не предусмотренных действущим законодательством.

Представитель ответчика (Администрация Зональненского сельского поселения) нарушение антимонопольного законодательства не признал, представил отзыв, пояснив, что требования конкурсной документации, включая критерии оценки заявок на участие в конкурсе, не противоречат антимонопольному законодательству.

Представитель заявителя в заседании комиссии не участвовал, о месте и времени заседания Комиссии уведомлен.

Учитывая пояснения присутствующего в заседании лица, изучив представленные ответчиком документы, рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.

15 августа 2012 года Администрацией Зональненского сельского поселения на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого конкурса по выбору победителя на право заключения договора аренды в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства Зональненского сельского поселения Томского района Томской области в составе 3 лотов: «Лот № 1: заключение договора аренды в отношении объектов водоснабжения Зональненского сельского поселения Томского района Томской области», «Лот № 2: заключение договора аренды в отношении объектов теплоснабжения Зональненского сельского поселения Томского района Томской области», «Лот № 3: заключение договора аренды в отношении объектов водоотведения Зональненского сельского поселения Томского района Томской области» (Извещение от 15.08.2012 №150812/0361530/01) (далее — Конкурс). Организатор торгов — Администрация Зональненского сельского поселения.

В разделе 13 конкурсной документации по каждому из трех лотов установлены критерии оценки конкурсных заявок, в частности в п. 1 по каждому лоту указано, что в качестве «Цены на услуги, оказываемые с использованием имущества, права на которое передаются по Договору (период значимости критерия — 0,15)» берется «Период получения заключения Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области по тарифу на:

- стоимость за единицу оказываемой услуги по водоснабжению. На 2013 год, с даты подписания Договора (по Лоту № 1);

- передачу тепловой энергии и по тарифу на стоимость за единицу тепловой энергии на 2013 год, с даты подписания Договора (по Лоту № 2);

- стоимость за единицу оказываемой услуги по водоотведению на 2013 год, с даты подписания Договора (по Лоту № 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Согласно ч. 5 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции» порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила).

Из п. 18 и п. 19 Правил следует, что участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам, организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.

В п. 77 Правил установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе. Использование иных, за исключением предусмотренных п. 77 Правил, критериев оценки конкурсных заявок, не допускается (п. 81 Правил).

Такой критерий как «период получения заключения по тарифу на стоимость единицы оказываемой услуги», включенный Администрацией Зональненского сельского поселения в конкурсную документацию как «период получения заключения Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области по тарифу на стоимость единицы оказываемой услуги», Правилами не предусмотрен.

Кроме того, Комиссия обращает внимание на то, что цена – это денежное выражение стоимости единицы товара, услуги, работы, измеряется в денежных единицах (например, рублях), а период времени характеризует длительность времени и, как следует из ст.ст. 190-192 ГК РФ, это срок, определенный годами, кварталами, месяцами, неделями, днями. Таким образом, одно понятие не может подменять другое. Следовательно, определять критерий «Цены на услуги» через подкритерий «Период получения заключения Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области по тарифу на стоимость единицы оказываемой услуги», как это сделала Администрация Зональненского сельского поселения, включив в раздел 13 конкурсной документации указанные критерий и подкритерий, неправомерно.

Таким образом, Администрация Зональненского сельского поселения, включив в раздел 13 конкурсной документации вышеуказанный подкритерий, раскрывающий критерий «цены на услуги», нарушила требования, установленные антимонопольным законодательством, а именно п.77 и п. 81 Правил, устанавливающие исчерпывающий перечень критериев оценки заявок на участие в конкурсе.

Кроме того, в Приложении 3 к конкурсной документации в пп.1.1 п.1 ч.2.3 в разделе 2.Метод оценки конкурсных предложений по каждому лоту организатором торгов определено начальное значение рассматриваемого критерия (подкритерия) — 60 дней и указано, что лучшим значением данного критерия является наименьший срок получения заключения Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области по тарифу на стоимость за единицу оказываемой услуги.

Вместе с тем, порядок и сроки установления регулируемых тарифов на коммунальные услуги определены следующими нормативными правовыми актами:

- порядок и сроки установления регулируемых тарифов на тепловую энергию определены Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»;

- порядок и сроки установления тарифов на холодную воду и водоотведение определены Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

Таким образом, уменьшение начального значения критерия Конкурса «период получения заключения Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области по тарифу на стоимость единицы оказываемой услуги» на основе волевого решения участника Конкурса, как этого требует конкурсная документация, противоречит вышеуказанным нормативным правовым актам.

Изложенное выше подтверждается письмом Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области от 10.10.2012 № 53-2027 о сроках и правилах установления тарифов на холодную воду, водоотведение и тепловую энергию указанным Департаментом, из которого следует, что период от подачи заявления организаций коммунального комплекса об установлении тарифа на холодную воду (водоотведение) составляет не менее 1 месяца при условии предоставления документов в полном объеме и открытия дела по установлению тарифа; период от подачи заявления теплоснабжающей организацией заявления об установлении тарифов на тепловую энергию до установления тарифов на заседании правления составляет не менее чем 1,5 месяца, при условии предоставления документов в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 № 109.

Таким образом, Комиссией установлено, что Администрация Зональненского сельского поселения при организации и проведении открытого конкурса по выбору победителя на право заключения договора аренды в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства Зональненского сельского поселения (Извещение №150812/0361530/01), включив в конкурсную документацию требования, не предусмотренные п. 77 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, нарушила ч. 5 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Оснований для прекращения рассмотрения дела в соответствии с ст. 48 Закона «О защите конкуренции» не установлено.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать, что Администрацией Зональненского сельского поселения (п. Зональная станция Томского района Томской области, ул. Совхозная, 10) допущено нарушение ч. 5 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного федеральным антимонопольным органом порядка проведения конкурсов на право заключения договоров аренды муниципального имущества, при организации и проведении Администрацией Зональненского сельского поселения открытого конкурса по выбору победителя на право заключения договора аренды в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства Зональненского сельского поселения (Извещение №150812/0361530/01).

2. Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, указанные ст. 48 Закона «О защите конкуренции», отсутствуют.

3. Выдать Администрации Зональненского сельского поселения предписание о прекращении нарушения ч. 5 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции».

4. Иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции не применять.

5. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии

 

 

В.И. Шевченко

 

Члены комиссии

 

 

 

Р.Ш. Губанова

 

С.Н. Лепихина

 

В.Г. Лосев

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 05-10/109-12 [format] => [safe_value] => 05-10/109-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-19 04:29:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-19 04:29:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358397782 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Томское УФАС России )