Решение о нарушении ОАО "ТРК" ч.1 ст.10 ФЗ "О защите конкуренции"

Сфера деятельности: Электроэнергетика
Номер дела: 02-10/79-13
Дата публикации: 7 октября 2013, 10:32

РЕШЕНИЕ

г. Томск

 

Резолютивная часть решения оглашена

 

«03 »

 

октября

 

2013

г.

 

В полном объеме решение изготовлено

 

«04 »

 

октября

 

2013

г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Шевченко   В.И. -   руководителя управления;

членов комиссии: Луневой М.А. - заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности, Бердниковой Т.Н. - главного специалиста – эксперта отдела контроля монополистической деятельности,   при участии заявителя Р., представителя   ОАО «ТРК» Танаевской А.М. <…>, рассмотрев дело № 02-10/79-13  о  нарушении  открытым акционерным обществом «Томская  распределительная  компания» <…>   ч.  1 ст.  10 Федерального закона  от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области вх. № 4593 от 07.08.2013 поступило обращение Р. (Заявитель)   о том, что между Заявителем и открытым акционерным обществом «Томская распределительная компания» (далее ОАО «ТРК») заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям <…> (Договор).

Согласно пунктам 5, 6.1  указанного договора, ОАО «ТРК» обязуется выполнить  мероприятия по технологическому присоединению в течение 6-ти месяцев со дня заключения договора.

Расходы на технологическое присоединение в соответствие с условиями договора Заявителем оплачены 29.10.2012.

На момент подачи Р. заявления в УФАС по Томской области ОАО «ТРК» свои обязательства по Договору не исполнило.

В заседании Комиссии Заявитель пояснил, что на дату рассмотрения дела ОАО «ТРК» свои обязательства по договору  выполнило и что Р.  предстоит выполнить свою часть технических условий, чтобы ОАО «ТРК» смогло завершить  технологическое присоединение.

Представитель  ОАО «ТРК» пояснил, что согласно порядку технологического присоединения, установленному Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утв. постановлением Правительства № 861 от 27.12.2004 (далее - правила) мероприятия по технологическому присоединению включают в себя не только выполнение сторонами (как сетевой организацией, так и заявителем) технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора технологического присоединения, но и проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий.

По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения) (п. 19 правил).

Аналогичный порядок выполнения мероприятий по технологическому присоединению предусмотрен разделом 6 договора технологического присоединения № 20.70.3545.12 от 16.10.2012, заключенного с Р.

Так, сетевая организация в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий обязуется осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (п.6.2. договора).

Не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня проведения осмотра энергоустановок заявителя с соблюдением срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю (п.6.3. договора).

Договором технологического присоединения предусмотрено исполнение встречных обязанностей заявителем (пункты 8, 9.1. договора), а именно надлежащим образом исполнить обязательства по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, на котором расположены его энергопринимающие устройства, после выполнения мероприятий по технологическому присоединению уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий, принять участие в осмотре (обследовании) присоединяемых энергопринимающих устройств, за 5 (пять) рабочих дней до даты выполнения работ по фактическому присоединению энергоустановок заявителя к электрическим сетям сетевой организации, передать сетевой организации однолинейную схему электрических установок заказчика.

Таким образом, выполнение мероприятий по технологическому присоединению это процесс, требующий согласованных действий обеих сторон. Так, сетевая организация не может выполнить фактические действия по технологическому присоединению, пока заявителем не будут выполнены технические условия, не будут предъявлены электроустановки для их осмотра.

На   дату   возбуждения   дела   о   нарушении антимонопольного законодательства  Р.  не  обращалась  в  ОАО  «ТРК» с уведомлением о выполнении ею технических условий, не предъявляла энергоустановки для осмотра, соответственно у ОАО «ТРК» отсутствовала возможность осуществить мероприятия по технологическому присоединению электроустановок заявителя до выполнения последним своих обязанностей по выполнению технических условий.

По мнению представителя  ОАО «ТРК», в действиях общества отсутствуют признаки нарушения ч.  1 ст.  10 Федерального закона  «О защите конкуренции».

Комиссией  установлено, что  между ОАО «ТРК» (сетевая организация) и Р. (Заявитель) заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям <…> (договор).

Согласно п. 5  указанного договора, ОАО «ТРК» обязуется выполнить  мероприятия по технологическому присоединению в течение 6-ти месяцев со дня заключения договора.

Согласно п. 8  договора Заявитель обязуется:

-                    надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе  по выполнению возложенных на Заявителя мероприятий по техническому присоединению в пределах  границ  участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства Заявителя, указанные в технических условиях;

-                    после выполнения  мероприятий по техническому присоединению в пределах  границ участка Заявителя, предусмотренных техническими условиями, уведомить  сетевую организацию о выполнении технических условий.       

ОАО «ТРК» приказом Томского УФАС России от 18.08.2005  № 101 включено в Реестр  хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 %, по передаче электрической энергии в географических границах Томской области  с долей более 65%.

Приказом ФСТ РФ от 09.12.2005 N 602-э "О включении ОАО "Томская распределительная компания" в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль", ОАО "Томская распределительная компания" включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии и в отношении которого осуществляется государственное регулирование и контроль.

В соответствии с частью 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражным судом антимонопольного законодательства, если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.

Из указанного следует, что ОАО «ТРК»  в  границах балансовой принадлежности электрических сетей, которые находятся в собственности, в аренде или на иных законных основаниях у ОАО «ТРК», занимает доминирующее положение, так как имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, ОАО «ТРК» является субъектом естественной монополии, как хозяйствующий субъект,  занятый оказанием услуг по передаче электрической энергии и, соответственно,  занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг по передаче электроэнергии в географических границах  электрических сетей, принадлежащих обществу на праве собственности, праве аренды, хозяйственном ведении и ином праве.

Представитель ОАО «ТРК» в заседании комиссии доминирующее положение ОАО «ТРК» на рынке   услуг по передаче  электроэнергии  не оспаривал.

Согласно ч. 1 ст.  10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети  осуществляются с целью последующей передачи электрической энергии до потребителя. Возможность  заключения договора   на передачу электроэнергии  обусловлена необходимостью заключения  обязательного для сетевой организации договора технологического присоединения.

Согласно подпункта «б»  пункта 16 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 01.03.2011) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее Правила технологического присоединения, Правила), согласно которому  срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать  6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Таким образом, ОАО «ТРК» должно было выполнить  мероприятия  по технологическому присоединению в отношении Р. в срок до 16.04.2013.

 В тоже время  Заявитель  со своей стороны не исполнил обязательства по договору, заключенному между ОАО «ТРК» и Р.,  надлежащим образом.

На момент заседания комиссии,  ОАО «ТРК»  выполнило мероприятия  по технологическому присоединению, что подтверждается документами, приобщенными  к материалам дела, т.е. добровольно устранило нарушение.

Комиссия, изучив материалы дела, выслушав мнения сторон,  принимает решение о том, что ОАО «ТРК», занимая доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии,    не выполнив в установленный нормативными актами срок мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Р., нарушило  ч. 1 ст.  10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 Руководствуясь ст. 23,   ст. 41, п. 1  ч. 1 ст. 48, ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

1.           Признать открытое акционерное общество «Томская распределительная компания»  нарушившим   ч. 1   ст. 10 Федерального Закона от 26. 07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в результате невыполнения в установленный нормативными актами срок мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Р., тем самым совершило действия ущемляющие   интересы Заявителя.

2.                 Дело прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3.                 Передать материалы дела должностному лицу  Томского УФАС России для решения вопроса  о привлечении ОАО «ТРК»  и должностного лица ОАО «ТРК» к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.31 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии

 

 

Шевченко В.И.

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

Лунева М.А.

 

 

 

 

 

 

 

Бердникова Т.Н.

     

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

stdClass Object ( [vid] => 9876 [uid] => 5 [title] => Решение о нарушении ОАО "ТРК" ч.1 ст.10 ФЗ "О защите конкуренции" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9875 [type] => solution [language] => ru [created] => 1387597109 [changed] => 1387597109 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1387597109 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Томск

 

Резолютивная часть решения оглашена

 

«03 »

 

октября

 

2013

г.

 

В полном объеме решение изготовлено

 

«04 »

 

октября

 

2013

г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Шевченко   В.И. -   руководителя управления;

членов комиссии: Луневой М.А. - заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности, Бердниковой Т.Н. - главного специалиста – эксперта отдела контроля монополистической деятельности,   при участии заявителя Р., представителя   ОАО «ТРК» Танаевской А.М. <…>, рассмотрев дело № 02-10/79-13  о  нарушении  открытым акционерным обществом «Томская  распределительная  компания» <…>   ч.  1 ст.  10 Федерального закона  от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области вх. № 4593 от 07.08.2013 поступило обращение Р. (Заявитель)   о том, что между Заявителем и открытым акционерным обществом «Томская распределительная компания» (далее ОАО «ТРК») заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям <…> (Договор).

Согласно пунктам 5, 6.1  указанного договора, ОАО «ТРК» обязуется выполнить  мероприятия по технологическому присоединению в течение 6-ти месяцев со дня заключения договора.

Расходы на технологическое присоединение в соответствие с условиями договора Заявителем оплачены 29.10.2012.

На момент подачи Р. заявления в УФАС по Томской области ОАО «ТРК» свои обязательства по Договору не исполнило.

В заседании Комиссии Заявитель пояснил, что на дату рассмотрения дела ОАО «ТРК» свои обязательства по договору  выполнило и что Р.  предстоит выполнить свою часть технических условий, чтобы ОАО «ТРК» смогло завершить  технологическое присоединение.

Представитель  ОАО «ТРК» пояснил, что согласно порядку технологического присоединения, установленному Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утв. постановлением Правительства № 861 от 27.12.2004 (далее - правила) мероприятия по технологическому присоединению включают в себя не только выполнение сторонами (как сетевой организацией, так и заявителем) технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора технологического присоединения, но и проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий.

По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения) (п. 19 правил).

Аналогичный порядок выполнения мероприятий по технологическому присоединению предусмотрен разделом 6 договора технологического присоединения № 20.70.3545.12 от 16.10.2012, заключенного с Р.

Так, сетевая организация в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий обязуется осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (п.6.2. договора).

Не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня проведения осмотра энергоустановок заявителя с соблюдением срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю (п.6.3. договора).

Договором технологического присоединения предусмотрено исполнение встречных обязанностей заявителем (пункты 8, 9.1. договора), а именно надлежащим образом исполнить обязательства по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, на котором расположены его энергопринимающие устройства, после выполнения мероприятий по технологическому присоединению уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий, принять участие в осмотре (обследовании) присоединяемых энергопринимающих устройств, за 5 (пять) рабочих дней до даты выполнения работ по фактическому присоединению энергоустановок заявителя к электрическим сетям сетевой организации, передать сетевой организации однолинейную схему электрических установок заказчика.

Таким образом, выполнение мероприятий по технологическому присоединению это процесс, требующий согласованных действий обеих сторон. Так, сетевая организация не может выполнить фактические действия по технологическому присоединению, пока заявителем не будут выполнены технические условия, не будут предъявлены электроустановки для их осмотра.

На   дату   возбуждения   дела   о   нарушении антимонопольного законодательства  Р.  не  обращалась  в  ОАО  «ТРК» с уведомлением о выполнении ею технических условий, не предъявляла энергоустановки для осмотра, соответственно у ОАО «ТРК» отсутствовала возможность осуществить мероприятия по технологическому присоединению электроустановок заявителя до выполнения последним своих обязанностей по выполнению технических условий.

По мнению представителя  ОАО «ТРК», в действиях общества отсутствуют признаки нарушения ч.  1 ст.  10 Федерального закона  «О защите конкуренции».

Комиссией  установлено, что  между ОАО «ТРК» (сетевая организация) и Р. (Заявитель) заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям <…> (договор).

Согласно п. 5  указанного договора, ОАО «ТРК» обязуется выполнить  мероприятия по технологическому присоединению в течение 6-ти месяцев со дня заключения договора.

Согласно п. 8  договора Заявитель обязуется:

-                    надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе  по выполнению возложенных на Заявителя мероприятий по техническому присоединению в пределах  границ  участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства Заявителя, указанные в технических условиях;

-                    после выполнения  мероприятий по техническому присоединению в пределах  границ участка Заявителя, предусмотренных техническими условиями, уведомить  сетевую организацию о выполнении технических условий.       

ОАО «ТРК» приказом Томского УФАС России от 18.08.2005  № 101 включено в Реестр  хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 %, по передаче электрической энергии в географических границах Томской области  с долей более 65%.

Приказом ФСТ РФ от 09.12.2005 N 602-э "О включении ОАО "Томская распределительная компания" в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль", ОАО "Томская распределительная компания" включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии и в отношении которого осуществляется государственное регулирование и контроль.

В соответствии с частью 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражным судом антимонопольного законодательства, если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.

Из указанного следует, что ОАО «ТРК»  в  границах балансовой принадлежности электрических сетей, которые находятся в собственности, в аренде или на иных законных основаниях у ОАО «ТРК», занимает доминирующее положение, так как имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, ОАО «ТРК» является субъектом естественной монополии, как хозяйствующий субъект,  занятый оказанием услуг по передаче электрической энергии и, соответственно,  занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг по передаче электроэнергии в географических границах  электрических сетей, принадлежащих обществу на праве собственности, праве аренды, хозяйственном ведении и ином праве.

Представитель ОАО «ТРК» в заседании комиссии доминирующее положение ОАО «ТРК» на рынке   услуг по передаче  электроэнергии  не оспаривал.

Согласно ч. 1 ст.  10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети  осуществляются с целью последующей передачи электрической энергии до потребителя. Возможность  заключения договора   на передачу электроэнергии  обусловлена необходимостью заключения  обязательного для сетевой организации договора технологического присоединения.

Согласно подпункта «б»  пункта 16 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 01.03.2011) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее Правила технологического присоединения, Правила), согласно которому  срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать  6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Таким образом, ОАО «ТРК» должно было выполнить  мероприятия  по технологическому присоединению в отношении Р. в срок до 16.04.2013.

 В тоже время  Заявитель  со своей стороны не исполнил обязательства по договору, заключенному между ОАО «ТРК» и Р.,  надлежащим образом.

На момент заседания комиссии,  ОАО «ТРК»  выполнило мероприятия  по технологическому присоединению, что подтверждается документами, приобщенными  к материалам дела, т.е. добровольно устранило нарушение.

Комиссия, изучив материалы дела, выслушав мнения сторон,  принимает решение о том, что ОАО «ТРК», занимая доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии,    не выполнив в установленный нормативными актами срок мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Р., нарушило  ч. 1 ст.  10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 Руководствуясь ст. 23,   ст. 41, п. 1  ч. 1 ст. 48, ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

1.           Признать открытое акционерное общество «Томская распределительная компания»  нарушившим   ч. 1   ст. 10 Федерального Закона от 26. 07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в результате невыполнения в установленный нормативными актами срок мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Р., тем самым совершило действия ущемляющие   интересы Заявителя.

2.                 Дело прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3.                 Передать материалы дела должностному лицу  Томского УФАС России для решения вопроса  о привлечении ОАО «ТРК»  и должностного лица ОАО «ТРК» к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.31 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии

 

 

Шевченко В.И.

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

Лунева М.А.

 

 

 

 

 

 

 

Бердникова Т.Н.

     

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Томск

 

Резолютивная часть решения оглашена

 

«03 »

 

октября

 

2013

г.

 

В полном объеме решение изготовлено

 

«04 »

 

октября

 

2013

г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Шевченко   В.И. -   руководителя управления;

членов комиссии: Луневой М.А. - заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности, Бердниковой Т.Н. - главного специалиста – эксперта отдела контроля монополистической деятельности,   при участии заявителя Р., представителя   ОАО «ТРК» Танаевской А.М. <…>, рассмотрев дело № 02-10/79-13  о  нарушении  открытым акционерным обществом «Томская  распределительная  компания» <…>   ч.  1 ст.  10 Федерального закона  от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области вх. № 4593 от 07.08.2013 поступило обращение Р. (Заявитель)   о том, что между Заявителем и открытым акционерным обществом «Томская распределительная компания» (далее ОАО «ТРК») заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям <…> (Договор).

Согласно пунктам 5, 6.1  указанного договора, ОАО «ТРК» обязуется выполнить  мероприятия по технологическому присоединению в течение 6-ти месяцев со дня заключения договора.

Расходы на технологическое присоединение в соответствие с условиями договора Заявителем оплачены 29.10.2012.

На момент подачи Р. заявления в УФАС по Томской области ОАО «ТРК» свои обязательства по Договору не исполнило.

В заседании Комиссии Заявитель пояснил, что на дату рассмотрения дела ОАО «ТРК» свои обязательства по договору  выполнило и что Р.  предстоит выполнить свою часть технических условий, чтобы ОАО «ТРК» смогло завершить  технологическое присоединение.

Представитель  ОАО «ТРК» пояснил, что согласно порядку технологического присоединения, установленному Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утв. постановлением Правительства № 861 от 27.12.2004 (далее - правила) мероприятия по технологическому присоединению включают в себя не только выполнение сторонами (как сетевой организацией, так и заявителем) технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора технологического присоединения, но и проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий.

По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения) (п. 19 правил).

Аналогичный порядок выполнения мероприятий по технологическому присоединению предусмотрен разделом 6 договора технологического присоединения № 20.70.3545.12 от 16.10.2012, заключенного с Р.

Так, сетевая организация в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий обязуется осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (п.6.2. договора).

Не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня проведения осмотра энергоустановок заявителя с соблюдением срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю (п.6.3. договора).

Договором технологического присоединения предусмотрено исполнение встречных обязанностей заявителем (пункты 8, 9.1. договора), а именно надлежащим образом исполнить обязательства по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, на котором расположены его энергопринимающие устройства, после выполнения мероприятий по технологическому присоединению уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий, принять участие в осмотре (обследовании) присоединяемых энергопринимающих устройств, за 5 (пять) рабочих дней до даты выполнения работ по фактическому присоединению энергоустановок заявителя к электрическим сетям сетевой организации, передать сетевой организации однолинейную схему электрических установок заказчика.

Таким образом, выполнение мероприятий по технологическому присоединению это процесс, требующий согласованных действий обеих сторон. Так, сетевая организация не может выполнить фактические действия по технологическому присоединению, пока заявителем не будут выполнены технические условия, не будут предъявлены электроустановки для их осмотра.

На   дату   возбуждения   дела   о   нарушении антимонопольного законодательства  Р.  не  обращалась  в  ОАО  «ТРК» с уведомлением о выполнении ею технических условий, не предъявляла энергоустановки для осмотра, соответственно у ОАО «ТРК» отсутствовала возможность осуществить мероприятия по технологическому присоединению электроустановок заявителя до выполнения последним своих обязанностей по выполнению технических условий.

По мнению представителя  ОАО «ТРК», в действиях общества отсутствуют признаки нарушения ч.  1 ст.  10 Федерального закона  «О защите конкуренции».

Комиссией  установлено, что  между ОАО «ТРК» (сетевая организация) и Р. (Заявитель) заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям <…> (договор).

Согласно п. 5  указанного договора, ОАО «ТРК» обязуется выполнить  мероприятия по технологическому присоединению в течение 6-ти месяцев со дня заключения договора.

Согласно п. 8  договора Заявитель обязуется:

-                    надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе  по выполнению возложенных на Заявителя мероприятий по техническому присоединению в пределах  границ  участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства Заявителя, указанные в технических условиях;

-                    после выполнения  мероприятий по техническому присоединению в пределах  границ участка Заявителя, предусмотренных техническими условиями, уведомить  сетевую организацию о выполнении технических условий.       

ОАО «ТРК» приказом Томского УФАС России от 18.08.2005  № 101 включено в Реестр  хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 %, по передаче электрической энергии в географических границах Томской области  с долей более 65%.

Приказом ФСТ РФ от 09.12.2005 N 602-э "О включении ОАО "Томская распределительная компания" в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль", ОАО "Томская распределительная компания" включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии и в отношении которого осуществляется государственное регулирование и контроль.

В соответствии с частью 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражным судом антимонопольного законодательства, если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.

Из указанного следует, что ОАО «ТРК»  в  границах балансовой принадлежности электрических сетей, которые находятся в собственности, в аренде или на иных законных основаниях у ОАО «ТРК», занимает доминирующее положение, так как имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, ОАО «ТРК» является субъектом естественной монополии, как хозяйствующий субъект,  занятый оказанием услуг по передаче электрической энергии и, соответственно,  занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг по передаче электроэнергии в географических границах  электрических сетей, принадлежащих обществу на праве собственности, праве аренды, хозяйственном ведении и ином праве.

Представитель ОАО «ТРК» в заседании комиссии доминирующее положение ОАО «ТРК» на рынке   услуг по передаче  электроэнергии  не оспаривал.

Согласно ч. 1 ст.  10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети  осуществляются с целью последующей передачи электрической энергии до потребителя. Возможность  заключения договора   на передачу электроэнергии  обусловлена необходимостью заключения  обязательного для сетевой организации договора технологического присоединения.

Согласно подпункта «б»  пункта 16 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 01.03.2011) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее Правила технологического присоединения, Правила), согласно которому  срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать  6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Таким образом, ОАО «ТРК» должно было выполнить  мероприятия  по технологическому присоединению в отношении Р. в срок до 16.04.2013.

 В тоже время  Заявитель  со своей стороны не исполнил обязательства по договору, заключенному между ОАО «ТРК» и Р.,  надлежащим образом.

На момент заседания комиссии,  ОАО «ТРК»  выполнило мероприятия  по технологическому присоединению, что подтверждается документами, приобщенными  к материалам дела, т.е. добровольно устранило нарушение.

Комиссия, изучив материалы дела, выслушав мнения сторон,  принимает решение о том, что ОАО «ТРК», занимая доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии,    не выполнив в установленный нормативными актами срок мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Р., нарушило  ч. 1 ст.  10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 Руководствуясь ст. 23,   ст. 41, п. 1  ч. 1 ст. 48, ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

1.           Признать открытое акционерное общество «Томская распределительная компания»  нарушившим   ч. 1   ст. 10 Федерального Закона от 26. 07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в результате невыполнения в установленный нормативными актами срок мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Р., тем самым совершило действия ущемляющие   интересы Заявителя.

2.                 Дело прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3.                 Передать материалы дела должностному лицу  Томского УФАС России для решения вопроса  о привлечении ОАО «ТРК»  и должностного лица ОАО «ТРК» к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.31 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии

 

 

Шевченко В.И.

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

Лунева М.А.

 

 

 

 

 

 

 

Бердникова Т.Н.

         

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-10/79-13 [format] => [safe_value] => 02-10/79-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-07 03:32:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-04 03:32:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1387597109 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Томское УФАС России )