Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке розничной реализации автомобильных бензинов

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции

на рынке розничной реализации автомобильных бензинов в разрезе локальных рынков Томской области за период 01.04.2013–01.04.2014

 

I. Общие положения

Во исполнение Приказа ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013–2014 годы» Томское УФАС России проводит анализ состояния конкуренции на рынке розничной реализации автомобильных бензинов в разрезе локальных рынков Томской области за период 01.04.2013–01.04.2014.

Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке осуществляется в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» и включает в себя:

- определение временного интервала исследования товарного рынка;

- определение продуктовых границ товарного рынка;

- определение географических границ товарного рынка;

- определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

- расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

- определение уровня концентрации товарного рынка;

- определение барьеров входа на товарный рынок;

- оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;

- составление итогового документа - аналитического отчета.

Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1.         Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

2.        Федеральный закон от 22.03.2003 № 34-ФЗ «О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации» (далее – Закон о запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина).

3.         Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утв. Постановлением Правительства от 27.02.2008 № 118 (далее – Технический регламент).

4.        ГОСТ 305-82. Межгосударственный стандарт. Топливо дизельное. Технические условия (далее – ГОСТ 305-82), утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 31.03.1982 № 1386.

5.        ГОСТ 26098-84. Нефтепродукты. Термины и определения, введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 24.02.1984 № 591 (далее – ГОСТ 26098-84).

6.        ГОСТ 1510-84. Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 07.08.1984 № 2776 (далее – ГОСТ 1510-84).

7.        ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-2004). Государственный стандарт Российской Федерации. Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия (далее – ГОСТ Р 51866-2002), принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 31.01.2002 № 42-ст.

8.        ГОСТ Р 51105-97. Государственный стандарт Российской Федерации. Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия (далее – ГОСТ 51105-97), принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 09.12.1997 № 404.

9.        ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17 (далее – ОК 004-93).

10.    ОК 029-2001. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст (далее – ОК 029-2001).

11.    ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (далее – ОК 034-2007), принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст.

12.    ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции, утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301 (далее – ОК 005-93).

13.    Методические указания по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов (далее – Методические указания).

При анализе конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации Томским УФАС России использовались:

– информация, полученная от хозяйствующих субъектов, занимавшихся в указанном временном периоде розничной реализацией автомобильных бензинов на территории Томской области;

– сведения, предоставленные администрациями муниципальных образований Томской области;

– данные собственных исследований Томского УФАС России (Анализ и оценка состояния конкурентной среды на оптовых товарных рынках нефтепродуктов Томской области  за 2009– 2012 гг., оценка конкурентной среды на розничных рынках нефтепродуктов Томской области за 2009–2012 гг.);

– иные источники информации.

II. Временной интервал исследования

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок),  определение временного интервала исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка).

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка).

На основании вышеперечисленного и в соответствии с Методическими указаниями временной интервал исследования определен в пределах 01.04.2013–01.04.2014. Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

III. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с п. 3.1 Порядка предполагает предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительно продуктовые границы товарного рынка были определены в пределах рынка розничной реализации автомобильных бензинов.

Согласно ОК 029-2001 розничная реализация автомобильных бензинов входит в состав классификационной группы 50.50 «Розничная торговля моторным топливом». Эта группировка включает розничную торговлю моторным топливом для автотранспортных средств, мотоциклов и т.п., осуществляемую стационарными и передвижными автозаправочными станциями (далее – АЗС) и т.п., а также розничную торговлю смазочными материалами и охлаждающими жидкостями для автотранспортных средств, мотоциклов и т.п.

ОК 034-2007 относит автомобильные бензины (код 23.20.11) к подгруппе 23.20.1 «Топливо моторное жидкое и газообразное; масла смазочные» классификационной группы 23.20 «Нефтепродукты». Кроме автомобильных бензинов к той же классификационной группе отнесены дизельное топливо, бензин авиационный, керосин, реактивное топливо, масла смазочные, мазут и пр.

Вместе с тем, указанные виды нефтепродуктов не могут быть объединены в одну товарную группу в связи с особенностями функционального назначения, а также различиями в технических характеристиках.

Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры), применяются как моторное топливо для бензиновых двигателей. ГОСТ 26098-84 установлена область применения автомобильного бензина в качестве топлива для поршневых двигателей наземной техники. Авиационный бензин должен использоваться только в летательных аппаратах, использование этого бензина для других целей запрещается (п. 26 Технического регламента).

ГОСТ 305-82 определена область применения дизельного топлива в качестве моторного топлива для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники. Керосин используется в качестве авиатоплива или топлива для осветительных приборов, реактивное топливо – в качестве  жидкого топлива для газотурбинных (воздушно-реактивных) двигателей. Смазочные масла применяются для предупреждения или уменьшения износа трущихся поверхностей и уменьшения потерь на трение скольжения. Мазут используется в качестве топлива для топочных агрегатов и устройствах.

Кроме того, данные виды нефтепродуктов существенно отличаются по цене, составу покупателей и продавцов и не могут считаться взаимозаменяемыми. Поэтому перечисленные выше виды нефтепродуктов должны относиться к разным товарным рынкам.

Что касается взаимозаменяемости автомобильного бензина и газового топлива, то следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка. Существенной особенностью является снижение грузоподъемности подобных автомобилей и повышение их пожароопасности. Стоимость 1 л сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей почти в 2 раза меньше стоимости 1 л автомобильного бензина. К тому же, следует учитывать тот факт, что расположение газозаправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива. С учетом вышеизложенного автомобильные бензины и газовое топливо не могут быть признаны взаимозаменяемыми и должны быть отнесены к разным товарным рынкам.

Автомобильные бензины могут быть этилированные и неэтилированные. В соответствии со ст. 1 Закона о запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина с 1 июля 2003 года запрещены производство и оборот этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

 ОК 005-93 и Техническим регламентом выделяются автомобильные бензины класса 2, класса 3, класса 4 и класса 5, каждому из которых установлены свои требования к характеристикам. В соответствии с п. 53 Технического регламента, выпуск в оборот автомобильного бензина допускается в отношении:

класса 2 - до 31 декабря 2012 г.;

класса 3 - до 31 декабря 2014 г.;

класса 4 - до 31 декабря 2015 г.;

класса 5 - срок не ограничен.

ОК 034-2007 предусмотрены следующие категории автомобильных бензинов:

23.20.11.210      Топливо автомобильное для бензиновых двигателей с октановым числом не более 80

23.20.11.220      Топливо автомобильное для бензиновых двигателей с октановым числом более 80, но менее 95

23.20.11.230      Топливо автомобильное для бензиновых двигателей с октановым числом не менее 95, но менее 98

23.20.11.240      Топливо автомобильное для бензиновых двигателей с октановым числом не менее 98, но менее 100

23.20.11.250      Топливо автомобильное для бензиновых двигателей с октановым числом не менее 100

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ 51313-99).

Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТР 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97) АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002) Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкция по эксплуатации) автомобилей проводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, показатель автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

На практике единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины, является октановое число моторного топлива (далее ОЧ). По ОЧ автомобильные бензины разделяются на две подгруппы, что и является существенным различием:

-                         низкооктановые бензины – А-76, Аи-80, Нормаль-80 (ОЧ 76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу);

-                         высокооктановые бензины – Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (ОЧ 82,5–88 по моторному методу, 91–98 по исследовательскому методу).

Таким образом, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования рынка розничной реализации автомобильных бензинов можно выделить следующие товарные подгруппы:

 

Группа товаров

Подгруппа товаров

Товары (марки)

Октановое число

Автомобильные бензины (ОКП 02 5110)

Низкооктановые

А-76 (АИ-80)

76,0 по моторному методу

80,0 по исследовательскому методу

Высокооктановые

АИ-92 (АИ-91, АИ-93)

82,5–88 по моторному методу, 98 по исследовательскому методу

АИ-95 (АИ-96)

АИ-98

 

Брендированные автомобильные бензины различных марок в связи с незначительными объемами их реализации были объединены в одну товарную группу с не брендированными автомобильными бензинами соответствующего ОЧ.

В виду вышеизложенного рынок розничной реализации автомобильных бензинов через АЗС рассматривается в двух сегментах: низкооктановые и высокооктановые автомобильные бензины.

IV. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка представляют собой границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (п. 4.1 Порядка).

Согласно п. 4.1 Порядка процедура определения географических границ товарного рынка включает предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительно географические границы товарного рынка определены в пределах Томской области.

Особенностью условий приобретения автомобильных бензинов при их розничной реализации является фиксированное место их продажи, т.е. через АЗС.

Определение географических границ товарного рынка, в соответствии с пунктом 4.5 Порядка основывается на установлении фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определённых географических границах).

Для определения географических границ товарного рынка был проведен анализ экономической возможности приобретения автомобильных бензинов потребителями. Исходя из территориальной фиксированности АЗС, основными ограничениями экономической возможности приобретения автомобильных бензинов потребителями являются месторасположение АЗС, расстояние до АЗС, маршрут следования до АЗС и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением автомобильных бензинов.

АЗС Томской области располагаются преимущественно в крупных населенных пунктах (районных центрах и городах) и на трассах федерального и регионального значения.

В рамках розничного рынка автомобильных бензинов Томской области выделено 16 локальных рынков, характеризующихся равными или несущественно отличающимися ценами (менее 10%):

1. Томский локальный рынок, географические границы которого охватывают территории г. Томска, Томского района и г. Северска.

Данные рынки объединены в один в связи с наличием стабильного пассажиропотока (многие жители г. Северска и Томского района работают в г. Томске, осуществляют там покупки), более развитой инфраструктуры, относительной территориальной доступности и предпочтений потребителей приобретать моторное топливо в г. Томске и г. Северске в связи с более низкими ценами.

Томский локальный (местный) товарный рынок является наиболее привлекательным для продавцов, наибольшим по емкости, числу операторов, платежеспособных покупателей и количеству АЗС.

2. Шегарский локальный рынок.

3. Кожевниковский локальный рынок.

4. Асиновский и Первомайский локальный рынок (в связи со строительством моста через р. Чулым в 2006 г., который соединил 2 близлежащих района).

5. Зырянский локальный рынок.

6. Колпашевский локальный рынок.

7. Верхнекетский локальный рынок.

8. Кривошеинский локальный рынок.

9. Чаинский локальный рынок.

10. Молчановский локальный рынок.

11. Александровский локальный рынок, включая г. Стрежевой.

12. Каргасокский локальный рынок.

13. Бакчарский локальный рынок.

14. Кедровский локальный рынок.

15. Парабельский локальный рынок.

16. Тегульдетский локальный рынок.

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии со ст. 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в установленных географических границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические или юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок (т.е., потенциальные продавцы).

Продавцами на рассматриваемых товарных рынках являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной реализации автомобильных бензинов на АЗС преимущественно для личного использования.

На территории Томской области за период 01.04.2013–01.04.2014 реализация низкооктановых автомобильных бензинов через АЗС осуществлялась 30 хозяйствующими субъектами.

На территории Томской области за период 01.04.2013–01.04.2014 реализация высокооктановых автомобильных бензинов через АЗС осуществлялась 43 хозяйствующих субъекта, в т.ч. одна группа лиц.

В рассматриваемом временном периоде на территории Томской области функционировало свыше 140 АЗС (а также порядка 10 АЗС – временно не эксплуатируются, законсервированы или находятся на реконструкции), принадлежащих более чем 40 розничным продавцам, большинство из которых имеют по одной АЗС, 10 розничных продавцов нефтепродуктов являются владельцами трёх и более АЗС.

Покупателями на рассматриваемом рынке являются физические и юридические лица, приобретающие автомобильные бензины в единичном количестве преимущественно для личного использования.

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Для расчета объема товарного рынка за период 01.04.2013–01.04.2014 в рассматриваемых продуктовых и географических границах и соответствующих долей хозяйствующих субъектов на рынке использовались данные об объемах реализации автомобильных бензинов в натуральном выражении (литры), полученные от хозяйствующих субъектов. В соответствии с п. 6.3 Методических указаний данные об объемах реализации автомобильных бензинов в тоннах были пересчитаны с учетом их плотности:

АИ-80 – 715 кг/м3;

АИ-92 – 735 кг/м3;

АИ-95 – 750 кг/м3;

АИ-98 – 765 кг/м3.

Из анализа полученных данных, а также результатов аналогичных исследований 2009–2012 гг. можно сделать вывод о том, что в целом неизменным остается состав хозяйствующих субъектов – участников рассматриваемого рынка, их ранжирование по занимаемым ими долям на рынке, а их доли достаточно стабильны и мало изменчивы.

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR), определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) представляющий собой сумму квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

В Таблице 4 представлены показатели коэффициента рыночной концентрации трех крупнейших хозяйствующих субъектов (CR3) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

На основании проведенных расчетов можно заключить, что рынок розничной реализации автомобильных бензинов, как высокооктановых, так и низкооктановых, в разрезе локальных рынков Томской области относится к типу рынка с высоким уровнем концентрации за исключением Томского локального розничного рынка низкооктановых бензинов, который характеризуется умеренным уровнем рыночной концентрации.

VIII. Определение барьеров входа на рынок

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее – определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

– выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

– определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

В ходе анализа были выявлены следующие барьеры входа на изучаемый товарный рынок:

1)   экономические ограничения, в том числе:

– необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

– транспортные ограничения (слабо развитая инфраструктура и особые условия транспортировки нефтепродуктов);

– географическая удаленность нефтеперерабатывающих предприятий;

– определенные трудности, связанные с приобретением нефтепродуктов у нефтеперерабатывающих предприятий или хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовые поставки нефтепродуктов;

– ограниченность доступа к системе нефтехранения;

– издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

– наличие экономически оправданного минимального объема реализации, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу реализованного топлива до момента достижения такого объема реализации (эффект масштаба производства).

2)   административные ограничения:

– определенные ограничения при получении земельных участков и строительстве АЗС для осуществления хозяйственной деятельности, связанные с соответствием ряду стандартов, в т.ч. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74), «НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 № 25), «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01)» (утв. Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 № 229);

– требования, предъявляемые к качеству, техническим характеристикам разных видов топлива (ГОСТы, Технический регламент и др.).

3)   наличие вертикально-интегрированных нефтяных компаний (Роснефть и Газпром) создает преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка.

В силу перечисленных барьеров вход на рынок новых конкурентов затруднен, барьеры входа на рассматриваемый рынок являются частично преодолимыми.

Необходимость в получении лицензии на эксплуатацию АЗС не установлена. По данным Томского отдела Сибирского управления Ростехнадзора, деятельность, связанная с розничной реализацией дизельного топлива и автомобильных бензинов через АЗС не лицензируется, учет и регистрация АЗС Ростехнадзором не осуществляется.

Хозяйствующие субъекты через АЗС реализуют автомобильный бензин, который является горючим веществом, следовательно, АЗС относятся к категории опасных производственных объектов в понимании Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (п. 1 Приложения 1 к указанному Федеральному закону).

В соответствии с п. 12. ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.

Горючим жидкостям, находящимся на товарно-сырьевых складах и базах, в зависимости от их количества присвоены следующие классы опасности:

500 тыс. т и более – I класс опасности;

50–500 тыс. т – II класс опасности;

1–50 тыс. т – III класс опасности;

менее 1 тыс. т – IV класс опасности.

Для стационарного хранения и дальнейшей реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива на АЗС используются резервуары горизонтальные стальные (РГС). По сведениям, размещенным на сайтах производителей и поставщиков технологического оборудования, максимальная емкость РГС составляет 100 м3 или около 75 т. Учитывая данный факт, АЗС можно отнести к опасным производственным объектам IV класса опасности, эксплуатация которых не подлежит лицензированию. Поэтому условия лицензирования в данном случае административными ограничениями и барьерами входа на рынок не являются.

Между тем, перечисленные выше барьеры входа на рынок не могут быть признаны преодолимыми, что подтверждается низкой частотой появления на рассматриваемом рынке новых участников.

  IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что рассматриваемый рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией, высоким уровнем концентрации, с барьерами входа на рынок, которые нельзя считать преодолимыми. На рассматриваемом рынке наблюдается тенденция концентрации АЗС у небольшого числа продавцов, сокращения числа хозяйствующих субъектов.

В рассматриваемом периоде на территории Томской области через АЗС реализовано почти 332 млн. л автомобильных бензинов, причем 98,8% этих объемов пришлось на высокооктановые бензины.

На розничном рынке автомобильных бензинов функционируют три крупнейшие хозяйствующие субъекта. Главное преимущество данных компаний заключается в широкой сети АЗС, расположенных по всей территории Томской области, активное использование маркетинговых инструментов (включая программы повышения лояльности клиентов, рекламу в средствах массовой информации, наружную рекламу, фирменную символику и логотипы (бренды), предоставляют услуги персонала по заправке автомобиля), а также бесперебойные поставки нефтепродуктов.

В итоге, тремя крупнейшими хозяйствующими субъектами за период 01.04.2013–01.04.2014 реализовано 84,9% всего автомобильного бензина в Томской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение каждого из трех перечисленных хозяйствующих субъектов на рынке розничной реализации автомобильных бензинов в границах Томской области может быть признано доминирующим.

На розничном рынке низкооктановых бензинов Томской области выявлены тенденции снижение спроса и, соответственно, предложения. Стоит также отметить значительное сокращение числа хозяйствующих субъектов, реализующих низкооктановый автомобильный бензин (АИ-80).

На розничном рынке высокооктановых автомобильных бензинов лидирующие позиции занимает ОАО «Томскнефтепродукт» ВНК. Данная компания присутствует на 13 локальных рынках и на 12 из них занимает долю более 35%, в т.ч. на 10 из них – долю свыше 70%. Приказом Томского УФАС России от 29.12.2008 № 239 ОАО «Томскнефтепродукт» ВНК включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, по позиции «Нефтепродукты светлые ОКП 02 5100 ОКПД 50.50.10 Розничная торговля ОКПД 51.51.12 Оптовая торговля» в географических границах Томской области с долей более 65%.

При имеющихся в распоряжении Томского УФАС России сведениях отсутствует возможность прогнозировать какие-либо изменения состояния конкуренции на рассматриваемом рынке в перспективе.

 

Начальник отдела экономического анализа        С.А. Паньков

Специалист-эксперт отдела экономического анализа   А.В. Турлов