Информация по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в г. Томск и г. Северск за 2016 г.

В феврале 2017 г. Томское УФАС России завершило проведение анализа состояния конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории г. Томска и г. Северска за 2016 г.

Данный анализ во исполнение Приказа ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы».

По результатам данного обзора были сделаны следующие выводы.

1. Продуктовые границы товарного рынка определены как услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов

При этом под твердыми коммунальными отходами согласно Федеральному закону от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Сбор отходов представляет собой прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Транспортирование отходов связано с перемещением отходов между местами образования, сбора, накопления, хранения, утилизации, захоронения.

2. Географические границы товарного рынка. Спецификой деятельности по оказанию услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является оказание данных услуг непосредственно по месту нахождения объектов скопления отходов в местах проживания населения и расположения юридических лиц, являющихся потребителями данных услуг.

В связи с этим географические границы ограничены муниципальным образованием, в данном исследовании г. Томском и г. Северском.

3. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

На территории г. Томска услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в 2016 г. оказывало 11 юридических лиц, имеющих лицензию на сбор и транспортирование отходов I – IV класса опасности, из них 2 группы лиц, в составе которых находятся по 3 юридических лица.

На территории г. Северска в 2016 г. деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов осуществляло 5 хозяйствующих субъектов, имеющих лицензию на сбор и транспортирование отходов I – IV класса опасности.

4. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на нем.

Общий объем оказанных услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в 2016 г. в г. Томске составил 227 723 тонны, выручка от оказания данных услуг составила 367 367 тыс. руб.

Наибольшую долю по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в географических границах г. Томска в 2016 г. имело УМП «Спецавтохозяйство г. Томска».  Следующими по ранжированию долей идут: группы лиц «АБФ Логистик» и группа лиц «СОРНЕТ».

В г. Северске общий объем оказанных услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в 2016 г. в стоимостном выражении составил 26 330 тыс. руб.

Наиболее крупным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в г. Северске, за исследуемый период времени являлось АО «Городское специализированное автотранспортное предприятие». Следующими по ранжированию долей идут: ООО «Славяне и ООО «ТрансЭко».

5. Уровень концентрации товарного рынка. По результатам расчета коэффициента рыночной концентрации (CR3) трех крупнейших хозяйствующих субъектов и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рынок услуг по сбору и транспортированию ТКО в географических границах г. Томска и г. Северска был охарактеризован как низкоконкурентный и высококонцентрированный.

6 Барьеры входа на товарный рынок.

К экономическим барьерам вхождения на рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных (бытовых) отходов были отнесены следующие ограничения:

- Необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений для покупки (аренды) специализированного транспорта для транспортирования твердых бытовых отходов.

К административным ограничениям:

- зарегулированность товарного рынка различными нормативно-правовыми документами, в том числе в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предъявлены требования к хозяйствующим субъектам по обращению с отходами, а именно требования к обращению с отходами I – IV класса опасности; требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I – IV класса опасности; требования к транспортированию отходов I – IV класса опасности;

- наличие лицензии.

К организационным ограничениям:

- преимущества хозяйствующих субъектов, уже действующих на рынке, перед новыми участниками, в частности по затратам на единицу продукции (услуги), по наличию долгосрочных договоров с покупателями услуги;