Ответы на вопросы, заданные в ходе общественных обсуждений 28.06.2017

 

 Вопрос: Будет ли выделен в сегмент монополии ТТУ г. Томска (по закупке проездных) по п.1 ч.1 ст.93 Закона 44-ФЗ?

В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 24 Закона 44-ФЗ закупка у единственного поставщика подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. При этом формальную процедуру выбора поставщика в отличие от конкурентных способов определения поставщиков (конкурсов, аукциона, запроса котировок и запроса предложений) заказчик не проводит. Особенности закупок у единственного поставщика регламентируются ст. 93 Закона 44-ФЗ.

Согласно п.1 ч.1 ст. 93 Закона 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если товар, работа или услуга относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях).

Согласно, ч.1 ст. 4 Закона о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче тепловой энергии;

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

захоронение радиоактивных отходов;

водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

На основании изложенного, заключение государственного контракта на поставку проездных билетов для проезда на городском электротранспорте с единственным поставщиком п.1 ч.1 ст. 93 Закона 44-ФЗ не регламентируется.

        

Вопрос: В связи с внесением изменений в Постановление Правительства № 624 обязан ли заказчик устанавливать требование к участнику закупки о наличии СРО?

При закупке проектно-изыскательских работ, а также работ по строительству, реконструкции и капремонту участник госзакупки должен будет подтвердить членство в саморегулируемой организации. Допуски СРО действовать не будут.

Для контрактов стоимостью не более 3 млн руб. на строительство, реконструкцию и капремонт членство в СРО не потребуется.

Федеральный закон от 03.07.2016 N 372-ФЗ (вступает в силу 1 июля 2017 года, за исключением отдельных положений)

 

Вопрос: Возможно ли приобретение автомобиля (автобуса) бывшего в эксплуатации по Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

Заказчик может предусмотреть закупку товара, бывшего в употреблении, ремонте, или восстановленного товара, при указании данного условия в документации о закупке и обосновании такой потребности.

 

 

 

Вопрос: В связи с отменой п.27 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», как производить закупку на оказание услуг адвокатов, работающих по Постановлению Правительства № 1240?

 В рассматриваемом случае закупка услуги адвоката не осуществляется, речь идёт о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240 (ред. от 01.12.2016) "О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации")

Одновременно обращаем внимание на то, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае наделения данного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией, издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. В соответствии с Положением о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы утверждённым Приказом ФАС России от 23.07.2015 №649/15 (зарегистрированным в Минюсте России 24.08.2015 №38653),  Томское УФАС России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

 

 

Вопрос: Как заказчику отменить закупку, если он обнаружил какое-либо несоответствие Закону, при этом, это обнаружено на стадии рассмотрения 2-ых частей заявок на участие в электронном аукционе?

В соответствии с ч.1  ст.36 Закона 44-ФЗ заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.

Согласно ч.2 ст.36 Закона 44-ФЗ по истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 настоящей статьи и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

Иных возможностей для Заказчика отменить закупку Законом 44-ФЗ не предусмотрено.

 

 

 

Вопрос:

1) При мониторинге цен на закупку транспортных услуг по доставке грузов от исполнителя получено предложение о цене. В запросе цены заказчик указал точный адрес, где находится груз. Заключен контракт, в котором условием является доставка груза 2 раза по равной стоимости с одного и того же адреса. Оплата предусмотрена по факту каждой доставки. Исполнитель после первой доставки выставил счет на сумму, большую, чем указано в контракте за одну доставку. Какие действия заказчика? Как оплатить, не нарушив условия контракта?

 

2) В каком понятии использовать термин «торговый знак» в рамках  Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»? Если участником закупки при подаче заявки на электронный аукцион указал, что поставлять будет, например, молоко питьевое, и не указал торговый  знак на товар. А при фактической поставке в товарной накладной указал, что молоко питьевое «Деревенское молочко». Должен ли заказчик принять такой товар или признать, что поставщик нарушает условия контракта?

 

Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 44-ФЗ) и положению о территориальном органе у Томского УФАС России и его должностных лиц отсутствуют полномочия по принятию решений по вопросам, относящимся к компетенции заказчика при заключении и исполнении государственного контракта.

1) При исполнении контракта Заказчик должен руководствоваться положениями самого контракта, нормами Закона о контрактной системе, толкуемыми во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм – непосредственно нормами ГК РФ.

 Чтобы не нарушить условия контракта необходимо производить оплату согласно условиям контракта.

2) Термин  «торговый  знак» в рамках Закона 44-ФЗ не используется. Термин «товарный знак» используется в рамках Закона 44-ФЗ  в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017).

В соответствии с действующим законодательством у Томского УФАС России  отсутствуют полномочия по контролю в отношении  соответствия поставленного товара условиям контракта.

 Согласно п.5 ч.8 ст.99 Закона 44-ФЗ полномочиями по контролю в отношении соответствия поставленного товара условиям контракта наделены органы  внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (в рассматриваемом случае  УФК по Томской области).

 

Вопрос:  Возможно ли в одной закупке приобрести компьютер и стул?

Нет, указанные товары не обладают едиными родовыми признаками (например, классные доски, в том числе меловые, маркерные), не составляют комплект таких товаров (например «ученический стул-парта»).

 

Вопрос:  Возможно, ли получать письменное толкование нормы ФЗ по обращению заказчика?

Согласно п.6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331 (далее – Положение о ФАС России) ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в том числе давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг,  для федеральных государственных нужд» ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль, в том числе, в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.

Согласно п.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства, в том числе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании изложенного, в компетенцию ФАС России входит подготовка разъяснений юридическим и физическим лицам только по вопросам осуществления функции по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации (далее – Минфин России), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 14.04.2017) «О Министерстве финансов Российской Федерации», выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляет Минфин России.

Таким образом, письменные толкования (применение) норм Закона о контрактной системе входит в компетенцию Минфина России.

 

Вопрос:  Имеется ли практика  привлечения к ответственности администрации муниципального образования за уклонение от выдачи разрешения на размещение не стационарного торгового объекта  (ст. 39.6 ЗК РФ) при отсутствии оснований для выдачи такого разрешения без проведения торгов?

Ответ: в Томском УФАС России  отсутствует такая практика.

    В части 2 статьи  39.6 Земельного кодекса  РФ указаны случаи, когда договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов.

    В части 1 ст.39.36 ЗК РФ указано, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

    Кроме того, порядок и условия размещения объектов нестационарной торговли устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 ЗК РФ).

   Между тем, по мнению ФАС России, предоставление права на размещение объекта нестационарной торговли одному из претендентов при наличии двух и более претендентов должно осуществляться путем проведения конкурентных процедур.

 

Вопрос: ООО «Электросети» осуществляет закупки в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ. Между ООО «Электросети» и поставщиком идет судебный спор о порядке исполнения заключенного договора. Поставщик предлагает осуществить поставку товара, но ООО «Электросети» не может принять и оплатить товар, т.к. денежные средства на закупку данного товара отсутствуют в текущем году. Будет ли нарушением требований Закона № 223-ФЗ если стороны заключат мировое соглашение, положения которого не соответствует ранее заключенному договору, в том числе по срокам поставки товара.

 

Ответ: согласно ст.170 АПК РФ в решении суда указываются законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле. Арбитражный суд принимая решения по спору двух сторон, в том числе при утверждении мирового соглашения, руководствуется действующим законодательством Российской Федерации.

Из данной нормы следует, арбитражный суд может принять решение, в том числе утвердить мировое соглашение, которое соответствует действующему законодательству. Арбитражный суд проверяет мировое соглашение на соответствие действующему законодательству и утверждает его или не утверждает его, если мировое соглашение не соответствует требованиям действующего законодательства.

Антимонопольный орган не наделен правом проверять законность принятого судом решения.