Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оптовой торговли конфетами, глазированными шоколадной и шоколадно-молочной глазурью, (кроме фасованных в коробки) для целей последующей перепродажи

I. Общие положения

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» полномочиями по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов), а также проведению анализа состояния конкуренции на товарном рынке наделен антимонопольный орган.

Приказом Томского УФАС от 09.12.1999 № 232/70 ОАО «Кондитерская фабрика «Красная звезда» было включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, по позиции «Конфеты глазированные шоколадом и шоколадно-молочной глазурью ОКП 91 2300, ОКПД 15.84.22. Оптовая торговля» в географических границах Томской области с долей >65 процентов.

Аналитический отчет, подготовленный по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного антимонопольным органом по собственной инициативе, согласно п. 14 Правил  формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896, является основанием для принятия решения об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из указанного реестра.

Таким образом, с целью актуализации Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, был проведен анализ состояния конкуренции на рынке оптовой торговли конфетами, глазированными шоколадной и шоколадно-молочной глазурью, (кроме фасованных в коробки) для целей последующей перепродажи.

Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1.    Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2.    Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

3.    Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

4.    Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 № 896;

5.    ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 301;

6.    ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17;

7.    ОК 029-2001. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст;

8.    ОК 034-2007. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст.

9.    ГОСТ Р 53041-2008 «Изделия кондитерские и полуфабрикаты кондитерского производства. Термины и определения», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2008 № 402-ст.

10.              ГОСТ 4570-93 «Конфеты. Общие технические условия», введен Госстандартом РФ с 01.01.1995.

Исследование проводилось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее Порядок проведения анализа).

П. 1.3 Порядка проведения анализа устанавливает, что при формировании Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

1.         Определение временного интервала исследования товарного рынка.

2.         Определение продуктовых границ товарного рынка.

3.         Определение географических границ товарного рынка.

4.         Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках в качестве продавцов и покупателей.

5.         Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

При анализе конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использовались:

– данные, полученные по результатам проведенного опроса (теста гипотетического монополиста) торговых сетей, крупных оптовиков и перекупщиков глазированных конфет Томской области;

– информация, полученная от хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую торговлю конфетами глазированными на территории Томской области, торговых сетей;

– сведения, предоставленные ЗАО «КФ «Кондитерская фабрика «Красная звезда»

– данные Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «АСКОНД».

                                              II. Временной интервал исследования

В соответствии с Порядком проведения анализа определение временного интервала исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка проведения анализа).

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка проведения анализа).

На основании вышеперечисленного временной интервал исследования определен в пределах 2011–2012 гг. Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

III. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с п. 3.1 Порядка проведения анализа предполагает предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

Основным видом деятельности ОАО «Кондитерская фабрика «Красная звезда» является производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий, что соответствует коду 15.84.2 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001.

Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка основывалось на позиции, по которой хозяйствующий субъект включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, – «Конфеты глазированные (шоколадной и шоколадно-молочной глазурью). Оптовая торговля». Указанной группе продукции присвоен код 91 2300 по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93. Данная товарная группа включает следующие подгруппы:

 

91 2300     Конфеты глазированные (шоколадной и

                  шоколадно-молочной глазурью)

   91 2310     Конфеты / с помадным корпусом

   91 2320     Конфеты / с ликерными, молочными и фруктовыми

                  корпусами

   91 2330     Конфеты / с кремовыми и сбивными корпусами

   91 2340     Конфеты с начинками между слоями вафель /

   91 2350     Конфеты / с марципановыми, ореховыми и

                  пралиновыми корпусами

   91 2360     Конфеты / с грильяжными корпусами и корпусами

                  на карамельной основе

   91 2370     Конфеты / с комбинированными корпусами и

                  шоколадными слоями

   91 2390     Виды конфет другие

Указанные разновидности конфет производятся по единой технологической схеме и относятся потребителями к одному товарному и ценовому сегменту.

Кроме конфет, глазированных шоколадной и шоколадно-молочной глазурью, представляющих крупнейшую группу, выделяют также конфеты, глазированные сахарной и жировой глазурью, помадой – код 1543038 «Конфеты глазированные шоколадной, шоколадно-молочной, сахарной и жировой глазурью, помадой» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93; а также конфеты неглазированные.

Согласно проведенному тесту гипотетического монополиста, 75% опрошенных хозяйствующих субъектов-приобретателей конфет посчитало, что неглазированные конфеты и конфеты, глазированные жировой, сахарной и др. глазурью, не являются заменяемыми конфетам, глазированным шоколадной и шоколадно-молочной глазурью, и относятся к разным товарным сегментам по причине различий во вкусовых качествах и предпочтениях конечных потребителей.

Раздел 2 «Термины и определения» ГОСТ Р 53041-2008 «Изделия кондитерские и полуфабрикаты кондитерского производства. Термины и определения» позволяет однозначно определить следующие понятия:

КОНФЕТА: формованное сахаристое кондитерское изделие, размер которого позволяет положить его в рот, из одной или нескольких конфетных масс, определяющих основной идентификационный признак конфеты.

ШОКОЛАДНАЯ ГЛАЗУРЬ: глазурь, в состав которой входит не менее 25% общего сухого остатка какао-продуктов, в том числе не менее 12% масла какао.

МОЛОЧНАЯ ШОКОЛАДНАЯ ГЛАЗУРЬ: глазурь, в состав которой входят не менее 15% общего сухого остатка какао, не менее 5% масла какао, не менее 12% сухих веществ молока и (или) продуктов его переработки, не менее 2,5% молочного жира.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 4570-93 «Конфеты. Общие технические условия» устанавливает, что:

1.1.2. Глазированные конфеты – конфеты, полностью или частично покрытые глазурью.

1.3.1. Конфеты выпускают завернутыми, незавернутыми, штучными, весовыми и фасованными, в виде смесей и наборов.

1.3.6. Завернутые конфеты выпускают весовыми или фасованными в коробки, пачки или пакеты (бумажные, целлофановые, из полимерных материалов и т.п.).

Незавернутые конфеты выпускают весовыми или фасованными в коробки.

Завернутые и незавернутые конфеты были объединены в одну группу, т.к. разница в стоимости двух видов конфет не превышает 10%, они производится по единой технологической схеме, и потребители могут заменить и заменяют один вид другим.

Весовые и фасованные в пакеты глазированные конфеты используются для повседневного потребления, фасованные в коробки – преимущественно в качестве подарочной продукции. Т.е. очевидно различие в функциональном назначении указанных групп конфет. Кроме того, разница в стоимости весовых конфет и конфет в коробках составляет порядка 50–60%. На вопрос «При увеличении стоимости конфет, глазированных шоколадной и шоколадно-молочной глазурью, весовых и фасованных в пакеты на 5–10% на период более 1 года при неизменности цены на конфеты, глазированные шоколадной и шоколадно-молочной глазурью, фасованные в коробки, готовы ли Вы осуществлять закупку последней группы конфет вместо первой?» 95% опрошенных хозяйствующих субъектов-покупателей конфет ответило, что не готовы в силу того, что фасованные в коробки конфеты относятся к другому товарному и ценовому сегменту. На основании этого конфеты фасованные в коробки были отнесены к отдельному товарному рынку.

Весовые и фасованные в пакеты конфеты признаны покупателями взаимозаменяемыми и по стоимости, и по потребительскому спросу.

Установлено, что один и тот же продавец имеет возможность устанавливать и устанавливает разные цены на один и тот же товар в зависимости от способа и формы участия приобретателей в обороте товара (т.е. для розничных и оптовых покупателей). Следовательно, различают рынок оптовой торговли и рынок розничной торговли.

В п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» содержится определение понятия «оптовая торговля»:

оптовая торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

По ОКВЭД ОК 029-2001 оптовой торговле конфетами соответствует код 51.36.21 «Оптовая торговля сахаристыми кондитерскими изделиями, включая шоколад».

Следует учесть, что один и тот же товар может обращаться на одной и той же территории, но на разных товарных рынках. В частности, товар может обращаться на оптовых рынках, на которых продаются партии товара преимущественно для целей последующей перепродажи, профессионального использования или собственного потребления (п. 3.3 Порядка проведения анализа). Из этого следует, что необходимо различать хозяйствующих субъектов в соответствии с целями оптовой торговли и считать их действующими на различных товарных рынках. Классификация опта по размеру партии в имеющейся нормативно-правовой базе не установлена.

Исходя из вышеизложенного, окончательно продуктовые границы изучаемого товарного рынка были определены как рынок оптовой торговли конфетами, глазированными шоколадной и шоколадно-молочной глазурью, (кроме фасованных в коробки) для целей последующей перепродажи.

IV. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка представляют собой границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (п. 4.1 Порядка проведения анализа).

Согласно п. 4.1 Порядка проведения анализа процедура определения географических границ товарного рынка включает предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Исходя из того, что ОАО «Кондитерская фабрика «Красная звезда» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, по решению Томского УФАС России (приказ от 09.12.1999 № 232/70), а также зарегистрировано в установленном порядке и осуществляет свою деятельность на территории Томской области, предварительно географические границы рассматриваемого товарного рынка были определены в пределах Томской области.

Глазированные конфеты не являются скоропортящимся товаром и не требуют особых условий транспортировки. Половина опрошенных хозяйствующих субъектов-покупателей конфет имеет финансовую и техническую возможность (т.е. имеют транспорт и складские помещения) приобретать и приобретают продукцию за пределами Томской области (Новосибирская область, Алтайский край, г. Москва и др.). В результате проведения теста гипотетического монополиста было выяснено, что 75% опрошенных торговых сетей и крупных оптовиков будут осуществлять закупку глазированных конфет у поставщиков других регионов в случае увеличения стоимости конфет глазированных (шоколадной и шоколадно-молочной глазурью) на 5–10% на период более 1 года у поставщиков Томской области при неизменности цены у поставщиков за пределами Томской области: в Новосибирской, Кемеровской, Белгородской, Волгоградской, Пензенской, Ульяновской областях, Алтайском крае, г. Москве.

В 2011 и 2012 гг. торговыми сетями и перекупщиками за пределами Томской области было закуплено почти 50% глазированных конфет. В то же время, значительная часть произведенных на территории Томской области глазированных конфет – порядка 85% – реализуется за пределами области (преимущественно в регионах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов).

Установлено, что как за пределы Томской области, так и на ее территорию осуществляется вывоз (ввоз) более 10% глазированных конфет, что свидетельствует об экономической и технической возможностях перемещения данного товара к покупателю и покупателя к товару.

Опрос торговых сетей и перекупщиков Томской области показал: 75% респондентов считают, что рынок оптовой торговли глазированными конфетами охватывает территорию Российской Федерации, 25% респондентов – территорию нескольких субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с п. 4.6 Порядка проведения анализа, географические границы рассматриваемого рынка были расширены до границ нескольких субъектов Российской Федерации: Томская область, Новосибирская область, г. Москва, Алтайский край. Следовательно, рынок оптовой торговли конфетами, глазированными шоколадной и шоколадно-молочной глазурью, (кроме фасованных в коробки) для целей последующей перепродажи представляет собой межрегиональный рынок.

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в установленных географических границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические или юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок (т.е., потенциальные продавцы).

Следует отметить, что 12.08.2005 ИФНС России по г. Горно-Алтайску в ЕГРЮЛ была внесена запись о прекращении деятельности ОАО «Кондитерская фабрика «Красная звезда» в связи с реорганизацией.

Томским УФАС России было выявлено 25 крупнейших хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую торговлю конфетами, глазированными шоколадной и шоколадно-молочной глазурью, (кроме фасованных в коробки) для целей последующей перепродажи на территории Томской области. На основании пп. 1, 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», два хозяйствующих субъекта были объединены в группу лиц: 90% в уставном капитале хозяйствующего субъекта А и 100% голосующих акций хозяйствующего субъекта Б принадлежат хозяйствующему субъекту В.

Покупателями конфет, глазированных шоколадной и шоколадно-молочной глазурью, являются торговые сети, перекупщики, большое количество розничных магазинов.

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

В соответствии с пунктом 3 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30,  Томское УФАС России осуществляет свою деятельность на территории Томской области.

Таким образом, в силу того, что географические границы рассматриваемого рынка выходят за пределы Томской области и рынок является межрегиональным, то расчет общего объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на нем за установленный временной интервал не может быть осуществлен.

Выводы

Согласно п. 3.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 № 6, рассматриваемый товарный рынок может рассматриваться как рынок Российской Федерации в целом, поскольку его географические границы выходят за пределы Томской области. Включение хозяйствующего субъекта в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, исключение хозяйствующего субъекта из Реестра, внесение изменений в Реестр осуществляется на основании Приказа ФАС России.

С учетом вышеизложенного, в соответствии с Правилами формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896, и с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 № 6, необходимо на основании настоящего Аналитического отчета внести изменения в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, путем исключения из регионального раздела указанного реестра сведений о ОАО «Кондитерская фабрика «Красная звезда» с позиции «Конфеты глазированные шоколадом и шоколадно-молочной глазурью ОКП 91 2300, ОКПД 15.84.22. Оптовая торговля».