Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по пропитке шпал и брусьев из дерева на территории Томской области в 2012 – I полугодии 2013 года

I. Общие положения

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» полномочиями по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов), а также проведению анализа состояния конкуренции на товарном рынке наделен антимонопольный орган.

Приказом Томского территориального управления МАП России от 07.09.2000 № 155/70 ОСП «Томский шпалопропиточный завод» ГП «Западно-Сибирская железная дорога» (ОСП «Томский шпалопропиточный завод» ФГУП «Западно-Сибирская железная дорога» с учетом внесенных изменений) было включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, по позиции «Услуги пропитки шпал и брусьев из дерева ОКПД 20.10.90» в географических границах Томской области с долей >65 процентов.

Аналитический отчет, подготовленный по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного антимонопольным органом по собственной инициативе, согласно п. 14 Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896, является основанием для принятия решения об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из указанного реестра.

Таким образом, с целью актуализации Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по пропитке шпал и брусьев из дерева.

Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1.        Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

2.        ГОСТ 20022.1-90 (СТ СЭВ 6829-89). Государственный стандарт Союза ССР. Защита древесины. Термины и определения, утвержденный Постановлением Госстандарта СССР от 30.07.1990 N 2326 (далее – ГОСТ 20022.1-90);

3.        ГОСТ 20022.5-93. Защита древесины. Автоклавная пропитка маслянистыми защитными средствами, принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21.10.1993 (далее – ГОСТ 20022.5-93);

4.        ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17 (далее – ОК 004-93);

5.        ОК 029-2001. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст (далее – ОК 029-2001);

6.        ОК 034-2007. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст (далее – ОК 034-2007).

Исследование проводилось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа).

П. 1.3 Порядка проведения анализа устанавливает, что при формировании Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

1.        Определение временного интервала исследования товарного рынка.

2.        Определение продуктовых границ товарного рынка.

3.        Определение географических границ товарного рынка.

4.        Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках в качестве продавцов и покупателей.

5.        Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

При анализе конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использовались:

– сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги по пропитке шпал и брусьев из дерева на территории Томской области в 2012 – I полугодии 2013 года;

– иные источники информации.

II. Временной интервал исследования

В соответствии с Порядком проведения анализа определение временного интервала исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка проведения анализа).

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка проведения анализа).

Томский шпалопропиточный завод является филиалом Компании 1. В соответствии с Приказом Компании 1 от 24.12.2012 № 112/2012 Томский шпалопропиточный завод с 29.12.2012 прекратил производственную деятельность в связи с консервацией производства.

На основании вышеперечисленного временной интервал исследования определен в пределах 2012 – I полугодия 2013 года. Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

III. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с п. 3.1 Порядка проведения анализа предполагает предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

Основным видом деятельности Томского шпалопропиточного завода – филиала Компании 1 является оказание услуг пропитки древесины.

Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка основывалось на позиции, по которой хозяйствующий субъект включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, – «Услуги пропитки шпал и брусьев из дерева».

Данному виду деятельности ОК 034-2007 присвоен код 20.10.90 «Услуги по пропитке древесины» классификационной подгруппы 20.10.9 «Услуги по пропитке древесины». Кроме услуг по пропитке и химической обработке древесины консервантами и другими веществами эта группировка включает также услуги по сушке и распиловки древесины.

Пропитка древесины – введение в древесину защитных средств, пропиточной жидкости или газа, сохраняющих и (или) улучшающих ее свойства (ГОСТ 20022.1-90). Пропитка шпалосырья представляет собой химическую защиту древесины. Помимо химической защиты выделяют также физическую, конструкционную, профилактическую защиту, огнезащиту. Однако перечисленные виды защиты древесины не могут считаться взаимозаменяемыми в виду различий в технологии, функциональном назначении, составе исполнителей данных услуг и их потребителей.

Пропитка древесины осуществляется в соответствии с ГОСТ 20022.5-93. Пропитке подлежат шпалы, мостовые и переводные брусья, столбы связи, опоры ЛЭП, сваи из дерева, предназначенные для эксплуатации в морской или пресной воде. Шпалы и мостовые и переводные брусья из дерева, в отличие от остальных деревянных конструкций, пропитывают одним и тем же способом, с использованием одного оборудования (автоклав), технологии, защитного средства. Кроме того, шпалы и брусья имеют одно функциональное назначение – для целей прокладки и эксплуатации железнодорожного полотна; одних покупателей.

Исходя из вышеизложенного, окончательно продуктовые границы изучаемого товарного рынка были определены как рынок услуг по пропитке шпал и брусьев из дерева.

IV. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка представляют собой границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (п. 4.1 Порядка проведения анализа).

Согласно п. 4.1 Порядка проведения анализа процедура определения географических границ товарного рынка включает предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Исходя из того, что Томский шпалопропиточный завод включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, по решению Томского территориального управления МАП России, а также зарегистрировано в установленном порядке и осуществляет свою деятельность на территории Томской области, предварительно географические границы рассматриваемого товарного рынка были определены в пределах Томской области.

Окончательно географические границы рынка услуг по пропитке шпал и брусьев из дерева определены в пределах Томской области.

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в установленных географических границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические или юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок (т.е., потенциальные продавцы).

Томским УФАС России было выявлено 2 хозяйствующих субъекта, осуществлявших пропитку шпал и брусьев из дерева в 2012 – I полугодии 2013 года.

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Для расчета объема товарного рынка за 2012 – I полугодие 2013 года в рассматриваемых продуктовых и географических границах и соответствующих долей хозяйствующих субъектов на рынке использовались данные об объеме реализации пропитанного шпалосырья в натуральном выражении – в м3.

Расчеты совокупного объема рынка и долей выявленных хозяйствующих субъектов на нем проводились на основании полученных от шпалопропиточных заводов Томской области сведений.

Выводы

С учетом вышеизложенного, в соответствии с Правилами формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896, и с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 № 6, необходимо на основании настоящего Аналитического отчета внести изменения в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, путем исключения из регионального раздела указанного реестра сведений об ОСП «Томский шпалопропиточный завод» ФГУП «Западно-Сибирская железная дорога» по позиции «Услуги пропитки шпал и брусьев из дерева ОКПД 20.10.90» в географических границах Томской области с долей >65 процентов.

В виду существующих тенденций значительного сокращения спроса на продукцию шпалопропиточных заводов, связанного с заменой при эксплуатации деревянных шпал и брусьев бетонными, включение в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, Компании 2 не представляется необходимым.

09.08.2013