Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке розничной реализации дизельного топлива в Томской области в 2012 году

Сфера деятельности: ТЭК

I. Общие положения

Во исполнение Приказа ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013–2014 годы» Томское УФАС России проводит анализ состояния конкуренции на рынке розничной реализации дизельного топлива в Томской области в 2012 году.

Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке осуществляется в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» и включает в себя:

– определение временного интервала исследования товарного рынка;

– определение продуктовых границ товарного рынка;

– определение географических границ товарного рынка;

– определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

– расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

– определение уровня концентрации товарного рынка;

– определение барьеров входа на товарный рынок;

– оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;

– составление итогового документа – аналитического отчета.

Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1.    Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

2.    Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (далее – Технический регламент), утв. Постановлением Правительства от 27.02.2008 № 118.

3.    ГОСТ 305-82. Межгосударственный стандарт. Топливо дизельное. Технические условия (далее – ГОСТ 305-82), утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 31.03.1982 № 1386.

4.    ГОСТ 26098-84. Нефтепродукты. Термины и определения (далее – ГОСТ 26098-84), введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 24.02.1984 № 591.

5.    ГОСТ 1510-84. Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение (далее – ГОСТ 1510-84), утв. Постановлением Госстандарта СССР от 07.08.1984 № 2776.

6.    ОК 029-2001. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (далее – ОК 029-2001), утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст.

7.    ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (далее – ОК 034-2007), принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст.

8.    Методические указания по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива (далее – Методические указания), письмо ФАС России от 15.05.2013 № АГ/18850/13 «О направлении методических рекомендаций».

При анализе конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации Томским УФАС России использовались:

– информация, полученная от хозяйствующих субъектов, занимавшихся в 2012 году розничной реализацией дизельного топлива на территории Томской области;

– сведения, предоставленные администрациями муниципальных образований Томской области;

– данные собственных исследований Томского УФАС России (Анализ и оценка состояния конкурентной среды на оптовых товарных рынках нефтепродуктов Томской области за 2009, 2010 гг.,  оценка конкурентной среды на розничных рынках нефтепродуктов Томской области за 2009, 2010 гг.);

– иные источники информации.

 

II. Временной интервал исследования

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее – Порядок), утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, определение временного интервала исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка).

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка).

В соответствии с Методическими указаниями временной интервал исследования определен в пределах 2012 года. Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

III. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с п. 3.1 Порядка предполагает предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительно продуктовые границы товарного рынка были определены в пределах рынка розничной реализации дизельного топлива.

Согласно ОК 029-2001 розничная реализация дизельного топлива входит в состав классификационной группы 50.50 «Розничная торговля моторным топливом». Эта группировка включает розничную торговлю моторным топливом для автотранспортных средств, мотоциклов и т.п., осуществляемую стационарными и передвижными автозаправочными станциями (далее – АЗС) и т.п., а также розничную торговлю смазочными материалами и охлаждающими жидкостями для автотранспортных средств, мотоциклов и т.п.

ОК 034-2007 относит дизельное топливо (код 23.20.15) к подгруппе 23.20.1 «Топливо моторное жидкое и газообразное; масла смазочные» классификационной группы 23.20 «Нефтепродукты». Кроме дизельного топлива к той же классификационной группе отнесены бензин автомобильный и бензин авиационный, керосин, реактивное топливо, масла смазочные и пр.

Вместе с тем, указанные виды нефтепродуктов не могут быть объединены в одну товарную группу в связи с особенностями функционального назначения, а также различиями в технических характеристиках.

 Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры), применяются как моторное топливо для бензиновых двигателей. Мазут используется в качестве топлива для топочных агрегатов и устройствах. Смазочные масла применяются для предупреждения или уменьшения износа трущихся поверхностей и уменьшения потерь на трение скольжения. Керосин используется в качестве авиатоплива или топлива для осветительных приборов.

Кроме того, данные виды нефтепродуктов значительно отличаются по цене, составу покупателей и продавцов и не могут считаться взаимозаменяемыми. Поэтому перечисленные выше виды нефтепродуктов должны относиться к разным товарным рынкам.

Что касается взаимозаменяемости дизельного и газового топлива, то следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка. Существенной особенностью является снижение грузоподъемности подобных автомобилей и повышение их пожароопасности. Стоимость 1 л сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей почти в 2 раза меньше стоимости 1 л дизельного топлива. К тому же, следует учитывать тот факт, что расположение газозаправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива. С учетом вышеизложенного дизельное топливо и газовое топливо не могут быть признаны взаимозаменяемыми и должны быть отнесены к разным товарным рынкам.

ОК 034-2007 выделяются следующие категории дизельного топлива: 

             23.20.15.210      Топливо дизельное летнее

             23.20.15.220      Топливо дизельное зимнее

             23.20.15.230      Топливо дизельное арктическое

             23.20.15.240      Топливо дизельное специальное

             23.20.15.290      Топливо дизельное прочее

ГОСТ 26098-84 устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения понятий, относящихся к нефтепродуктам и их свойствам:

Нефтепродукт – готовый продукт, полученный при переработке нефти, газоконденсатного, углеводородного и химического сырья.

Дизельное топливо – жидкое нефтяное топливо для использования в двигателях с воспламенением топливовоздушной смеси от сжатия.

ГОСТ 305-82 определяет область применения дизельного топлива как моторное топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники.

В зависимости от условий применения ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива:

Л (летнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°C и выше;

З (зимнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°C и выше (температура застывания топлива не выше минус 35°C) и минус 30°C и выше (температура застывания топлива не выше минус 45°C);

А (арктическое) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°C и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (моторное топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), переход с одной марки на другую не требует конструктивных изменений двигателей, значительных финансовых затрат. Указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, транспортировке, хранению (согласно ГОСТ 1510).

Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в их использовании потребителями в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов и покупателей при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей через АЗС, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.

Брендированное дизельное топливо различных марок в связи с незначительными объемами его реализации было объединено в одну товарную группу с не брендированным дизельным топливом.

На основании вышеизложенного в качестве продуктовых границ товарного рынка выступает дизельное топливо, реализуемое через АЗС.

IV. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка представляют собой границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (п. 4.1 Порядка).

Согласно п. 4.1 Порядка процедура определения географических границ товарного рынка включает предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительно географические границы товарного рынка определены в пределах Томской области.

Для определения географических границ товарного рынка был проведен анализ экономической возможности приобретения дизельного топлива потребителями. Исходя из территориальной фиксированности АЗС, основными ограничениями экономической возможности приобретения дизельного топлива потребителями являются месторасположение АЗС, расстояние до АЗС, маршрут следования до АЗС и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением дизельного топлива.

АЗС Томской области располагаются преимущественно в крупных населенных пунктах (районных центрах и городах) и на трассах федерального и регионального значения.

В рамках розничного рынка дизельного топлива Томской области выделено 16 локальных рынков, характеризующихся равными или несущественно отличающимися ценами (менее 10%):

1. Томский локальный рынок, географические границы которого охватывают территории г. Томска, Томского района и г. Северска.

Данные рынки объединены в один в связи с наличием стабильного пассажиропотока (многие жители г. Северска и Томского района работают в г. Томске, осуществляют там покупки), более развитой инфраструктуры, относительной территориальной доступности и предпочтений потребителей приобретать моторное топливо в г. Томске и г. Северске в связи с более низкими ценами.

Томский локальный (местный) товарный рынок является наиболее привлекательным для продавцов, наибольшим по емкости, числу операторов, платежеспособных покупателей и количеству АЗС.

2. Шегарский локальный рынок.

3. Кожевниковский локальный рынок.

4. Асиновский и Первомайский локальный рынок (в связи со строительством моста через р. Чулым в 2006 г., который соединил 2 близлежащих района).

5. Зырянский локальный рынок.

6. Колпашевский локальный рынок.

7. Верхнекетский локальный рынок.

8. Кривошеинский локальный рынок.

9. Чаинский локальный рынок.

10. Молчановский локальный рынок.

11. Александровский локальный рынок.

12. Каргасокский локальный рынок.

13. Бакчарский локальный рынок.

14. Кедровский локальный рынок.

15. Парабельский локальный рынок.

16. Тегульдетский локальный рынок.

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии со ст. 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в установленных географических границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические или юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок (т.е., потенциальные продавцы).

На территории Томской области в 2012 году реализацией дизельного топлива через АЗС занимался 42 хозяйствующий субъект. Перечень хозяйствующих субъектов в разрезе 16 локальных рынков представлен в Таблице 1.

Покупателями на рассматриваемом товарном рынке выступают физические и юридические лица, приобретающие дизельное топливо в единичном количестве преимущественно для личного использования.

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Для расчета объема товарного рынка за 2012 год в рассматриваемых продуктовых и географических границах и соответствующих долей хозяйствующих субъектов на рынке использовались данные об объемах реализации дизельного топлива в натуральном выражении (литры), полученные от хозяйствующих субъектов. Данные об объемах реализации дизельного топлива в тоннах были пересчитаны с учетом плотности 843 кг/м3 в соответствии с п. 6.3 Методических указаний.

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR), определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) представляющий собой сумму квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

На основании проведенных расчетов можно заключить, что рынок розничной реализации дизельного топлива в разрезе локальных рынков Томской области относится к типу рынка с высоким уровнем концентрации.

VIII. Определение барьеров входа на рынок

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

– выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

– определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

В ходе анализа были выявлены следующие барьеры входа на изучаемый товарный рынок:

1)   экономические ограничения, в том числе:

– необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

– издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

– наличие экономически оправданного минимального объема реализации, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу реализованного топлива до момента достижения такого объема реализации (эффект масштаба производства).

2)   административные ограничения:

– определенные ограничения при получении земельных участков и строительстве АЗС для осуществления хозяйственной деятельности, связанные с соответствием ряду стандартов, в т.ч. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74), «НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 № 25), «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01)» (утв. Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 № 229).

3)   наличие вертикально-интегрированных нефтяных компаний (Роснефть и Газпром) создает преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка.

В силу перечисленных барьеров вход на рынок новых конкурентов затруднен, барьеры входа на рассматриваемый рынок являются частично преодолимыми.

Необходимость в получении лицензии на эксплуатацию АЗС не установлена. По данным Томского отдела Сибирского управления Ростехнадзора, деятельность, связанная с розничной реализацией дизельного топлива и автомобильных бензинов через АЗС не лицензируется, учет и регистрация АЗС Ростехнадзором не осуществляется.

Хозяйствующие субъекты через АЗС реализуют автомобильный бензин, который является горючим веществом, следовательно, АЗС относятся к категории опасных производственных объектов в понимании Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (п. 1 Приложения 1 к указанному Федеральному закону).

В соответствии с п. 12. ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.

Горючим жидкостям, находящимся на товарно-сырьевых складах и базах, в зависимости от их количества присвоены следующие классы опасности:

500 тыс. т и более – I класс опасности;

50–500 тыс. т – II класс опасности;

1–50 тыс. т – III класс опасности;

менее 1 тыс. т – IV класс опасности.

Для стационарного хранения и дальнейшей реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива на АЗС используются резервуары горизонтальные стальные (РГС). По сведениям, размещенным на сайтах производителей и поставщиков технологического оборудования, максимальная емкость РГС составляет 100 м3 или около 75 т. Учитывая данный факт, АЗС можно отнести к опасным производственным объектам IV класса опасности, эксплуатация которых не подлежит лицензированию. Поэтому условия лицензирования в данном случае административными ограничениями и барьерами входа на рынок не являются.

  IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что рассматриваемый рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией, высоким уровнем концентрации, частично преодолимыми барьерами входа на рынок. На рассматриваемом рынке наблюдается тенденция концентрации АЗС и сокращения числа хозяйствующих субъектов.

На розничном рынке дизельного топлива функционируют два крупнейших хозяйствующих субъекта, которые являются субъектами ВИНК. Совокупная доля трех указанных хозяйствующих субъектов на рынке реализации дизельного топлива в Томской области в 2012 г. превысила 50%.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение каждого из двух перечисленных хозяйствующих субъектов на рынке розничной реализации дизельного топлива в границах Томской области может быть признано доминирующим.

Необходимость во включении хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию автомобильных бензинов в Томской области, в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, отсутствует.