Суд: решение УФАС по делу Зональненского сельского поселения законно

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Арбитражный суд Томской области 21 февраля 2017 года признал законным решение и предписание антимонопольного органа в отношении Администрации Зональненского сельского поселения Томского района, отказав поселению в удовлетворении требования об отмене актов УФАС.

Напомним: 6 июля 2017 года Томское УФАС России установило, что администрация поселения нарушила ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», издав 10 октября 2014 года постановление № 315 «О передаче имущества, принадлежащего на праве собственности Муниципальному образованию «Зональненское сельское поселение» Администрации Зональненского сельского поселения, в хозяйственное ведение муниципальному предприятию Зональненского сельского поселения «Служба коммунального сервиса». УФАС предписало устранить допущенное нарушение. Администрация поселения не согласилась с мнением ведомства и обратилась в суд.

Из обстоятельств дела: в УФАС пожаловалось ООО «УК «Зональное+» на действия Администрации поселения, выразившиеся в передаче МП «Служба коммунального сервиса» права владения и пользования муниципальными системами водоснабжения и водоотведения без проведения торгов, что, по мнению заявителя, привело к ограничению конкуренции. Антимонопольный орган, рассмотрев заявление, усмотрело признаки нарушения законодательства и, прежде чем принимать более серьезные административные меры, выдало нарушителю предупреждение о необходимости устранить нарушение в трехмесячный срок. Данная мера реагирования не влечет за собой привлечения нарушителя к административной ответственности и по своей правовой природе является скорее профилактической, чем карательной. Между тем, администрация поселения проигнорировала предупреждение УФАС, что привело к вынесению решения о нарушении антимонопольного законодательства, повлекшее за собой привлечение должностного лица к административной ответственности.

В ходе рассмотрения дела УФАС установило, что на территории Томского района на рынке аренды, владения и пользования муниципальными системами водоснабжения и водоотведения осуществляют деятельность в части водоотведения и водоснабжения несколько хозяйствующих субъектов, а именно: ООО «Томскводоканал», ООО «Городские очистные сооружения»; ООО "Водоресурс"; ООО «Старт-М»; ООО «Теплогазсервис», ООО «Восточная Водяная Компания»; ООО «Ресурс-Т»; ИП Градовец.

Согласно части 1 статьи 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства о концессионных соглашениях.

В силу требований законодательства передача прав в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений, закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено.

Вопреки действующему законодательству администрация Зональненского сельского поселения издала постановление №315 и 10 октября 2014 года передала имущество в хозяйственное ведение муниципальному предприятию.

Рынок передачи систем водоснабжения и водоотведения в границах Зональненского сельского поселения является конкурентным.

Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

По мнению антимонопольного органа, поскольку указанный товарный рынок является конкурентным, администрация поселения вмешалась в конкурентную среду посредством издания постановления №315, создала условия и возможность для ограничения конкуренции.

На контроле Томского УФАС России остается предписание в отношении администрации Зональненского сельского поселения, оставленное судом в силе, за неисполнение которого предусмотрена административная ответственность.