Доклад Особенности порядка обжалования закупок, проводимых по закону № 223-ФЗ, в контексте судебной практики

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

 

 

Особенности порядка обжалования закупок, проводимых по закону № 223-ФЗ, в контексте судебной практики

Целями регулирования Закона № 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг  для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Статьей.18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено право антимонопольного органа на рассмотрение жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Такими образом, участники закупки имеют право на обжалование торгов, проводимых в на основании Закона №223-ФЗ, в антимонопольный орган.

В третьем квартале 2017 года в Томское УФАС России поступило 23 жалобы по нарушении порядка проведения торгов требованиям Закона №223-ФЗ, из них 2 жалобы отозваны заявителями до принятия решения антимонопольным органом, 12 – возвращено, в связи с несоответствием требованиям к порядку подачи жалоб, которые установлены ст.18.1 Закона о защите конкуренции, а также требованиям ч.10 ст.3 Закона №223-ФЗ. 9 жалоб рассмотрены и признаны необоснованными.

Одной из основных причин возврата жалоб, а также признания их необоснованными явилось принятие Верховным Судом Российской Федерации Определения от 11.04.2017 и от 27.06.2017 по делу № 304КГ16-17592, который подтвердил и указал на обязанность исполнения требований установленных в ч.10 ст.3 Закона № 223-ФЗ для антимонопольного органа. Ранее, до принятия данного определения суда существовала различная судебная практика, которая диаметрально отличалась друг от друга, а также порядка и полномочий антимонопольных органов при рассмотрении жалоб, проводимых по Закону № 223-ФЗ.

К основаниям для подачи жалобы в антимонопольный орган, указанным в ч.10 ст.3 Закона № 223-ФЗ, относятся:

- неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

- предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

- осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

ФАС России рекомендовало территориальным управлениям ФАС России оставлять жалобы, которые не соответствуют требованиям ч.10 ст.3 Закона № 223-ФЗ, оставлять без рассмотрения.

Кроме того, ФАС России рекомендовало возвращать жалобы, поступающие от физических лиц на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ, в случае их не соответствия требованиям, установленным в соответствии законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, и необходимым для выполнения обязательств по выполняемому договору. То есть, предложено не рассматривать жалобы физических лиц, которые не могут выполнить условия договора, т.к. не обладают определенными разрешениями (лицензиями, допусками СРО и т.д.), необходимыми ресурсами (трудовые, материальные).

В целях решения данной проблемы ФАС России подготовлен доклад в Правительство Российской Федерации о ситуации, складывающейся в связи с принятием Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определения от 11.04.2017 по делу №304-КГ16-17592, принятых по результатам рассмотрения жалоб на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ, отменяются без рассмотрения по существу.

 

Предлагаем Вам направлять интересующие Вас вопросы для рассмотрения на Публичных обсуждениях.

Задать вопрос