Статистика результатов контроля в сфере закупок за 9 месяцев 2017 г.
В Томском УФАС России подвели итоги осуществления государственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Статистические показатели приведены в таблице:
Показатели | 2015 | 2016 | 3 квартала 2017 |
Поступило жалоб | 262 | 298 | 211 |
из них рассмотрено: | 214 | 232 | 171 |
признано необоснованными | 170 | 154 | 112 |
признано обоснованными | 44 | 78 | 59 |
Выдано предписаний, из них: | 98 | 139 | 144 |
по жалобам | 54 | 126 | 131 |
по внеплановым проверкам | 44 | 13 | 13 |
Рассмотрено РНП, из них: | 100 | 70 | 80 |
включено в РНП | 26 | 25 | 33 |
отказано | 74 | 45 | 47 |
Возбуждено дел об административных правонарушениях | 165 | 291 | 170 |
Сумма наложенных штрафных санкций за нарушение законодательства в сфере закупок, тыс.руб | 2052 | 2269,2 | 1295 |
Сумма уплаченных штрафных санкций за нарушение законодательства в сфере закупок, тыс. руб. | 1586 | 2346,4 | 1201 |
Обжаловано в суде решений и предписаний | 11 | 10 | 24 |
Оставлено без изменений | 10 | 10 | 19 |
Отменено | 1 | 0 | 2 |
На стадии рассмотрения |
|
| 3 |
В 2017 году количество поступивших в Томское УФАС России и рассмотренных жалоб остается на том же уровне, что за прошлые аналогичные периоды.
С каждым годом доля обоснованных жалоб относительно рассмотренных увеличивается. Так, в 2017 году доля обоснованных жалоб относительно рассмотренных, по сравнению с 2016, увеличилась и составила 33% (26% в 2016 году по состоянию на 01.10.2016).
Статистика прошлых лет: 2016 – 34%, 2015 -21%, 2014- 15%, 2013 – 10%.
Приведенные показатели свидетельствуют о росте уровне знаний норм законодательства о контрактной системе среди участников закупок, подающих жалобы.
Основная доля жалоб, рассмотренных в 2017 г, приходится:
- на действия муниципальных заказчиков (их комиссий) – 45 % (77 жалоб),
- на действия заказчиков (их комиссий) Томской области (их комиссий) – 32 % (54 жалобы),
- менее всего были обжалованы действия федеральных заказчиков – 23% (40 жалобы).
К наиболее часто встречающимся нарушениям, выявленным при рассмотрении жалоб и проведения внеплановых проверок, относятся установления требований в извещениях и документациях о закупках, не соответствующих действующему законодательству, а именно:
- нарушение правил описания объекта закупки (например: установлены недействующие ГОСТы, стандарты; указаны несуществующие единицы измерения, допущены ошибки в описании технических характеристик товара, что приводит к неоднозначному толкованию требований участниками закупок, установление).
При проведении электронного аукциона на выполнение работ по замене оконных блоков в здании главного корпуса ТУСУР в действиях заказчика ТУСУР установлены нарушения ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ при описании объекта закупки, а именно: по позиции «Стеклопакет» установлены требования о соответствии товара требованиям ГОСТ 111-2014 «Стекло листовое. Технические условия». ТУ 21-0284503-112-90 «Стекло листовое марок М1, М2, М3» и указаны характеристики: «солярный фактор SF не более 36%. Светопропускание (LT) не более 56%». Вместе с тем, указанный ГОСТ и Технические условия не содержат параметры (характеристики) товара как, солярный фактор не более 36% и светопропускание не более 56%.
- установление дополнительных неправомерных требований к участникам закупки либо неустановление требований к участникам закупки в соответствии с законодательством и др. (например: 1. неустановление дополнительных требований по наличию опыта участников закупки на строительные работы, предусмотренные законодательством, в случае если начальная максимальная цена контракта превышает 10 млн рублей; требование о наличие лицензии у участника закупки на осуществление деятельности, допуска СРО – Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99; 2. неправомерное установление вышеуказанных требований к участникам закупки при проведении закупки на выполнение работ текущего ремонта дорог. (Указанные дополнительные требованиям в соответствии с законодательством необходимы только на капитальный ремонт).
- неправомерное отклонение заявки/неправомерный допуск участника к участию в закупки
По результатам рассмотренных жалоб в 2017 году было выдано 131 (в 2016 за 3 квартала - 108) предписание, то есть количество выданных предписаний в 2017 увеличилось более, чем на 20%. Кроме того, в 2017 году также выдано 13 предписаний по результатам проведения внеплановых и плановых проверок.
Наибольшее количество предписаний выдано об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя), что связано с нарушением заказчиками требований ст.33 Закона 44-ФЗ, а именно необъективное описание объекта закупки.
Из числа выданных предписаний 68% выдано в адрес муниципальных заказчиков и их комиссий, 19 % - в адрес заказчиков субъекта Федерации – Томской области и их комиссий, 17% - федеральных заказчиков и их комиссий.
За 2017 год Томским УФАС России проведено 25 проверок, проверено 1 083 закупки, выявлено 89 нарушений: 77 в действиях федеральных заказчиков (их комиссий), 2 в действиях заказчиков (их комиссий) Томской области, 10 в действиях муниципальных заказчиков (их комиссий).
Наибольшее количество выявленных нарушений в ходе плановых првоерок в действиях федеральных заказчиков Института химии нефти Сибирского отделения Российской академии наук, ФСС «Ключи», Томского ЛО МВД России, ТУСУР.
Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков
В течение 2017 года количество обращений по включению в реестр недобросовестных поставщиков (далее — РНП) от заказчиков увеличилось по сравнению с показателями 2016 года за аналогичный период более, чем в 2 раза. (в 2017 - 80 обращений, в 2016 за 3 квартала - 39).
Кроме этого, значительно увеличилось количество включенных сведений в РПН от рассмотренных, так, в 2017 указанный показатель составил 41 %. (в 2016 году – 30%)
Остается большим процент отказов во включении в РНП, что обусловлено следующими факторами:
- нарушениями заказчиком процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке (ненаправление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в установленном Законом порядке, неразмещение в ЕИС указанного решения в течении установленного двухдневного срока).
В течении 2016 года рассмотрено 3 обращения от разных заказчиков (ОГБОУ СПО «Асиновский техникум промышленной индустрии и сервиса», ФГБУ науки Томский научный центр СО РАН, МАУ «Асиновское имущественное казначейство»), в отношении одной организации - ООО «СибирьСтройПроект». Однако, в связи с нарушением процедуры расторжения контракта заказчиками сведения о такой организации не включены в Реестр.
Так, в нарушение ч.12 ст.104 Закона №44-ФЗ все три заказчика не направили подрядчику решение об одностороннем расторжении контракта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу подрядчика, указанному в контракте.
- отсутствием доказательств факта уклонения участника закупки от заключения контракта;
Наказания за нарушения
В 2017 году количество дел об административных правонарушениях сократилось, за 9 месяцев рассмотрено 170 административных дел (за аналогичный период 2016 года рассмотрено 263).
Сумма наложенных штрафных санкций за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок в 2017 составила 1295 т.р., сумма уплаченных штрафных санкций - 1201 т.р.
Указанное снижение возможно объясняется повышением уровня знаний специалистов заказчиков, и снижением качества административных материалов, возбужденных другими контролирующими органами, поступающими для рассмотрения в Томское УФАС России.