Томское УФАС России завершает расследования антиконкурентных соглашений на торгах по строительству детских образовательных учреждений

21 декабря 2020 г. комиссия УФАС огласила заключения об обстоятельствах дела сразу по двум производствам об устном сговоре на торгах по строительству детских образовательных дошкольных учреждений в с. Кожевниково на 145 мест с ценой контракта – 237 047 259 рублей и в с. Мельниково также на 145 мест с ценой контракта 209 117 097,00 рублей.

Принятие заключения об обстоятельствах дела свидетельствует о завершении сбора доказательств наличия нарушения антимонопольного законодательства.

Из обстоятельств дел: 5 ноября 2019 г. МКУ «Администрация Кожевниковского района» и ООО «СМУ ТДСК» по итогам торгов заключили муниципальный контракт на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства - здания для размещения дошкольной образовательной организации. Контракт предусматривал исполнение работ с 05 ноября 2019 г. по 31 октября 2020 г. Разрешение на строительство объекта получено Администрацией района 19 ноября 2019 г.

До заключения упомянутого контракта – 22 июля 2019 г. между Администрацией и ООО «СМУ ТДСК» как единственным поставщиком заключен муниципальный контракт на выполнение работ по подготовке территорий к строительству по данному объекту с ценой 299 377,54 руб. Срок завершения работ – 01.11.2019 г. Контракт не был зарегистрирован, оплата по данному контракту производилась в ноябре и декабре 2019 года в рамках оплаты работ по контракту от 5 ноября 2019 г., что не является общепринятой практикой, выходит за рамки сложившегося взаимодействия органов власти с подрядными организациями и указывает на наличие особых отношений между ООО «СМУ ТДСК» и Администрацией.

Антимонопольным органом установлено, что ООО «СМУ ТДСК» с ведома заказчика приступило к исполнению работ, предусмотренных контрактом от 5 ноября 2019 г., задолго до заключения контракта, а именно с 10 июня 2019 г.

В результате, к дате окончания подачи заявок на участие в торгах до 24 октября 2019 г. ООО «СМУ ТДСК» уже осуществило строительно-монтажные работы и работы по устройству фундамента здания.

УФАС пришло к выводу, что заключение контракта от 05 ноября 2019 г. на уже выполненный объем работ противоречит Закону о контрактной системе, носит антиконкурентный характер, поскольку направлено на устранение конкуренции и ограничение доступа на рынок, а также создание ООО «СМУ ТДСК» возможности в отсутствие иных претендентов заключить контракт по максимальной цене.

ООО «СМУ ТДСК», имея устную договоренность с Администрацией в виде совместного согласования объемов работ, допуска к выполнению работ заблаговременно до заключения контракта, выполняло работы в более благоприятных для таких работ условиях рынка, в том числе погодных условиях, тогда как иные хозяйствующие субъекты, в том числе потенциальные участники электронного аукциона, фактически были лишены такой возможности.

Схожая схема реализации устного антиконкурентного соглашения была реализована Администрацией Шегарского района и ЗАО «СУ ТДСК» при строительстве детского сада в с. Мельниково.

Работы были начаты подрядчиками в обоих случаях фактически с июня 2019 на иных условиях, чем публично предлагалось потенциальным конкурентам в соответствии с извещениями о торгах и документацией об аукционах. В частности, проведение работ осуществлялось в иной период времени и при иных погодных условиях, чем предусмотрены условиями закупки; ООО «СМУ ТДСК» и ЗАО «СУ ТДСК», выполнявшие работы, не были ограничены сроками исполнения контракта, техническим заданием, установленным контрактом.

Возражения на заключения об обстоятельствам дела комиссия Томского УФАС России оценит 29 декабря 2020 г., при отсутствии веских оснований для изменения позиции антимонопольного органа решения по делам будут приняты после оценки доводов возражений.

 

Для справки: согласно п.1 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.