ООО «СМУ ТДСК» и ООО «СУ ТДСК» оштрафованы более чем на 100 млн. руб. за сговор с заказчиками на торгах по строительству детских садов

Томское УФАС России назначило наказание ООО «СМУ ТДСК» и ООО «СУ ТДСК» за нарушение запрета на антиконкурентные соглашения на торгах по строительству детских садов в рамках реализации национального проекта. Сумма штрафа для ООО «СМУ ТДСК» составила более 59 млн. руб., для ООО «СУ ТДСК» - более 41 млн. руб.

Напомним: ранее 30 декабря 2020 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области вынесла два решения в отношении Администрации Кожевниковского района и ООО «СМУ ТДСК», Администрации Шегарского района и АО «СУ ТДСК». Антимонопольный орган выявил заключение антиконкурентных соглашений между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, целью которых являлось создание преимущественных условий при проведении электронного аукциона конкретным юридическим лицам. Запрет на такие соглашения установлен п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Из обстоятельств дел: 5 ноября 2019 г. МКУ «Администрация Кожевниковского района» и ООО «СМУ ТДСК» по итогам торгов заключили муниципальный контракт на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства - здания для размещения дошкольной образовательной организации. Контракт предусматривал исполнение работ с 05 ноября 2019 г. по 31 октября 2020 г. Разрешение на строительство объекта получено Администрацией района 19 ноября 2019 г.

До заключения упомянутого контракта – 22 июля 2019 г. между Администрацией и ООО «СМУ ТДСК» как единственным поставщиком заключен другой муниципальный контракт на выполнение работ по подготовке территорий к строительству по данному объекту с ценой 299 377,54 руб. Срок завершения работ – 01.11.2019 г. Контракт не был зарегистрирован, оплата по данному контракту производилась в ноябре и декабре 2019 года в рамках оплаты работ по контракту от 5 ноября 2019 г., что не является общепринятой практикой, выходит за рамки сложившегося взаимодействия органов власти с подрядными организациями и указывает на наличие особых отношений между ООО «СМУ ТДСК» и Администрацией.

Антимонопольным органом установлено, что ООО «СМУ ТДСК» с ведома заказчика приступило к исполнению работ, предусмотренных контрактом от 5 ноября 2019 г., задолго до заключения контракта, а именно с 10 июня 2019 г.

В результате, к дате окончания подачи заявок на участие в торгах до 24 октября 2019 г. ООО «СМУ ТДСК» уже осуществило строительно-монтажные работы и работы по устройству фундамента здания.

УФАС пришло к выводу, что заключение контракта от 05 ноября 2019 г. на уже выполненный объем работ противоречит Закону о контрактной системе, носит антиконкурентный характер, поскольку направлено на устранение конкуренции и ограничение доступа на рынок, а также создание ООО «СМУ ТДСК» возможности в отсутствие иных претендентов заключить контракт по максимальной цене.

ООО «СМУ ТДСК», имея устную договоренность с Администрацией в виде совместного согласования объемов работ, допуска к выполнению работ заблаговременно до заключения контракта, выполняло работы в более благоприятных для таких работ условиях рынка, в том числе погодных условиях, тогда как иные хозяйствующие субъекты, в том числе потенциальные участники электронного аукциона, фактически были лишены такой возможности.

Схожая схема реализации устного антиконкурентного соглашения была реализована Администрацией Шегарского района и ЗАО «СУ ТДСК» при строительстве детского сада в с. Мельниково.

Администрация, предоставив ЗАО «СУ ТДСК» возможность в выполнении части строительно-монтажных работ, предусмотренных муниципальным контрактом от 11.11.2019 г. с июня 2019 года создала преимущественные условия для данного хозяйствующего субъекта при проведении конкуренткой закупки на выполнение работ по контракту.

Работы были начаты подрядчиками в обоих случаях фактически с июня 2019 на иных условиях, чем публично предлагалось потенциальным конкурентам в извещениях о проведении торгов и аукционной документации. В частности, проведение работ осуществлялось в иной период времени и при иных погодных условиях, чем предусмотрены условиями закупки; ООО «СМУ ТДСК» и ЗАО «СУ ТДСК», выполнявшие работы, не были ограничены сроками исполнения контракта, техническим заданием, установленным контрактом.

Комиссия Томского УФАС России признала действия Администрации Кожевниковского района и ООО «СМУ ТДСК» и Администрации Шегарского района и АО «СУ ТДСК» нарушающими п. 1 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».

Ответственность за заключение заказчиком с участником торгов недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения предусмотрена ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ. Размер штрафа для юридических лиц может составить от 1/10 до 1/2 начальной стоимости предмета торгов, но не более 1/25 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 тыс. руб.

В том числе, размер штрафа зависит от наличия смягчающих/отягчающих ответственность обстоятельств.

Дела о привлечении к административной ответственности виновных должностных лиц Администраций и юридических лица в настоящий момент на стадии рассмотрения.