УФАС предписало Думе Томской области привести в соответствие закону о защите конкуренции областной закон

Томское УФАС России завершило антимонопольное расследование в связи с нарушением Законодательной Думой Томской области Федерального закона «О защите конкуренции», признав законодательный орган нарушителем части 1 статьи 15 Закона.

Нарушение выразилось в принятии и не приведении в соответствие с антимонопольным законодательством пункта 2 части 1 статьи 9 Закона Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области».

Закон  №100-ФЗ определяет особенности регулирования земельных отношений на территории Томской области в пределах полномочий субъекта федерации. Статьей 9 Закона № 100-ОЗ определены случаи предоставления земельных участков в аренду без торгов.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона № 100-ОЗ договор аренды земельного участка заключается без торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам для размещения объектов социально-культурного и (или) коммунально-бытового назначения, включенных в государственные программы Российской Федерации и (или) государственные программы Томской области и (или) муниципальные программы, и подлежащих оформлению в государственную или муниципальную собственность. Норма гарантирует приобретение уполномоченным органом у юридического лица объекта социально-культурного и (или) коммунально-бытового назначения, возведенного на предоставленном ему земельном участке.

Антимонопольный орган пришел к выводу, что данная норма противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а также Земельному кодексу РФ, Закону о контрактной системе, Бюджетному кодексу РФ.

Земельным кодексом РФ предусмотрено предоставление земельных участков, находящихся в государственной/муниципальной собственности, по общему правилу, т.е. на конкурентной основе. Случаи предоставления земельных участков без торгов являются исключительными, их исчерпывающий перечень предусмотрен федеральным законодательством.

Указание на оформление объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, размещенных на переданном в аренду без торгов земельном участке, в государственную или муниципальную собственность в Земельном кодексе РФ отсутствует. Следовательно, областной закон в данной части противоречит Земельному кодексу. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

Земельным кодексом определено условие о соответствии возводимых объектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации. Законом № 100-ОЗ в качестве такого критерия указывается  включение объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в государственные программы Российской Федерации и (или) государственные программы Томской области и (или) муниципальные программы.

Государственная программа РФ/субъекта РФ/мун.программа – это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития РФ/субъекта РФ/мун.образования.

Реализация программ фактически связана с удовлетворением государственной/муниципальной нужды, следовательно, при выборе подрядчика и тратах бюджетных средств обязательному применению подлежит закон о контрактной системе.

Закрепление в Законе № 100-ОЗ положения об оформлении в государственную/муниципальную собственность объектов социально-культурного и (или) коммунально-бытового назначения, включенных в такие программы, ограничивает конкуренцию, поскольку еще до начала строительства гарантирует приобретение властью такого готового объекта у хозяйствующего субъекта, которому предоставлен земельный участок без торгов. В таких условиях юридическое лицо, заключившее договор аренды земельного участка без торгов, поставлено в более выгодные условия по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, желающими, но лишенными возможности исполнения работ по строительству объекта ввиду непроведения публичной процедуры выбора застройщика в соответствии с законом о контрактной системе.

УФАС пришло к выводу, что в соответствии с законодательством при реализации таких  программ изначально посредством конкурентных процедур должен определяться исполнитель мероприятий программы, которому впоследствии, после признания победителем на торгах, для выполнения условий контракта будет предоставлен земельный участок.

Последствием принятия указанной нормы областного закона стало определение  распоряжениями губернатора планируемых к размещению объектов в целях предоставления конкретным хозяйствующим субъектам земельных участков без проведения торгов для размещения таких объектов. Хозяйствующие субъекты возводили объекты на предоставленных им земельных участках. В дальнейшем государственными или муниципальными заказчиками заключались контракты с юридическими лицами на приобретение таких объектов посредством закупки у единственного поставщика. Заказчики не проводили конкурентные процедуры по определению исполнителя мероприятий государственной или муниципальной программы по строительству объектов социально-культурного значения, а исполнитель определялся заранее на стадии предоставления земельного участка.

В марте 2021 г. Томское УФАС России предупредило Думу Томской области о необходимости приведения Закона №100-ОЗ в соответствие антимонопольному законодательству. Между тем, в установленный срок  Думой Томской области меры к изменению закона не были приняты, предупреждение не исполнено, что повлекло возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения дела Думе Томской области предписано устранить допущенное нарушение в срок до 1 июня 2022 года.

 

 

Для справки: часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции содержит запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).