Продавцы и производители добровольно ограничили торговую надбавку на социальные продукты пятью процентами

Сфера деятельности: Торговая деятельность

Крупнейший региональный ретейлер и пищевики добровольно подписали 5 марта 2022 г. с Томским губернатором меморандум об ограничении торговой наценки не более чем на 5% торговой надбавки на социально значимые продукты питания.

В соответствии с меморандумом, крупнейшие региональные торговые сети компании «Лама» (супер- и гипермаркеты «F Citу», «Spar» и «Абрикос») ограничивают пятью процентами торговую надбавку на некоторые виды свинины, говядины, мяса птицы, колбасы, сливочного масла, молока, творога, сметаны, куриного яйца, сахара-песка, муки, хлеба, риса, гречневой крупы, макарон, печенья, картофеля, капусты, лука, моркови, свеклы и яблок.

К меморандуму также присоединились Томская ассоциация пищевиков, холдинг «Сибагро», «Межениновская птицефабрика», «Томское молоко» и «Деревенское молочко»: крупнейшие пищевые предприятия региона взяли на себя обязательство не допустить необоснованного повышения отпускных цен на социально значимую продукцию.

Напомним, в рамках поручения Правительства РФ ФАС России, Минпромторг и Минсельхоз России разработали механизм ограничения торговыми сетями наценок на отдельные виды социально значимых продуктов.

 Механизм предполагает, что торговые сети добровольно принимают на себя обязательства о минимизации торговых наценок на 4 категории социально значимых товаров – молочную продукцию, хлебобулочные изделия, сахар и овощи «борщевого набора».

 Конкретные товарные позиции внутри каждой категории ретейлеры определяют самостоятельно. Это должны быть товары отечественного производства, наиболее востребованные по объемам продаж и представленные в магазинах в достаточном количестве.

Отметим, что ранее подобную социальную ответственность добровольно взяли на себя многие участники рынка в масштабах страны.

Так, в начале марта 2022 г. «Магнит» отчитался в ФАС России о соблюдении добровольного самоограничения наценок на ряд социально-значимых продуктов. АО «Тандер» («Магнит») прислало в ФАС России первый отчет о средних закупочных и розничных ценах, а также об уровне торговой наценки на каждую отобранную к ограничению наценок товарную позицию в магазинах сети по всей стране за февраль.

Кроме того, ретейлер актуализировал перечень таких продуктов на март - для отдельных товарных позиций «борщевого набора», хлеба, сахара, молока, творога, кефира, сливочного масла торговая сеть дополнительно снизила порог ограничений.

Одновременно первый отчет о соблюдении добровольно взятых на себя обязательств по ограничению наценок в антимонопольное ведомство направило ООО «Корпоративный центр Х5» (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель, «Чижик»). Торговые сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель» сформировали и направили в ФАС России свои предложения по параметрам добровольных обязательств о таком самоограничении.

Наценки на ряд позиций 4 категорий товаров не будут превышать 5% от максимальной закупочной цены, фактически действующей на момент ценообразования. К этим категориям относятся молочная продукция, сахар, овощи «борщевого набора», хлеб и хлебобулочные изделия. Ограничение введено с 3 марта 2022 года. Ретейлеры сообщили, что в связи с меняющейся конъюнктурой рынка перечень подлежит ежемесячной актуализации. По указанным товарам ретейлерам не будет выплачиваться вознаграждение за приобретение определенного количества товара у поставщиков. Кроме того, не будут оказываться сторонние маркетинговые услуги – их продвижение планируется осуществлять за счет торговой сети.

Напомним, ранее аналогичные предложения в ФАС России также направили Auchan Retail (гипермаркеты «Ашан» и «Атак»), АО «Тандер» («Магнит») и ООО «О’Кей».

Ограничение торговых наценок на социально значимые продукты позволит повысить доступность продовольственных товаров для граждан. В то же время ведомство подчеркивает, что принятие торговыми сетями обязательств об ограничении уровня наценок носит добровольный характер.