УФАС информирует участников рекламного рынка об изменениях законодательства

Томское УФАС России обращает внимание рекламодателей, рекламораспространителей, рекламопроизводителей и потребителей рекламы на изменения Закона о рекламе, как уже вступившие в силу в 2022 году, так и вступающие в силу с 1 сентября 2022 г.

Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. №487-ФЗ внесены изменения в статью 21 Закона «О рекламе», действующие с 10 января 2022 г. Напомним, данная статья содержит специальные требования к рекламе алкогольной продукции.

В соответствии с Законом №487-ФЗ требования п.1 ч.2 ст.21 Закона о рекламе, которыми установлен запрет на распространение рекламы алкогольной продукции в печатных сми, такой запрет не распространяется на крепленое вино, произведенное в России из выращенного на территории России винограда. Ранее в перечень таких алкогольных продуктов, на которые не распространяется полный запрет на рекламу в печатных сми, входили пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, а также вина и игристые вина (шампанские) российских производителей из российского сырья (винограда). Кроме того, в действующей редакции закона исчезло слово «шампанское».

Отметим, что на рекламу обозначенной алкогольной продукции по-прежнему действует запрет на распространение на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов.

Крепленные вина российских производителей из отечественного винограда могут рекламироваться на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания, а также на специализированных ярмарках винодельческой продукции (специализированный раздел ярмарки пищевой промышленности и сопутствующих товаров). В соответствии с изменениями Закона о рекламе на отечественные крепленные вина распространены и иные особые требования к рекламе российской алкогольной продукции.

С 1 сентября 2022 г. в Законе о рекламе появляется новая статья – 18.1, содержащая специальные требования к рекламе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Согласно требованиям данной статьи:

•          реклама, распространяемая в Интернете, за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в Интернете, должна содержать пометку "реклама", а также указание на рекламодателя и (или) сайт, страницу сайта в Интернете, содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы;

  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор), осуществляет учет, хранение и обработку информации о распространенной в Интернете рекламе, в том числе сведений о рекламодателях и рекламораспространителях такой рекламы, операторах рекламных систем;

  • рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, разместившие в Интернете рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории России, и соответствующие критериям, определенным Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять информацию о такой рекламе в Роскомнадзор;

  • обязанность не распространяется на оператора социальной рекламы;

  • информация о распространенной рекламе предоставляется субъектами самостоятельно или через владельцев программ для электронных вычислительных машин, предназначенных для установления факта распространения рекламы в Интернете, уполномоченных в Роскомнадзором осуществлять такой учет;

  • требования к программам для электронных вычислительных машин, используемым операторами рекламных данных для учета рекламы также устанавливаются Роскомнадзором;

  • законом предусмотрено создание специальной комиссии для отбора оператора рекламных данных, обязанного предоставлять сведения в Роскомнадзор;

  • за полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставления информации в Роскомнадзор предусмотрена ответственность;

  • Роскомнадзор при необходимости взаимодействует с антимонопольным органом по вопросам отнесения к рекламе информации, распространенной в Интернете;

  • информация о рекламе, предоставленная в Роскомнадзор подлежит хранению не менее пяти лет со дня ее получения;

  • изменениями предусмотрен доступ к предоставленной в Роскомнадзор информации рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, рекламных данных, социальной рекламы, антимонопольного и налогового органов, а также иных лиц, определенных Правительством Российской Федерации.

Таким образом, с 1 сентября 2022 г. вводится особый контроль за рекламой, распространяемой в сети Интернет.