Заказчик, следи за изменениями законодательства!

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В июне 2022 г. Томское УФАС России предписало двум заказчикам – Администрации Парабельского района и Бататского сельского поселения – аннулировать закупки на выполнение работ по капитальному ремонту здания МФЦ с Парабель с начальной (максимальной) ценой контракта 3 914 470,00 рублей и на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в с. Бабарыкина с НМЦК - 6 876 756,62 рублей.

В обоих случаях антимонопольный орган отреагировал на допущенные заказчиками в документации аукционов ошибки, связанные с несоответствием требований документаций изменившимся нормам законодательства.

Согласно извещениям о проведении электронных аукционов заказчики установили требование - участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Вместе с тем, антимонопольный орган пришел к выводу, что такое требование к участнику закупки является излишним, поскольку в силу части 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции от 01 мая 2022 г.) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.

На момент опубликования извещений о проведении аукционов указанная новелла законодательства являлась действующей, следовательно, заказчики должны были учесть ее содержание при формировании документации.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления законодателем дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. На основании ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной систем заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Описанное нарушение, по мнению антимонопольного органа, значительно ограничило круг хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в аукционах.

Следует также отметить, что в ходе рассмотрения жалобы на действия Администрации Парабельского района, проведения внеплановой проверки комиссия антимонопольного органа установила также неразмещение итогового протокола аукциона в единой информационной системе в сфере закупок.

Таким образом, невнимательность заказчиков к изменениям законодательства повлекло затягивание процесса выбора исполнителя работ, потребность в которых испытывают муниципальные образования.