Суды трех инстанций поддержали УФАС: детская больница №1 провела закупку услуг по организации питания на 68 млн. руб. с нарушением закона

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Томское УФАС России установило, что ОГАУЗ «Детская больница №1» при закупке услуг по организации питания необоснованно ограничило конкуренцию.

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа 16 января 2024 г. признал обоснованность выводов Томского УФАС России по делу о нарушении ОГАУЗ «Детская больница №1» Закона о закупках  при установлении в документации о проведении конкурса излишних требований об опыте и стаже к участникам закупки.
Из обстоятельств дела. В Томское УФАС России обратился индивидуальный предприниматель с жалобой на действия заказчика - ОГАУЗ «Детская больница №1» при осуществлении закупки услуг по организации питания пациентов больницы с начальной максимальной ценой договора 68 379 785,06 руб.  
Конкурс признан несостоявшимся, так как по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка. 
По мнению Заявителя, Заказчик, установив избыточные требования по критериям оценки участников «Опыт оказания услуг по обеспечению питанием пациентов медицинских учреждений/организаций», «Стаж работы в сфере оказания услуг общественного питания», допустил необоснованное ограничение конкуренции. 
В ходе рассмотрения дела Комиссия признала жалобу частично обоснованной, установила нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ в действиях заказчика, выразившееся в необоснованном ограничении конкуренции и нарушение принципа равноправия*.
Так, подтвердилось, что порядок оценки участников по критерию «Опыт оказания услуг по обеспечению питанием пациентов медицинских учреждений/организаций» создает неравные условия для участников закупки, у которых имеется установленный конкурсной документацией достаточный опыт для качественного выполнения работ, ставя в преимущественное положение участника, представившего наибольший объем выполненных контрактов. 
Расчет баллов при оценке критерия об опыте происходил таким образом, что участник, представивший наибольший объем выполненных контрактов и договоров в подтверждение своего опыта, получал максимальный балл 50. Остальным участникам присваивался балл исходя из расчета по формуле, при котором их показатели сравнивались со значениями участника с наибольшим объемом заключенных контрактов/договоров. 
Включение в качестве критерия оценки опыта по поставкам/выполнению работ/оказанию услуг без указания предельного максимального количественного значения привело к ограничению конкуренцию при проведении конкурсной процедуры, поскольку лишило возможности участников конкурса, не имеющих соответствующего опыта, конкурировать по ценовым и иным неценовым критериям с участником конкурса, имеющим такой опыт.
Также нашел подтверждение довод заявителя о необоснованности оценки заявок по критерию «Стаж работы в сфере оказания услуг общественного питания», поскольку наибольший балл присваивается участнику, имеющему стаж более 25 лет. Кроме того, стаж определялся исходя из даты регистрации в налоговом органе без учета фактического стажа оказания услуг по организации питания. 
Таким образом, Комиссия установила, что включение в критерий оценки требования о стаже и опыте в указанном виде, влечет уменьшение количества потенциальных участников закупки, и признала Заказчика нарушившим положения Закона 223-ФЗ. 
ОГАУЗ «Детская больница №1», не согласившись с выводами антимонопольного органа, обжаловало решение по жалобе в арбитражный суд. Суды трех инстанций подтвердили правильность выводов антимонопольного органа.