Томское УФАС России выявило нарушение при проведении закупки в рамках нацпроекта «Беспилотные авиационные системы»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Результаты закупки аннулированы, заказчику предписано провести закупку заново

Томское УФАС России выявило нарушение при проведении закупки 3D принтеров для школ Томской области в рамках реализации регионального проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы» национального проекта «Беспилотные авиационные системы» государственной программы «Развитие образования в Томской области».

В Томское УФАС России поступила жалоба от индивидуального предпринимателя на действия заказчика при проведении закупки оборудования для оснащения школ в рамках нацпроекта. Заявитель указал на «заточку» заказчиком аукционной документации под товар конкретного производителя, что ограничивает круг потенциальных участников закупки.

Из обстоятельств дела.

Областной центр дополнительного образования (подведомственное учреждение Департамента образования Томской области) в апреле 2024 года провел аукцион на поставку 3D принтеров для оснащения школ Томской области на сумму 16 910 000 рублей.

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что указанные Заказчиком в техническом задании требования соответствуют характеристикам товара только одного производителя. Заказчик подтвердил, что изначально формировал техническое задание, основываясь на характеристиках конкретного производителя, но указал, что под описание объекта закупки также подходят товары другого производителя.

При этом в ходе рассмотрения дела не подтвердилось и Заказчиком не представлено доказательств наличия на товарном рынке как минимум двух производителей, характеристики которых соответствовали бы требованиям описания объекта закупки Извещения.

Антимонопольный орган установил в действиях Заказчика нарушение законодательства о контрактной системе*. Заказчик, указав требования к характеристикам товара, которые соответствуют товару только одного производителя, необоснованно ограничил доступ для участия в закупке лицам, желающим поставить товар иного производителя, тем самым ограничил конкуренцию.

Комиссия предписала Заказчику внести изменения в описание объекта закупки и заново провести закупку.

За нарушение в ближайшее время должностные лица Заказчика будут привлечены к административной ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Для справки:
* Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.