Кассационная инстанция арбитражного суда подтвердила законность решения Томского УФАС России

Сфера деятельности: Контроль органов власти

 

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа 21 февраля 2012 года оставил без удовлетворения требования департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска о признании незаконными решения и предписания Томского УФАС России. Отметим, что ранее арбитражный суд Томской области и Седьмой арбитражный апелляционный суд уже признали правоту антимонопольного ведомства.

Из обстоятельств дела: 14 июня 2011 года комиссия УФАС признала указанный департамент нарушителем ч.1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в издания Приказа от 03.07.2008 №820 о согласовании переуступки права аренды муниципального имущества с ООО «Елизаровское» на ООО «УК «Елизаровское» с целью обслуживания жилищного фонда без проведения торгов.

В силу формулировки п. 2 ст. 615 ГК РФ право арендатора передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу может быть ограничено законом или иными правовыми актами.

В качестве норм, наряду со статей 615 ГК РФ, регулирующих данные правоотношения, подлежат применению, в том числе и ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции», согласно которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров; и статья 15 Закона «О защите конкуренции», устанавливающая запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для такого субъекта преимущественные условия в получении имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества на конкурсной основе позволяет обеспечить равный доступ к такому имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации города Томска, издав Приказ от 03.07.2008 №820, создал новому арендатору - ООО «УК «Елизаровское» преимущества перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по обслуживанию жилищного фонда, которые, не обладая информацией о намерении его предоставления в пользование, не имели объективной возможности подать заявку и претендовать на право аренды. Департамент издал акт, приводящий к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что является нарушением ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции».