УФАС России: коррупция – это зло

Ежегодно 9 декабря во всем мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Самым важным международным правовым документом, регулирующим вопросы противодействия коррупции, является Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года.

Конвенция ООН против коррупции была принята резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 года, и 9 декабря этого же года данный документ был открыт для подписания государствами и региональными организациями экономической интеграции (ст.67 Конвенции).

В настоящий момент Конвенция насчитывает 186 стран – участниц, среди которых такие развитые страны как: Германия, которая ратифицировала Конвенцию в 2014 году, США – в 2006 году, Швейцария (2009 год), Австрия (2006 год), Бельгия (2008 год), Великобритания (2006 год); страны СНГ: Беларусь (2005 год), Казахстан (2008 год), Узбекистан (2008 год), Армения (2007 год); страны Азии: Сингапур (2009 год), Япония (2017 год), Республика Корея (2008 год) и др.

Российская Федерация вошла в число этих государств в 2006 году, приняв Федеральный закон от 08.03.2006 №40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции», согласно которому Конвенция будет использоваться нашей страной на основе взаимности в качестве правового основания для сотрудничества в вопросах выдачи с другими государствами  - участниками Конвенции.

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции состоит из 8 глав, объединяющих 71 статью. Данное соглашение содержит положения об основополагающих принципах профилактики, предупреждения и пресечения коррупции в публичном и частном секторах.

К публичному сектору Конвенция относит публичные органы власти и их должностных лиц (ст.7-8), публичные закупки (ст.9), судебные органы и органы прокуратуры (ст.11), к частному же сектору - неправительственные организации и организации, функционирующие на базе общин (ст.13), а также банки и небанковские финансовые учреждения (ст.14).

Для борьбы с коррупцией и одновременно реализации данной Конвенции ООН у России имеется арсенал антикоррупционных законов, в том числе: Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; Федеральный закон от 08.05.2009 №559-УП «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» и т.д.

Конвенция ООН, также регулируя эту сферу, имеет непосредственное отношение к антимонопольному органу и его компетенции, так как это орган исполнительной власти, который осуществляет, в том числе, и контроль в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, поэтому его территориальные органы, в свою очередь, обязаны принимать меры по борьбе с коррупцией.

В связи с этим Управление федеральной антимонопольной службы по Томской области провело 9 декабря 2019 года совещание, темой которого стал Международный день борьбы с коррупцией.

Руководитель Управления Владимир Шевченко не просто напомнил сотрудникам о том, что необходимо соблюдать ограничения и запреты, выполнять обязанности, связанные с прохождением государственной гражданской службы, но и рассказал о месте антимонопольной службы России в сфере борьбы с коррупцией. Контроль государственно – муниципальных закупок, антимонопольного законодательства, взаимодействие с правоохранительными органами по многим материалам и многое другое – все эти направления тесно связаны с противодействием коррупции в России.

Владимир Шевченко также добавил:

В Томском УФАС России, впрочем, как и во всей Федеральной антимонопольной службе России мы постоянно при проводимых проверках сталкиваемся с некоторыми признаками коррупции во власти, в коммерческих структурах. Отсекая так называемый «человеческий фактор» (ошибку исполнителя), в материалах проверок можно часто найти поведение участников рынка, которое можно объяснить только коррупционным поведением. Такие материалы попадают в правоохранительные органы для оценки. В 2019 г. следственным Комитетом возбуждено несколько дел, в материалах которых фигурируют также материалы Томского УФАС.        

Вся необходимая информация по вопросам противодействия коррупции, в том числе нормативные акты, находятся в соответствующем разделе https://tomsk.fas.gov.ru/corruption.