Санкт-Петербургский городской суд отменил решения нижестоящего суда из-за того, что судья не допустил представителя УФАС к участию в деле

21 июля 2020 года судья Санкт-Петербургского городского суда отменил несколько решений Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга по причине того, что на рассмотрение не были допущены представители Санкт-Петербургского УФАС.

Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга вынес ряд решений по жалобам граждан на постановления Санкт-Петербургского УФАС о привлечении к административной ответственности. На рассмотрение дел представители антимонопольного органа допущены не были. Мотивировано это было тем, что должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции не согласился с позицией районного суда, признав отказ в участии в судебном разбирательстве представителей УФАС нарушением принципа гласности судопроизводства.  Решения по жалобам на постановления УФАС были отменены по процессуальным основаниям, жалобы отправлены на новое рассмотрение. Санкт-Петербургский городской суд сослался на п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в котором указано, что должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении или вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, в силу того, что не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, не вправе заявлять ходатайства, отводы. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов. Апелляционный суд также указал на необходимость применения указанного положения в совокупности с основополагающим принципом судопроизводства гласности и открытости судебных разбирательств, предусмотренного Конституцией России, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, а также КоАП РФ.