Протокол заседания Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России 18 августа 2011г. г.Томск

 

ПРОТОКОЛ
заседания Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России

18 августа 2011г.                                                                                                              г.Томск

Председательствовал:
Председатель Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России, 
руководитель Томского УФАС России Владимир Иванович Шевченко;

Присутствовали:
Члены Экспертного совета:
Леви Каминецкий — раввин Томской еврейской общины;
Евгений Воронков — протоиерей Руководитель епархиального отдела по делам молодежи, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского г.Томска;
Долматов Александр Олегович — помощник Уполномоченного по правам ребенка в Томской области
Бендерский Владимир Валерьевич — начальник Управления коммуникационной политики ТПУ
Лапенков Сергей Владимирович — директор холдинга «Медиа FM»;
Шиптенко Дмитрий Александрович — директор ООО «Томский бизнес журнал»;
Алексеев Андрей Владимирович — Председатель комитета городского дизайна и рекламы Администрации г.Томска;
Чуклина Екатерина Владимировна — специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования Томского УФАС;
Ответственный секретарь — Трусова Ольга Юрьевна, старший специалист 2 разряда отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;

Председатель Экспертного совета:
Приветственное слово.
О составе совета, приветствие новых членов совета.
Повестка заседания.
Регламент заседания.

1. Реклама акции ОАО «Сибирьтелеком»:
Мнение Томского УФАС России (Базарова Н.В.):

Сегодня мы предлагаем на обсуждение рекламу акции «Новогодний Интернет» компании Ростелеком на которую обратил внимание наш заявитель (Мелютин Геннадий Викторович), присутствует на заседании. 
Реклама распространялась с использованием листовок в офисах продаж, на сайте компании, а также по телевизионным каналам. 
Заявитель, подключился к рекламируемой услуге до 31.12.2010, и не получив услугу по льготному тарифу в размере 77 рублей в месяц за безлимитный интернет и 51 телеканал, обратился в антимонопольное управление.

В соответствии с положением рекламируемой акции «Новогодний интернет»:
- наличие технической возможности
 необходимость заключения договора на подключение к услуге Websteram Drive/Websteram Drive+;
 при этом ежемесячный платеж 77 рублей устанавливается при условии одновременного выполнения нескольких условий......
 пользования безлимитным тарифным планом Орион+/Марс+ и услугой IP-TV на ПК с момента подключения до окончания срока действия акции. Подключение абонентов по данным тарифам производится при условии пользования услугами широкополосного доступа в Интернет не менее 12 месяцев с даты заключения договора. 
 По истечении 31.12.2010 абонент должен подать заявку на смену тарифного плана из действующих Websteram Drive/Websteram Drive+. По умолчанию будет оставлен действующий тарифный план в соответствии с прейскурантом.
срок с 22.10.2010 по 31.12.2010 (заявки на подключение принимаются до 31.12.2010)
Таким образом, срок действия льготных условий тарификации до 31.12.2010.
В соответствии с п.4 ч.3 ст.5 недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения о стоимости либо цене товара, тарифов или других условий приобретения товара.
В соответствии с ч.7 ст.5 ФЗ О рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Шевченко В.И.: Предоставим возможность прокомментировать ситуацию ответчикам по делу, представителям ООО «Сибирьтелеком», присутствующим сегодня на заседании.

Мнение ООО «Сибирьтелеком» (Гражданка С., гражданка П., Гражданка В.): 
В тексте рекламных листовок указываются основные условия, а все ограничения по акции указать невозможно, для этого в рекламе содержится номер телефона, по которому можно оставить заявку и узнать все условия. Если все условия устраивают — с абонентом заключается договор. При подписании абонента также знакомят со всеми условиями, которые также подробно описаны в договоре. Мы рекламируем подключение к Интернет и ТВ, но это не означает что при этом мы должны описывать принцип телевидения и всемирной сети.
Шевченко В.И.:Слово предоставляется заявителю по делу, гражданину М.

Гражданин М.: Мне позвонили из Сибирьтелеком и предложили подключить Интернет и ТВ по данной акции, рассказав все то, что написано в листовке. Я читал подробные условия уже после подписания договора, в котором содержится следующий текст: «настоящее положение вступает в силу после подписания». Следовательно, после подписания договора начинает действовать цена за услуги, указанная в акции. О том что нужно до 31 декабря 2010 года перейти на другой тариф — я не знал, и за следующий месяц, январь 2011 года, мне выставили счет на оплату уже совсем по другим ценам.

Шевченко В.И.: Все присутствующие могут задать вопросы сторонам.

Бендерский В.В.: Гражданин М. Указал на то, что ему предложили подключиться по телефону. Записываются ли телефонные звонки в Сибирьтелеком?
Представители ООО «Сибирьтелеком»: Запись переговоров не ведется.
Граждангин М., скажите, откуда именно вы узнали об условиях акции?

Гражданин М.: сначала видел рекламу по телевизору, потом позвонили с 061 и предложили подключиться.

Представители ООО «Сибирьтелеком»: Обо всех ли условиях Вам рассказали по телефону?

Гражданин М.: Рассказали только о том, что написано в листовке.

Алексеев А.В.: Несомненно, если бы мне поступило такое предложение о подключении, у меня возникло бы много вопросов, так как информация в листовке, на мой взгляд, не полная. Получается, что прием заявлений на подключение производится до 31 декабря. Как это возможно, если 31 декабря заканчивается действие условий акции?
С другой стороны, если в договоре указаны все условия подключения — считаю что нарушений в действиях Сибирьтелеком нет. Однако заявителю все же стоило поинтересоваться и уточнить все условия заблаговременно.

Бабич Л.В. (Издательство «Персона»): Считаю что данная акция — просто обман. В рекламе написано одно, на самом деле — другое. В итоге заявитель заплатил совсем другую цену.

Лапенков С.В.: Реклама этой акции содержит «смысловую ловушку», а ссылка на получение подробных условий весьма косвенна. В ней скорее всего просто непонятно: приём заявлений осуществляется до 31.12.10 либо сама акция до 31.12.10.

Леви Каминецкий: Вижу данную рекламу в первый раз, но также считаю что из рекламы непонятно, до 31.12.1011 года можно подключиться, либо указанная цена будет действовать до 31 декабря.

Шевченко В.И.: Обращаю ваше внимание на значение слова «акция». Реклама должна рассчитываться на «среднего» человека, быть доступной и понятной. Большинство людей вообще не читают договор при подписании, поэтому реклама обязательно должна ему соответствовать.
Просим дать оценку данной рекламе и соответственно ответить на вопросы:
Как вы понимаете содержание рекламы:
1) вы сможете пользоваться рекламируемой услугой за 77 рублей в месяц в дальнейшем, подключившись по акции до 31.12.2011 
2) вы сможете пользоваться услугой за 77 рублей в месяц до момента окончания акции, т.е. до 31.12.2010.

Голосование членов совета:
 является ли реклама достоверной?
ЗА проголосовали: Алексеев А.В., Шиптенко Д.А., Лапенков С.В., Леви Каминецкий, Долматов А.О., Базарова Н.В., Чуклина Е.В., Священник Евгений Воронков, Бендерский В.В., Шевченко В.И.
ПРОТИВ: 0 человек.
Итого: 9 человек за то, что реклама является достоверной.

- содержит ли реклама все необходимые условия для принятия решения о необходимости обращения за услугой?
ЗА: 0 человек.
ПРОТИВ: Алексеев А.В., Шиптенко Д.А., Лапенков С.В., Леви Каминецкий, Долматов А.О., Базарова Н.В., Чуклина Е.В., Священник Евгений Воронков, Бендерский В.В., Шевченко В.И.
Итого: 9 человек против того, что реклама содержит все необходимые условия.

2. Результаты работы по темам предыдущего Совета: звуковая реклама в сетевых магазинах, объявления по вакансиям с возрастными иными ограничениями, реклама аккумуляторов с использованием женских образов

Мнение Томского УФАС России (Чуклина Е.В.):

На предыдущих заседаниях Экспертного совета по рекламе поступали предложения озвучивались актуальные вопросы волнующие Членов нашего совета. 
По данным фактам сотрудниками Управления велась работа, о которой хотелось бы кратко доложить.
1 Звуковая реклама, распространяемая в торговых сетях, которая может содержать признаки нарушения законодательства о рекламе.
В целях осуществления контроля за распространением рекламы в торговых залах магазинов (супермаркетов), руководителям крупных торговых сетей в г.Томске были направлены запросы. Из поступивших ответов стало известно, что деятельность по распространению звуковой рекламы в торговых залах магазинов на территории г.Томска осуществляют 2 юридических лица. В связи с чем было принято решение и в настоящий момент данные организации включены в план проведения контрольных мероприятий Томского УФАС России на 2012г. Следовательно, деятельность рекламораспространителей звуковой рекламы на соответствие требованиям ФЗ «О рекламе», ФЗ «О защите конкуренции», законность, добросовестность и достоверность распространяемой рекламы будет осуществлен в 2012г.

2 Следующий вопрос который был затронут на прошлом заседании Совета - Продажа печатных изданий, содержащих эротические образы в свободном доступе 
Томским УФАС России для участия в качестве постоянного члена совета был приглашен представитель Роскомнадзора. И в настоящий момент в в члены экспертного совета включена начальник отдела контроля (надзора) в сфере массовых коммуникаций Москалева Ирина Анатольевна. (отсутствует по причине отпуска).Учитывая специфику данного вопроса, Ирина Анатольевна согласилась быть докладчиком и освятить указанный вопрос на следующем заседании Рекламного совета, связанный со спецификой распространения изданий специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, так и не специализирующихся, но содержащих такие образы.

3 Распространение рекламы аккумуляторов с использованием изображений обнаженных женщин на пр. Комсомольском
Мы также зафиксировали распространение данной рекламы на проспекте Комсомольском и оценили на соответствие положениям ФЗ «О рекламе». Указанная реклама не содержит признаков нарушения законодательства о рекламе.

4 Правомерность использования печатным СМИ слогана «это первый журнал для чтения».

По мнению Томского УФАС России рассматриваемая информации является рекламой. 
Согласно ч1. ст.5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
п.4 ч.2 ст.5 Недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
Следовательно, ФЗ «О рекламе» отсылает нас к антимонопольному законодательству. 
Федеральным законом «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, а также содержится само определение недобросовестной конкуренции, согласно которому недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Т.Е. одним из обязательных элементов недобросовестной конкуренции является ущемление интересов конкурентов. 
Соответственно для признания рекламы недобросовестной необходимо заявления, сведения от хозяйствующего субъекта действующего на одном товарном рынке. 
А также, члены РС могут рекомендовать Томскому УФАС направить разъяснения журналу положений действующего рекламного и антимонопольного законодательства.

5 Объявлениях на вакансии устанавливающие половой и возрастной критерий, а также критерий внешности

Согласно ч.2 ст.2 ФЗ «О рекламе» настоящий закон не распространяется на объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Следовательно, осуществление контроля за законностью указанных объявлений не подведомственно антимонопольному органу. 
Вместе с тем, мы связались с коллегами из Гос.инспекции труда по ТО, которые пояснили, что согласно ст3 ТК РФ, действительно запрещена дискриминация в сфере труда Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Однако, данный факт, что вам отказали в приеме на работу именно с учетом критериев возраста или внешности труднодоказуем. 

Шевченко В.И.: Что касается звуковой рекламы, проводить проверки без заявлений крайне сложно. Поэтому проверки торговых сетей можем поставить в план на следующий, 2012 год.

3. Подготовка к проведению конкурса социальной рекламы.
Шевченко В.И.:
Объявление о проведении конкурса социальной рекламы предварительно запланировано на сентябрь 2011 года. Есть ли возможность у присутствующих представителей масс-медиа оповестить о проведении конкурса в своих изданиях?
Шиптенко Д.А.: Такая возможность есть, но предлагаем повременить с объявлением конкурса. Сейчас предвыборная пора, и данное мероприятие не получит должного резонанса.
Шевченко В.И.: В таком случае мы так и поступим, так как хотели бы получить наибольшее внимание и заинтересованность в нашем мероприятии.
4. Разное. Предложения к обсуждению на следующем совете.
Леви Каминецкий: Хотел бы узнать о правомерности следующей рекламы. На фоне синагоги на ул.Розы Люксемург размещена реклама аптеки. Считаем, что она закрывает обзор здания — как исторического памятника. Обращались в мэрию с запросом правомерности данной рекламы. Нам ответили что данная реклама правомерна и принудить аптеку убрать рекламу не могут. Но ведь по закону неправомерно размещать рекламу напротив или вблизи исторических памятников.

Алексеев А.В.: Договор на размещение данной рекламы был заключен задолго до введения в эксплуатацию синагоги, тогда же в еврейскую общину был направлен запрос о возможности размещения данной рекламы. Ответа на этот запрос так и не последовало. Осуществляя проверку по вашему запросу, мы выяснили, что данная аптека имеет разрешение на размещение рекламы в этом месте до 2014 года, и все разрешения оформлены соответствующим образом. Поэтому мы не можем принудить их убрать эту рекламу, но в 2014 году мы просто уже не дадим разрешение на её размещение.

Шевченко В.И.: Мы возьмем данный вопрос на заметку и посмотрим, что ещё можно сделать по решению данной проблемы. На следующем Совете, который пройдет уже в сентябре 2011 года, отчитаемся по проделанной работе.

Экспертный совет решил:
1. Рекламу Акции ООО «Сибирьтелеком» единогласно признать достоверной, однако не содержащей всех необходимых для принятия решения о продключении условий.
2. Протокол данного Совета с решением членов совета по вопросу достоверности рекламы ООО «Сибирьтелеком» приобщить к материалам дела №
3. Томскому УФАС России рассмотреть вопрос законности размещения рекламы Аптеки напротив синагоги на ул. Розы Люксембург.
4 Изучить Положение о конкурсе социальной рекламы, ознакомить с поступившими предложениями по проведению конкурса социальной рекламы всех членов совета.
5. Вынести на обсуждение следующего заседания совета вопросы:
-результат изучения вопроса законности рекламы аптеки напротив синагоги на ул. Розы Люксембург.
-темы для конкурса социальной рекламы.

Председатель Совета В.И. Шевченко

Секретарь О.Ю. Трусова
 

Дата проведения Совета: 
18 августа 2011, 14:39