Протокол первого заседания Экспертно-консультативного совета по вопросам размещения государственных и муниципальных заказов при Томском УФАС России

 

 ПРОТОКОЛ
Первого заседания Экспертно-консультативного совета по вопросам размещения
государственных и муниципальных заказов
при Томском УФАС России
21 июня 2011г.                                                                                                                                          г. Томск

Председательствовал:
Председатель Экспертно-консультативного совета по вопросам размещения государственных и муниципальных заказов при Томском УФАС России 
руководитель Томского УФАС России Владимир Иванович Шевченко;

Присутствовали:
Члены Экспертного совета:
Заместитель председателя — Алиев Рашид Алмазович – заместитель руководителя - начальник отдела контроля государственных закупок и земельных отношений Томского УФАС России;
Конькова Татьяна Феликсовна – заместитель главы Администрации ЗАТО Северск по экономике и финансам – председатель единой комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд ЗАТО Северск

Новосельцева О.А. – за заместителя главы Парабельского района

Параев Андрей Владимирович – главный специалист по муниципальному заказу отдела социально-экономического развития Администрации Асиновского района

Савченко Галина Ивановна – председатель комитета государственного заказа департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области

Соболева Вера Анатольевна – консультант ревизор отдела контроля местных бюджетов и целевого бюджетного финансирования Контрольно-ревизионного комитета Департамента финансов Томской области

Шушарина Любовь Александровна – главный специалист по экономическим вопросам администрации Тегульдетского района

Ответственный секретарь — Елена Петровна Фоминых, начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;

1. Председатель Экспертного совета: Приветственное слово. Повестка заседания.
Регламент заседания. 
При Томском УФАС России действует 2 общественных совета: Общественно-консультативный совет, охватывающий широкий круг проблем, связанных, прежде всего, с применением/соблюдением антимонопольного законодательства; Совет по рекламе, ориентированный на субъектов правоотношений в сфере размещения рекламы, как рекламораспространителей и рекламодателей (с кем мы работаем и в рамках производства дел о нарушении рекламного законодательства), так и потребителей рекламы, что для Совета наиболее важно. Сегодня мы открываем новый совет - Экспертно-консультативного совета по вопросам размещения государственных и муниципальных заказов. Законодательство о закупках динамично развивается, для его совершенствования как раз и необходим наш с вами опыт заказчиков, участников торгов и контролеров.
Задачами совета является: организация и осуществление комплексного анализа на соответствие действующему законодательству вопросов, возникающих при размещении государственных и муниципальных заказов; содействие развитию добросовестной конкуренции, расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия; содействие эффективному использованию средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования при размещении государственных и муниципальных заказов;
взаимодействие с государственными и муниципальными заказчиками города Томска и Томской области в целях совершенствования их деятельности в сфере размещения заказов, в том числе обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов;
оценка действующего законодательства Российской Федерации в сфере размещения государственных и муниципальных заказов с целью выявления пробелов и коллизий, а также несогласованности правовых актов между собой;
выработка согласованных предложений по совершенствованию процедур размещения государственных и муниципальных заказов, в том числе взаимодействие по вопросам выявления сговоров при проведении торгов;
разработка рекомендаций по совершенствованию государственного и муниципального контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о размещении государственных и муниципальных заказов;
подготовка предложений в Федеральную антимонопольную службу России по совершенствованию законодательства Российской Федерации о размещении государственных и муниципальных заказов;
участие в подготовке методических, аналитических и информационных материалов, касающихся вопросов размещения государственных и муниципальных заказов;
подготовка материалов для публикации в средствах массовой информации по актуальным вопросам регулирования и государственного контроля размещения государственных и муниципальных заказов.
Желаю нам с вами продуктивной работы с целью достижения поставленных задач.

2. Правоприменительная практика и проблемы, связанные с контролем размещения заказов на территории Томской области (Алиев Р.А.)
Алиев озвучил некоторые сравнительные показатели по контролю соблюдения Федерального закона «О размещении заказов» 
Количество жалоб на 01.06.2011:

 

 

 2010

Всего на 01.06.11

Всего на 01.06.10

Поступило всего

160

59

72

Возвращено

30

10

13

Отозвано

25

4

17

Рассмотрено

105

45

42

Необоснованных

76

30

35

Обоснованных

29

15

7

Выдано предписаний

215

69

93

Исполнено предписаний

213

65

96

(с учетом переходящих с 2009 года)

 

 

 

 

 

 

До 2011 года наблюдалась тенденция к снижению доли обоснованных жалоб: 21% - 2008 год, 19% - 2009 год, 16% - 2010 год, что свидетельствовало о высоком уровне правовой подготовки заказчиков, требуемой частью 2 статьи 7 Закона, и низкого уровня знания законодательства в сфере размещения заказов среди участников размещения заказа. Так, большинство жалоб признавались необоснованными, вследствие того, что участники размещения заказа неверно определяли субъект (лицо), несущий ответственность за обжалуемые действия. Например, обжалуются действия комиссии, тогда, как комиссия действовала по документации, не соответствующей законодательству в сфере размещения заказов, утвержденной заказчиком. То есть, должны были быть обжалованы действия заказчика. 
Однако в 2011 году доля обоснованных жалоб резко увеличилась за счет обжалования действий заказчиков и их комиссий при проведении электронных торгов: так из количества жалоб рассмотренных до 01.06.2011 - 33% жалоб (15 из 45) были признаны обоснованными. Последнее свидетельствует о том, что уровень подготовки участников, принимающих участие в электронных торгах выше, чем у заказчиков, большинство из которых только начали работать на электронных площадках.
Вместе с тем, участились случаи, когда участники, которым было отказано в участии в размещении заказа на законных основаниях, или участники, сведения о которых находятся в Реестре недобросовестных поставщиков, то есть участники, права которых не могут быть нарушены, подают жалобы на недостатки извещений или документации, утвержденных заказчиком, с целью вмешательства в ход размещаемого заказа. Такие действия участников приводят к затягиванию времени размещения заказа.
Растет число жалоб на действия операторов электронных площадок, которые Томское УФАС России в соответствии с приказами о подведомственности перенаправляет в ФАС России.
До 01.06.2011 по материалам рассмотренных жалоб было возбуждено в отношении должностных лиц и членов комиссий и рассмотрено 21 дело об административных правонарушениях (81 дело в 2010 году за аналогичный период, 42 дела в 2009 году, 11 дел в 2008 году).
3. Количество административных дел на 01.06.2011:

 

2010

Всего на 01.06.11

Всего на 01.06.10

Возбуждено

174

139

76

Прекращено

24

13

5

Выдано постановлений о наложении штрафа

150

124

71

Сумма наложенного штрафа

3 029 т.р.

1 858 т.р.

1 378 т.р

 

 

 

 

 

 

На дату 01.06.2011 из 139 возбужденных дел:
- 39 административных дел возбуждено УФАС России по Томской области на основании проведения плановых и внеплановых проверок, в том числе по результатам рассмотрения жалоб, согласований при заключении контрактов с единственным поставщиком и в соответствии с проведением иных контрольных мероприятий,
- 100 административных дел возбуждено на основании постановлений прокуратур Томской области.

 

Наиболее распространенные нарушения, за которые должностные лица были привлечены к административной ответственности в 2010-2011 годах: отклонение членом котировочной комиссии заявки по основаниям, не предусмотренным Законом 94-ФЗ и (или) рассмотрение котировочной заявки, которая в соответствии с Законом 94-ФЗ должна быть отклонена; нарушения требований к содержанию протокола; непредставление/несвоевременное представление сведений о заключении/изменение/ расторжение контракта, необоснованный отказ в допуске участника, заключение контракта с нарушением объявленных условий торгов или запроса котировок, неподписание протокола в установленные Законом сроки.

Обсуждение доклада: 
Конькова Т.Ф.: За нарушением закона чаще всего стоит не коррупция, а желание помочь субъектам в условиях кризиса. В Северске прокатилась серия банкротств, зачастую руководитель в растерянности, поскольку не может найти законные пути поддержки бизнеса, создающего рабочие места и решающего социальные вопросы в городе.
Очень важным является соприкосновение с УФАС при различных обстоятельствах, мы учимся друг у друга, в результате мы более уверенно идем на разговор со своим руководством, нежели ранее, и отстаиваем свою позицию.

Шевченко В.И.: Законодательство о закупках это не только №ФЗ-94. Например, 90% нарушений можно было бы избежать, имея хорошего бухгалтера в штате, при пусть даже не совсем профессиональной конкурсной комиссии. Своих руководителей следует учить, заставлять соблюдать закон, и бухгалтеров также следует учить.

3 Правоприменительная практика и проблемы проведения электронных торгов (Литосова Л. А.)
В настоящее время правоприменительная практика в отношении электронных торгов находится на стадии своего формирования, совершенствуются сайты операторов электронных площадок, дорабатываются пробелы действующего законодательства в сфере размещения заказов.
Электронные аукционы введены для расширения возможностей поставщиков в размещении заказов, это одна из мер, направленная на обеспечение гласности, более эффективного использования бюджетных средства, формирования конкурентной среды, эффективной и прозрачной системы размещения заказов.
Анонимность и прозрачность делают электронный аукцион самым совершенным и наименее коррупционным средством размещения государственного заказа.
При проведении электронного аукциона значительно сложнее (по сравнению с традиционными формами размещения заказа) организовать давление на участника торгов, обеспечить победу «нужного» подрядчика, списать на контракт завышенную стоимость или реализовать иные схемы закупочных злоупотреблений. С помощью сети «Интернет» доступ к размещению заказа в электронной форме получает более широкий круг потенциальных поставщиков, что увеличивает конкуренцию. Использование современных коммуникационных технологий делает этот способ размещения заказа и самым дешевым: электронные площадки сводят к минимуму расходы заказчика на организацию закупок.
Особенности системы государственного управления в современной России позволяют предположить, что обязательное использование столь совершенного механизма размещения заказа снизит злоупотребления в сфере размещения заказов.
Безусловно, основой для любого успешного проекта вне зависимости от его характера и масштаба являются два ключевых фактора - знания и доступность. Именно это позволяет достигнуть максимальной эффективности.
Так, электронные площадки представляют собой своеобразную технологию реализации масштабного и кардинального перехода к электронным формам размещения заказа с неограниченной начальной (максимальной) ценой контракта, доступную как поставщикам, так и заказчикам. Сегодня абсолютно любой заказ, независимо от его цены, может быть размещен в электронной форме, при этом максимально исключается человеческий фактор, а движущей силой эффективности размещения заказа становится конкуренция.
Открытым остается лишь вопрос о получении знаний, необходимых для реализации положений гл. 3.1 Закона 94-ФЗ. Однозначно, процедура проведения электронных аукционов в соответствии с гл. 3.1 Закона 94-ФЗ значительно более длительная и трудоемкая по сравнению с электронными аукционами, проводимыми ранее по ст. 41 Закона 94-ФЗ, а так же запросом котировок.
В настоящее время одной из приоритетных задач является своевременное предоставление заказчикам и поставщикам информации об основных изменениях положений законодательства в сфере размещения заказа и регламента работы на электронных площадках.

Наиболее распространенные проблемы,
связанные с работай на электронных площадках:
2. несвоевременное размещение информации на электронных площадках;
3. несвоевременное возвращение денежных средств участникам электронных торгов;
4. невозможность своевременного подписания контрактов ЭЦП (различные «технические причины», сбои и пр.);
5. переносы времени проведения торгов операторами электронных площадок без объяснения причин,
6. невнимательность заказчиков при заполнении извещения, которое автоматически формируется площадкой;
7. несвоевременная замена ЭЦП участниками торгов;
8. внесение площадкой недостоверных сведений при аккредитации;
9. низкоквалифицированное выставление требований к предмету и качеству закупки;
10. проблемы связанные с закупками инновационных продуктов (неполное выставление требований) и пр.

Обсуждение доклада: 
Шевченко В.И. Действительно электронные торги менее подвержены коррупционным проявлениям, но и в этом случае существует российская специфика. Даже на электронных торгах возникает сговор. В таких случаях очень важно обмениваться информацией. За такими проявлениями стоят дела по ст.11 ФЗ «О защите конкуренции», признаки мошенничества и иных преступлений. Существуют схемы сговора на торгах с заказчиком.

Параев А.В.: хотелось бы совершенствования процедуры электронных торгов. Например: предупреждение «до оформления протокола у вас осталось столько то дней» по аналогии с электронным документооборотом.

Шевченко В.И.: электронные торги будут меняться. Это хороший пример улучшения работы заказчика. Другой пример: электронная площадка не позволит размещать дефектные документы. Сегодня сложилась ситуация, когда техническое оснащение запаздывает за юридической стороной.

4. Размещение заказов на одноименные товары, работы, услуги в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 01.12.2010 №601 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» (Звонилов С.А.)

Заказчик вправе осуществить у единственного поставщика закупки одноименных товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 100 000 рублей в одном квартале. Вопрос в том, что считать одноименными товарами, а что нет, волнует учреждения очень давно.
Понятие одноименных товаров, работ, услуг
Согласно ч. 6.1 ст. 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
Номенклатура составлена с учетом всех позиций Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 (далее - ОКДП).
Частью 19 ст. 65 Закона определено, что до утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере размещения заказов, номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми. К примеру, вся мебель (стулья, шкафы, столы) признается одноименной продукцией и дело здесь в функциональном предназначении, а не в названии. Компьютеры, принтеры и факсы включены в разные группы и не являются одноименными товарами.

Особенности размещения заказов на поставки
одноименных товаров, выполнение одноименных работ,
оказание одноименных услуг для государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона заказчик вправе размещать заказы у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. между юридическими лицами по одной сделке. При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.
Что касается вопроса о закупке товаров по завышенным ценам, необходимо отметить следующее. Цена контракта формируется по результатам проведения торгов (конкурсов, аукционов), запросов ценовых котировок на основе добросовестной конкуренции участников указанных процедур, в которых имеет право принять участие любое юридическое или физическое лицо. Таким образом, цена контракта, предложенная в заявке, признанной победившей, не может анализироваться на предмет ее уровня по отношению к любым иным ценам на продукцию участников рынка, не пожелавших принять участие в торгах, запросе котировок.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений ч. 3 данной статьи в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает пятьсот тысяч рублей.
Согласно ч. 3 указанной статьи Закона заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта.
Таким образом, стоимость заказов, размещенных в течение квартала путем запроса котировок на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг, определяется суммой заключенных государственных контрактов и не должна превышать пятьсот тысяч рублей.
Согласно положениям Закона заказчик может размещать заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем запроса котировок и у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в течение квартала на сумму, не превышающую 500 тыс. руб. и 100 тыс. руб. соответственно.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 10 Закона при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении аукциона, в документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов в отношении предмета размещаемого заказа с учетом ограничений, установленных законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Следовательно, заказчик при формировании лотов на поставку товаров должен учитывать ограничения, установленные данным Законом.
Если заказчик в течение квартала размещал заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона на общую сумму 100 тыс. руб., в дальнейшем в течение этого квартала он может размещать заказ на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг только путем запроса котировок или путем проведения торгов (конкурса, аукциона) с учетом требования Закона.

Обсуждение доклада: единогласно высказались за подборку наиболее острых вопросов по номенклатуре и направлении в ФАС России от имени Совета.

Предложения на обсуждение на последующих заседаниях Совета:
1. Анализ судебной практики Томского УФАС России.
2. Подготовка семинара контролеров (осень 2011 г.)
3. Заключение контракта с предоставлением обеспечения в части действия заказчика по получению обеспечения.
4. Возможность проведения совместных торгов через уполномоченный орган.

 

Председатель Совета В.И. Шевченко

Ответственный секретарь Е.П. Фоминых

Дата проведения Совета: 
21 июня 2011, 15:14