Томское УФАС: принятие условий обслуживания при регистрации на сайте не подтверждает согласие на получение рекламы

Рекламные смс-сообщение и телефонный звонок, а также спам-рассылка по электронной почте в нарушение требований части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку») стали поводом для возбуждения и рассмотрения дел территориальными управлениями Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Карачаево-Черкесской Республике, Алтайскому краю и Томской области (предыдущую подборку см. здесь).

Справка

В силу части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признаётся распространённой без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ. ПАО «Вымпелком» распространяло смс-рекламу без согласия абонента, а также неправомерно проигнорировало требования клиента о прекращении рекламной рассылки. Нарушение норм закона о рекламе выявило Алтайское краевое УФАС в ходе рассмотрения обращения жителя Барнаула.

Заявитель получил рекламное смс-сообщение с предложением принять участие в игре оператора связи «Билайн» под названием «Камень, ножницы, бумага». Гражданин написал в чат техподдержки «Билайна» сообщение с требованием не присылать ему нежелательную рекламу и получил утвердительный ответ. Однако на номер абонента от отправителя «beeline» вновь поступила реклама - на этот раз от АО «АльфаСтрахование» с предложением застраховать жильё. При повторных требованиях клиента в чате техподдержки был дан идентичный предыдущему положительный ответ, а телефонный оператор, сообщив об отключении абонента от рекламной рассылки на полгода, отказал в принятии обращения по этому вопросу. Обращаясь в антимонопольную службу, заявитель приложил скриншоты экрана телефона с поступившими рекламными сообщениями и перепиской с оператором связи.

В процессе разбирательства оператор связи «Билайн» не подтвердил прекращение распространения рекламы на телефон барнаульца. Кроме того, оператор не представил надлежаще оформленное согласие абонента на получение рекламы. По мнению ПАО «Вымпелком», абонент согласился на рекламную рассылку при заключении договора услуг. Однако комиссия Алтайского краевого УФАС отклонила данный довод, так как факт заключения договора выражает лишь согласие гражданина с условиями оказания услуг связи, но не позволяет идентифицировать его волеизъявление именно на получение рекламы от оператора.

Так как по действующему законодательству смс-реклама может направляться только с согласия абонента, и рекламодатель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием, в действиях ПАО «Вымпелком» было установлено нарушение закона о рекламе. По итогам рассмотрения дела компании выдано предписание о прекращении рекламной рассылки без согласия абонента. За допущенное нарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА. Карачаево-Черкесское УФАС рассмотрело заявление физического лица по факту получения им рекламного звонка без предварительного согласия.

При анализе представленных материалов управление установило следующее. Оператор связи сообщил, что рекламный звонок поступил с телефонного номера, предоставленного в пользование одному из ООО по договору об оказании услуг связи. Это ООО и осуществило рекламный звонок. При этом согласие заявителя на получение рекламы со стороны общества не представлено.

По факту распространения рекламного звонка без предварительного согласия заявителя управление возбудило дело, по итогам рассмотрения которого ООО было признано нарушившим часть 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе». Ему выдано предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.

ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ. Томское УФАС признало рекламу онлайн-магазина электронных и аудиокниг «ЛитРес», распространённую по сетям электросвязи без предварительного согласия адресата, ненадлежащей.

Ранее в управление пожаловалась пользовательница онлайн-магазина «ЛитРес» на получение по электронной почте спам-рассылки, несмотря на неоднократные требования о прекращении подобных действий. Заявительница не давала своё согласие на получение такой рассылки, а только приобрела в онлайн-магазине несколько книг. Однако при покупке она приняла договор - публичную оферту, нажав на кнопку «Перейти к оплате» и указав свой адрес электронной почты, после чего и стала получать нежелательную рекламную рассылку на свой электронный адрес. По указанному факту антимонопольный орган возбудил дело о нарушении закона о рекламе.

В ходе рассмотрения дела Томское УФАС пришло к выводу, что принятие условий обслуживания при регистрации на сайте «ЛитРеса» не подтверждает согласие пользователя на получение рекламы, поскольку не отражает волю заявителя на получение рекламной рассылки. Кроме того, после обращения пользователя в службу поддержки «ЛитРес» рекламораспространитель, вопреки требованиям законодательства, не прекратил немедленное распространение такой рекламы. Указанные действия онлайн-магазина образуют состав нарушения части 1 статьи 18 закона о рекламе. Управление предписало нарушителю прекратить распространение в адрес пользователя такой рекламы. В ближайшее время будет решён вопрос о привлечении «ЛитРес» к административной ответственности.

(Соб. инф. по материалам территориальных УФАС России)