Суд подтвердил: УФАС законно предписало микрокредитной организации прекратить распространение рекламы

Антимонопольный орган признал рекламу микрокредитной компании "Легкие деньги Сибирь" ненадлежащей, вводящей потребителей в заблуждение

9 ноября 2022 г. Арбитражный суд Томской области отказал микрокредитной компании "Легкие деньги Сибирь" в отмене решения и предписания Томского УФАС России, подтвердив, что реклама Организации не соответствует требованиям законодательства.

В Томское УФАС России обратился гражданин с просьбой проверить на соответствие требованиям Закона о рекламе баннеры, расположенные на входе в офис микрокредитной компании.

Сотрудники Управления в ходе осмотра рекламных конструкций установили, что рекламные баннеры, направленные на привлечение внимания к услугам организации по предоставлению потребительских займов населения, не содержат необходимых условий.

Так, на одном баннере полностью отсутствовала информация о размере процента, условиях предоставления займа, сроке предоставления займа, что само по себе не позволяет потребителю получить достаточные сведения о данной услуге и способствует формированию у потребителя неверных представлений о стоимости займа и сумме расходов, который он понесет, воспользовавшись услугой займа.

На втором баннере информация о существенных условиях была приведена мелким нечитаемым шрифтом внизу плаката, что в силу законодательства позволяет признать такую информацию отсутствующей.

Кроме того, рекламораспространителем не соблюдено требование к рекламе финансовых услуг: если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 №353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон №353-ФЗ), для заемщика и влияющие на нее.

По указанным обстоятельствам Комиссия УФАС признала рекламу ненадлежащей и несоответствующей требованиям ч.7 ст. 5 и ч.3 ст. 28 Закона о рекламе. Микрокредитной организации "Легкие Деньги Сибирь" выдано предписание о прекращении распространения такой рекламы.

Организация не согласилась с вынесенными актами и обжаловала их в арбитражный суд, суд подтвердили правоту антимонопольного органа.

Для справки:

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно разъяснениям, изложенным в п.28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 №58 №О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона N 38-ФЗ", если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В силу ч.3 ст. 28 Федерального закона №38-ФЗ если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 №353- ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон №353-ФЗ), для заемщика и влияющие на нее.