Статья "Доторговались!", сайт www.pressoboz.ru от 18.10.2010

 

 Наша газета уже поднимала тему выросших цен на продукты питания. Из-за аномальной жары и связанной с ней засухой и низким урожаем в России, цены на гречку во многих регионах, в том числе и в Томской области, с января по сентябрь выросли в 2–3 раза – с 20 до 70 рублей за пакет весом 900 граммов. Также в магазинах города и области выросли цены на пшено, растительное масло – в среднем на 10–15 рублей. Вслед за ними подорожали и остальные продукты. «Вечерка» задавалась вопросом: что в этой ситуации предпринимают региональные власти, как они борются с ценовым беспределом оптовиков, посредников, перекупщиков, куда смотрят контролирующие инстанции? И вот на этой неделе мы получили ответы.

Оптовики, поднявшие цены на гречку, совсем оборзели!

Пятого октября Томское УФАС России возбудило дело по сговору в цене на рынке оптовой реализации гречневой крупы. Как передает пресс-служба ведомства, дело возбуждено в отношении сразу пяти участников указанного рынка:

– ООО «Терминал-Групп»,

– ООО «Агроторг»,

– ООО «Закрома Сибири»,

– ООО «Доставъка»,

– ИП Сорокин М.И.

Томским УФАС России установлено, что в период с 15 июля по 3 сентября 2010 года указанные субъекты периодически согласованно повышали цены на гречневую крупу.

Эти действия свидетельствуют о наличии признаков нарушения ч. 1 ст. 11 закона «О защите конкуренции», выразившегося в согласованных действиях хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен. Комиссия Томского УФАС России рассмотрит все обстоятельства данного дела 15 ноября.

Поставщики и перекупщики нагрелись

Начиная с сентября УФАС по Томской области занимается проверками поставщиков гречки и молока. По словам главы областного управления Владимира Шевченко, томские антимонопольщики проверяют шесть крупных поставщиков по подозрению в сговоре или монопольном завышении цены:

– Нездоровой рост цен идет за счет перепродажи произведенного товара дочерними компаниями внутри одного холдинга. На данный момент в России возбуждено 69 антимонопольных дел против холдингов и 10 – против торговых сетей. В Сибири антимонопольные дела против поставщиков гречки возбуждены в Омской области и Красноярском крае. Дело по завышению цен возбуждено против компании «Юнимилк».

Мы сейчас совместно с прокуратурой ведем ряд проверок. У нас есть вопросы к некоторым хозяйствующим субъектам.

Цены на гречку снизились на 18 %

Похоже, что жесткая позиция антимонопольщиков сыграла свою роль, и с конца сентября цены на гречку в Томске и области несколько снизились.

– В конце сентября началось снижение цен на гречку, – проинформировал на днях начальник департамента потребительского рынка Томской области Александр Таловский, выступая на заседании межведомственной рабочей группы по контролю над ростом цен. – С 20 сентября цена на гречку в томских магазинах снизилась на 18 %, до 40 рублей за пакет. Ажиотажного спроса нет. Торговля овощами на рынках, непосредственно с машин позволила снизить цены на 20–30 %. Около 8 тысяч тонн картофеля закуплено у населения с последующей поставкой в регионы, пострадавшие от засухи.

По словам председателя областного комитета ценовой политики Надежды Турченковой, в результате работы, проведенной обладминистрацией с розничными сетями города, на сегодняшний день цена 800-граммового пакета гречки снизилась до 40 рублей.

По информации Александра Таловского, в сентябре индекс роста цен на товары и платные услуги в Томской области составил 0,5 %, по России – 0,8 %. С начала года цены в Томской области выросли в среднем на 5 %, по России на 6,2 процента. Среди регионов Сибирского федерального округа по росту цен на продовольствие Томская область занимает 5-е место (высшие места в рейтинге присваиваются регионам с низкими ценами). 

Оптовики «побаловались». Будет ли другим повадно?

Представители областной власти, считают, что в аномально высоких ценах на гречку виноваты не столько розничные магазины, сколько оптовики. Ведь не может быть такого: в одном супермаркете Томска пакет гречки стоит 40 рублей, а в другом – 80. При этом торговая надбавка в обоих магазинах не превышает рекомендуемого уровня – 15 %.

Еще в сентябре областные власти распоряжением губернатора дополнили гречкой и пшеном перечень социально значимых продуктов, торговая наценка на которые не должна превышать 15 % в городе Томске и южных районах, а в северных районах – не более 20 %. Значит, задирают цены не розница, а оптовики-посредники.

– Что касается гречки, то цена пошла вниз, – сказал губернатор Виктор Кресс во время видеоконференции у полпреда президента в Сибирском федеральном округе Александра Таловского, посвященной контролю цен на продукты питания в сибирских регионах. – Два оптовика «побаловались». Антимонопольная служба сейчас серьезно с ними занимается. Думаю, другим будет неповадно.

В этой связи губернатор сделал предложение, требующее решения на федеральном уровне: осуществлять контроль над ценами не только в рознице – на конечном этапе ценообразования, но и по всей цепочке. «Надо начинать от товаропроизводителя, переработчика, оптовика, смотреть транспортную составляющую и только потом выходить на розничную сеть», – считает глава региона.

Молочных монополистов тоже пора ставить на место!

Кроме того, томское УФАС России возбудило дело в отношении ОАО «Компания Юнимилк» и ООО «Юнимилк» по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Эта компания занимает доминирующее положение на рынке оптовой реализации молочной продукции Томской области, являясь крупнейшим производителем молока в регионе.

Антимонопольщики установили, что компанией «Юнимилк» производится и реализуется несколько видов социально значимой молочной продукции. К такому виду продукции относится молоко пастеризованное «Село Луговое» 2,5 % жирности в упаковке полиэтиленовый пакет.

Компания «Юнимилк» в Томске в течение сентября 2010 года по сравнению с августом 2010 года резко снизила производство недорогого молока в ценовом сегменте эконом-класса (2,5 % жирности в полиэтиленовой упаковке) на 48%.

Как пояснил директор молочного комбината «Томский» компания «Юнимилк» сокращает производство указанного сорта молока, осуществляя переход на другую упаковку (производство «Экалии»), при этом себестоимость молока сорта «Село Луговое» 2,5% жирности в новой упаковке увеличивается.

В ходе проведенного антимонопольным ведомством анализа цен на основные продукты питания в крупнейших торговых сетях Томска было выявлено наличие на реализации в августе 2010 года двух видов молока «Село Луговое» 2,5% жирности: в полиэтиленовом пакете и упаковке «ТетраПак». Разница в стоимости данных видов молока при розничной реализации достигает 37% при сопоставимых объемах пакета. При этом молоко в полиэтиленовом пакете пользовалось большим спросом. Тогда как тот же сорт молока в новой упаковке в супермаркетах на момент проверки в реализации отсутствовал.

Томские антимонопольщики усматривают, что компания «Юнимилк» сознательно осуществляет сокращение производства молока «Село Луговое» 2,5 % жирности в полиэтиленовой упаковке при наличии спроса на данный товар. Это может привести к повышению розничной цены на молоко.

Этим обеспокоены и областные администрации. Производству молока будет посвящено ближайшее заседание рабочей группы по контролю над ростом цен. Сейчас проводится анализ всей цепочки – от производителей до розницы, где формируется ассортиментный ряд молочной продукции. Вслед за гречневыми оптовиками пора поставить на место и молочных монополистов!