Общественный контроль + профессионализм
В начале марта в медиацентре РИА Новости прошли встречи журналистов с руководителями Томского УФАС России. Начальник управления Владимир Шевченко сделал обзор нарушений в сфере размещения заказов за период 2007-2011 годы. Елена Фоминых, начальник отдела по рекламе, рассказала о фактах выявления нарушений ФЗ «О рекламе» и особенностях дел прошедшего года.
Усиление контроля за размещением заказов
Владимир Шевченко сообщил, что в 2011 году поступило 229 жалоб, их количество за пять лет выросло в два раза. При этом обоснованными признано всего 16% обращений. На лицо факт, что граждане за помощью и защитой своих прав идут не в суды, а обращаются в управление ФАС, что среди населения растет доверие к этому органу исполнительной власти. Начальник отметил, что совместная работа с населением – это не только феномен, но и большой профессиональный опыт.
Томский ФАС России среди 82-х региональных управлений находится на 20-м месте, а по отдельным направлениям – пресс-служба, реклама, недобросовестная конкуренция, госзакупки – входит в десятку лучших, а по работе с административными нарушениями занимает 8 место!
Ежегодно растет количество возбужденных дел по административным правонарушениям: за пять лет оно увеличилось почти в четыре раза. Наиболее частые в прошлом году административные правонарушения представлены в таблице.
Динамика роста административных нарушений и наложения штрафов за пять лет хорошо видна на диаграмме (рис. 1). С каждым годом управление собирает все больше и больше штрафов (рис. 2). В 2012 году уже возбуждено около 20 дел, сумма штрафов составила 500 тыс. рублей. Есть два дела по естественным монополиям, которые не закончены.
Успеху в работе способствует сотрудничество с прокуратурой, Роспотребнадзором и другими контролирующими органами и структурами. Одна из основных задач остается работа с судами, за последние годы они тоже получили определенный опыт. Так, в 2011 году из 72 обжалованных актов судом отменены только 13.
В УФАС ведется Реестр недобросовестных поставщиков. Количество обращений также ежегодно растет: если в 2007 году было всего 12, то в 2011 году – 73 таких обращения, из которых 21 было включено в реестр. Традиционно причиной отказа о включении в реестр недобросовестных поставщиков стало в большинстве случаев отсутствие доказательной базы по фактам и их документальное обоснование. Оказалось, что трудно вычислить, в какой сфере больше нарушений, они есть везде, но традиционно лидером остается сфера ЖКХ. В прошлом среди нарушителей значились университеты, Кардиоцентр, Военно-медицинский факультет.
Владимир Шевченко отметил, что реформы в сфере закупок продолжаются, но закон о госзакупках 94-ФЗ «жив и будет жить». В течение шести лет в него было внесено 19 поправок. С 2011 года действует федеральный закон по естественным монополиям и госкорпорациям. В настоящее время заканчивается разработка нового документа – «О федеральной контрактной системе» (ФКС), который будет готов к лету. Законов достаточно, но не хватает инструментария, механизма их грамотной реализации.
В прошлом году при прокуроре Томской области создан Координационный совет по государственным и муниципальным закупкам, прошло два заседания. Результатом его работы должна стать выработка методических рекомендаций для муниципалитетов, чтобы они меньше нарушали 94-й федеральный закон. При Томском УФАС России работает Экспертный совет по рекламе. Владимир Шевченко считает, что в скором будущем обязательно появятся общественные институты, которые будут осуществлять народный контроль. Количество заявлений от населения тоже будет расти, а значит, и увеличится объем работы в Томском УФАС.
Томичи толерантны к нарушениям в рекламе
Елена Фоминых, начальник отдела по рекламе, отметила, что в 2011 год число выявляемых нарушений закона «О рекламе» продолжало расти. Всего возбужденно и рассмотрено 116 дел. Из всех нарушений только три дела были в отношении органов власти по фактам принятия ненормативных актов, противоречащих рекламному законодательству, а остальные – в отношении представителей бизнеса – рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. Закон «О рекламе» принят в 2006 году, но до сих пор в бизнесе сохраняется правовая неграмотность и нежелание следовать букве закона. Главный принцип поведения: «Я не знаю и не хочу знать!»
Из поступивших в 2011 году 84-х заявлений, по 49 возбуждены дела (58%).Специалист посетовала, что в Томской области меньше заявлений, чем в других регионах. Томичи более толерантны к нарушениям и мало реагируют на недобросовестную рекламу. Например, всего по одному делу было возбуждено по «оскорбительной» и «скрытой» рекламе, потому что ее очень трудно идентифицировать и доказать можно только по заявлению потребителя.
В 116 делах выявлено 162 факта нарушений, так как 46 дел возбуждено по нескольким признакам нарушения норм закона о рекламе. Лидерами прошлого года стали недобросовестная реклама – 32 дела, реклама пива – 25 дел, реклама медицинских услуг – 27 дел, реклама в печатных СМИ – 19 дел (прежде всего в Томской области).
Более подробно специалист ФАС остановилась на нарушениях по рекламе, имеющей сходство с дорожными знаками или иным образом угрожающей безопасности движения транспорта. Возбуждено 12 дел, в основе которых факты нарушения ГОСТа: четыре дела – по растяжкам, два дела – о рекламе размещенной в непосредственной близости от дорожного полотна, два – на опоре знака дорожного движения, еще четыре – схожей со знаком дорожного движения. Комиссия УФАС делала выводы о признании рекламы ненадлежащей только на основании заключения ГИБДД. Пять дел возбуждены по основаниям, поступившим из прокуратуры, остальные – по собственной инициативе. В результате выдано девять предписаний и четыре штрафа на сумму 304 тыс. рублей (ИП – 4 тыс. рублей и по 100 тыс. рублей с юридических лиц).
Среди ненадлежащей рекламы медицинских услуг восемь дел возбуждено по причине отсутствия лицензии. Потребитель идет за доктором, доверяет ему свое здоровье. При обращении в медучреждение необходимо проверять лицензию на данный вид услуги. Требуется особая бдительность! Часто недобросовестная конкуренция (при отсутствии лицензии) оттягивает на себя клиентов. Рекламораспространитель тоже обязательно должен проверять лицензию. Здесь штраф предусмотрен до 150 тыс. рублей.
Среди запрещенных к рекламе товаров в 2011 г. было два случая по интимным услугам. В 2011 г. был прикрыт сайт в Интернете, два субъекта (печатных издания) получили штраф по 40 тыс. рублей. Специалисты ФАС активно сотрудничают с коллегами из полиции.
Статистика о нарушениях по рекламе ведется с 2007 года. За этот период в три раза выросло количество выданных предписаний, в последние годы их ежегодно более 100. Елена Петровна считает, что рост числа выявленных нарушений произошел благодаря сложившемуся профессиональному коллективу специалистов управления, занимающихся контролем за соблюдением рекламного законодательства, росту числа заявлений о нарушениях закона о рекламе и повышению уровня правовой грамотности заявителей.
Автор: Ия Владимирова