Решение и предписание по делу № 02-10/78-10, возбуждённому в отношении ООО "Копыловское ЖКХ"

Дата публикации: 15 июня 2010, 07:00

 

Р Е Ш Е Н И Е 
 
                                                                                                                            г. Томск
 
Резолютивная часть решения оглашена 9 июня 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 15 июня 2010 г.
 
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
 председатель Комиссии — Бутенко И.В., заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля монополистической деятельности,
члены Комиссии: Белова М.Н., специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, Блинов К.В., специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности,                        
рассмотрев дело № 02-10/78-10 по признакам нарушения ООО «Копыловское ЖКХ», <...> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),
 
 УСТАНОВИЛА:
 
В Управление федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление (вх. № 1926 от 14.04.2010 г.), в котором говорится о в котором говорится о необоснованности включения строки «подогрев ГВС» в счета-квитанции по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
К указанному заявлению были приложены копии счетов-квитанций за ЖКУ(март 2010 г.) <...>, в которым исполнителем коммунальных услуг является ООО «Копыловское ЖКХ».
В счетах-квитанциях указана услуга: подогрев ГВС.
Изучив представленные для рассмотрения дела документы и информацию, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.07.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положением хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области был проведен анализ рынка снабжения тепловой энергией в горячей воде в географических границах Копыловского сельского поселения, который показал, что ООО «Копыловское ЖКХ» на указанном рынке занимает доминирующее положение.
ООО «Копыловское ЖКХ», предъявляя к оплате услуги, не предусмотренные действующим законодательством, нарушает антимонопольное законодательство, а именно часть 1 статьи 10 Федерального Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которая запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта и (или) интересы других лиц, либо они вынуждены вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
В данном случае, ущемление интересов потребителей заключается в том, что они не получают необходимую и достоверную информацию о предъявляемых услугах, о ежемесячной фактической величине потребляемой услуги.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса РФ, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за указанные коммунальные услуги, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти соответствующего субъекта российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 № 307 (далее - Правила), под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно п. 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации обязаны предоставлять потребителям коммунальные услуги, тарифы по которым установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулирование тарифов на горячее водоснабжение осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно ст. 9 указанного закона организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности (п. 2), которая согласовывается с органом регулирования и последним устанавливаются соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса. (п. 7)
В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, законом закреплено право органа регулирования произвести расчет тарифов самостоятельно (п. 5).
      Кроме того, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия (п. 8 ст. 9).
   Таким образом, предоставляя коммунальный ресурс — горячая вода, ООО «Копыловское ЖКХ», по информации Томского УФАС, как в 2009, так и в 2010 гг. за установлением тарифа на горячее водоснабжение в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не обращался.
В соответствии пунктам 2,3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, пунктам 3,7,19 и подпункту 1 пункта 1 приложения № 2 и Правил от 23.05.2006 № 307 для определения размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг, под которыми понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме.
На территории Копыловского сельского поселения решением Совета Копыловского сельского поселения № 13.2 от 29.12.2008 г. установлены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг на 2009-2011 г., согласно которого норматив на горячее водоснабжение в месяц установлен в размере 0,121 Гкал на человека.
    Однако, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в пп. «а» пункта 7 определяют, что при выборе единицы измерения используются следующие показатели в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения - куб. метр на 1 человека.
Таким образом, выставление ООО «Копыловское ЖКХ», являющегося хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке тепловой энергии в горячей воде, в адрес потребителей такой коммунальной услуги, как «подогрев ГВС», не предусмотренной действующим законодательством, тариф на которую в порядке, предусмотренном законом, не установлен, свидетельствует об ущемлении интересов потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В связи с тем, что по состоянию на 09.06.2010 г. ООО «Копыловское ЖКХ» продолжает выставлять населению Копыловского сельского поселения счета к оплате за жилищно-коммунальные услуги, включающих в себя не предусмотренную действующим законодательством РФ коммунальную услугу «подогрев ГВС», основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
Р Е Ш И Л А:
 
    1. Признать факт нарушения в рассматриваемых комиссией действиях ООО «Копыловское ЖКХ» части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «Копыловское ЖКХ» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства РФ, а именно: ООО «Копыловское ЖКХ» необходимо исключить из квитанций за жилищно - коммунальные услуги, предъявляемые к оплате потребителям — населению Копыловского сельского поселения строку «подогрев ГВС», выставляя при этом коммунальную услугу горячая вода в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от от 23.05.2006 г. № 307.
3. Передать материалы дела № 02-10/78-10 специалисту Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
 
 
Председатель Комиссии                                                                                   И.В. Бутенко
 
Члены Комиссии                                                                                                М.Н. Белова
                    
                    К.В. Блинов
                                                                                                                                      
 
 
 
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 ПРЕДПИСАНИЕ
 
15.06.2010 г.                                                                                                                 г. Томск
 
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
     председатель Комиссии - Бутенко И.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля монополистической деятельности, члены Комиссии - Белова М.Н. – специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, Блинов К.В. – специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 15.06.2010 г. по делу № 02-10/78-10 о нарушении ООО «Копыловское ЖКХ» части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»,
 
 ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
ООО «Копыловское ЖКХ» в срок до 01.08.2010 г. прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в выставлении счетов за услугу «подогрев ГВС» населению Копыловского сельского поселения, не предусмотренную действующим законодательством РФ, а именно: исключить из квитанций за жилищно - коммунальные услуги, предъявляемые к оплате потребителям — населению Копыловского сельского поселения строку «подогрев ГВС», выставляя при этом коммунальную услугу горячая вода в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от от 23.05.2006 г. № 307.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Томское УФАС не позднее пяти дней со дня его выполнения.
 
Председатель Комиссии                                                                                    И.В. Бутенко
 
Члены Комиссии                                                                                                 М.Н. Белова
                    
                     К.В. Блинов
 
 
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 
stdClass Object ( [vid] => 5855 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание по делу № 02-10/78-10, возбуждённому в отношении ООО "Копыловское ЖКХ" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5855 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320757250 [changed] => 1368705060 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705060 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Р Е Ш Е Н И Е 
 
                                                                                                                            г. Томск
 
Резолютивная часть решения оглашена 9 июня 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 15 июня 2010 г.
 
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
 председатель Комиссии — Бутенко И.В., заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля монополистической деятельности,
члены Комиссии: Белова М.Н., специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, Блинов К.В., специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности,                        
рассмотрев дело № 02-10/78-10 по признакам нарушения ООО «Копыловское ЖКХ», <...> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),
 
 УСТАНОВИЛА:
 
В Управление федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление (вх. № 1926 от 14.04.2010 г.), в котором говорится о в котором говорится о необоснованности включения строки «подогрев ГВС» в счета-квитанции по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
К указанному заявлению были приложены копии счетов-квитанций за ЖКУ(март 2010 г.) <...>, в которым исполнителем коммунальных услуг является ООО «Копыловское ЖКХ».
В счетах-квитанциях указана услуга: подогрев ГВС.
Изучив представленные для рассмотрения дела документы и информацию, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.07.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положением хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области был проведен анализ рынка снабжения тепловой энергией в горячей воде в географических границах Копыловского сельского поселения, который показал, что ООО «Копыловское ЖКХ» на указанном рынке занимает доминирующее положение.
ООО «Копыловское ЖКХ», предъявляя к оплате услуги, не предусмотренные действующим законодательством, нарушает антимонопольное законодательство, а именно часть 1 статьи 10 Федерального Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которая запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта и (или) интересы других лиц, либо они вынуждены вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
В данном случае, ущемление интересов потребителей заключается в том, что они не получают необходимую и достоверную информацию о предъявляемых услугах, о ежемесячной фактической величине потребляемой услуги.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса РФ, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за указанные коммунальные услуги, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти соответствующего субъекта российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 № 307 (далее - Правила), под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно п. 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации обязаны предоставлять потребителям коммунальные услуги, тарифы по которым установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулирование тарифов на горячее водоснабжение осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно ст. 9 указанного закона организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности (п. 2), которая согласовывается с органом регулирования и последним устанавливаются соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса. (п. 7)
В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, законом закреплено право органа регулирования произвести расчет тарифов самостоятельно (п. 5).
      Кроме того, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия (п. 8 ст. 9).
   Таким образом, предоставляя коммунальный ресурс — горячая вода, ООО «Копыловское ЖКХ», по информации Томского УФАС, как в 2009, так и в 2010 гг. за установлением тарифа на горячее водоснабжение в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не обращался.
В соответствии пунктам 2,3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, пунктам 3,7,19 и подпункту 1 пункта 1 приложения № 2 и Правил от 23.05.2006 № 307 для определения размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг, под которыми понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме.
На территории Копыловского сельского поселения решением Совета Копыловского сельского поселения № 13.2 от 29.12.2008 г. установлены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг на 2009-2011 г., согласно которого норматив на горячее водоснабжение в месяц установлен в размере 0,121 Гкал на человека.
    Однако, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в пп. «а» пункта 7 определяют, что при выборе единицы измерения используются следующие показатели в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения - куб. метр на 1 человека.
Таким образом, выставление ООО «Копыловское ЖКХ», являющегося хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке тепловой энергии в горячей воде, в адрес потребителей такой коммунальной услуги, как «подогрев ГВС», не предусмотренной действующим законодательством, тариф на которую в порядке, предусмотренном законом, не установлен, свидетельствует об ущемлении интересов потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В связи с тем, что по состоянию на 09.06.2010 г. ООО «Копыловское ЖКХ» продолжает выставлять населению Копыловского сельского поселения счета к оплате за жилищно-коммунальные услуги, включающих в себя не предусмотренную действующим законодательством РФ коммунальную услугу «подогрев ГВС», основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
Р Е Ш И Л А:
 
    1. Признать факт нарушения в рассматриваемых комиссией действиях ООО «Копыловское ЖКХ» части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «Копыловское ЖКХ» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства РФ, а именно: ООО «Копыловское ЖКХ» необходимо исключить из квитанций за жилищно - коммунальные услуги, предъявляемые к оплате потребителям — населению Копыловского сельского поселения строку «подогрев ГВС», выставляя при этом коммунальную услугу горячая вода в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от от 23.05.2006 г. № 307.
3. Передать материалы дела № 02-10/78-10 специалисту Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
 
 
Председатель Комиссии                                                                                   И.В. Бутенко
 
Члены Комиссии                                                                                                М.Н. Белова
                    
                    К.В. Блинов
                                                                                                                                      
 
 
 
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 ПРЕДПИСАНИЕ
 
15.06.2010 г.                                                                                                                 г. Томск
 
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
     председатель Комиссии - Бутенко И.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля монополистической деятельности, члены Комиссии - Белова М.Н. – специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, Блинов К.В. – специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 15.06.2010 г. по делу № 02-10/78-10 о нарушении ООО «Копыловское ЖКХ» части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»,
 
 ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
ООО «Копыловское ЖКХ» в срок до 01.08.2010 г. прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в выставлении счетов за услугу «подогрев ГВС» населению Копыловского сельского поселения, не предусмотренную действующим законодательством РФ, а именно: исключить из квитанций за жилищно - коммунальные услуги, предъявляемые к оплате потребителям — населению Копыловского сельского поселения строку «подогрев ГВС», выставляя при этом коммунальную услугу горячая вода в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от от 23.05.2006 г. № 307.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Томское УФАС не позднее пяти дней со дня его выполнения.
 
Председатель Комиссии                                                                                    И.В. Бутенко
 
Члены Комиссии                                                                                                 М.Н. Белова
                    
                     К.В. Блинов
 
 
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Р Е Ш Е Н И Е 
 
                                                                                                                            г. Томск
 
Резолютивная часть решения оглашена 9 июня 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 15 июня 2010 г.
 
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
 председатель Комиссии — Бутенко И.В., заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля монополистической деятельности,
члены Комиссии: Белова М.Н., специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, Блинов К.В., специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности,                        
рассмотрев дело № 02-10/78-10 по признакам нарушения ООО «Копыловское ЖКХ», <...> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),
 
 УСТАНОВИЛА:
 
В Управление федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление (вх. № 1926 от 14.04.2010 г.), в котором говорится о в котором говорится о необоснованности включения строки «подогрев ГВС» в счета-квитанции по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
К указанному заявлению были приложены копии счетов-квитанций за ЖКУ(март 2010 г.) <...>, в которым исполнителем коммунальных услуг является ООО «Копыловское ЖКХ».
В счетах-квитанциях указана услуга: подогрев ГВС.
Изучив представленные для рассмотрения дела документы и информацию, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.07.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положением хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области был проведен анализ рынка снабжения тепловой энергией в горячей воде в географических границах Копыловского сельского поселения, который показал, что ООО «Копыловское ЖКХ» на указанном рынке занимает доминирующее положение.
ООО «Копыловское ЖКХ», предъявляя к оплате услуги, не предусмотренные действующим законодательством, нарушает антимонопольное законодательство, а именно часть 1 статьи 10 Федерального Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которая запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта и (или) интересы других лиц, либо они вынуждены вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
В данном случае, ущемление интересов потребителей заключается в том, что они не получают необходимую и достоверную информацию о предъявляемых услугах, о ежемесячной фактической величине потребляемой услуги.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса РФ, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за указанные коммунальные услуги, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти соответствующего субъекта российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 № 307 (далее - Правила), под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно п. 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации обязаны предоставлять потребителям коммунальные услуги, тарифы по которым установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулирование тарифов на горячее водоснабжение осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно ст. 9 указанного закона организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности (п. 2), которая согласовывается с органом регулирования и последним устанавливаются соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса. (п. 7)
В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, законом закреплено право органа регулирования произвести расчет тарифов самостоятельно (п. 5).
      Кроме того, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия (п. 8 ст. 9).
   Таким образом, предоставляя коммунальный ресурс — горячая вода, ООО «Копыловское ЖКХ», по информации Томского УФАС, как в 2009, так и в 2010 гг. за установлением тарифа на горячее водоснабжение в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не обращался.
В соответствии пунктам 2,3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, пунктам 3,7,19 и подпункту 1 пункта 1 приложения № 2 и Правил от 23.05.2006 № 307 для определения размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг, под которыми понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме.
На территории Копыловского сельского поселения решением Совета Копыловского сельского поселения № 13.2 от 29.12.2008 г. установлены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг на 2009-2011 г., согласно которого норматив на горячее водоснабжение в месяц установлен в размере 0,121 Гкал на человека.
    Однако, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в пп. «а» пункта 7 определяют, что при выборе единицы измерения используются следующие показатели в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения - куб. метр на 1 человека.
Таким образом, выставление ООО «Копыловское ЖКХ», являющегося хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке тепловой энергии в горячей воде, в адрес потребителей такой коммунальной услуги, как «подогрев ГВС», не предусмотренной действующим законодательством, тариф на которую в порядке, предусмотренном законом, не установлен, свидетельствует об ущемлении интересов потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В связи с тем, что по состоянию на 09.06.2010 г. ООО «Копыловское ЖКХ» продолжает выставлять населению Копыловского сельского поселения счета к оплате за жилищно-коммунальные услуги, включающих в себя не предусмотренную действующим законодательством РФ коммунальную услугу «подогрев ГВС», основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
Р Е Ш И Л А:
 
    1. Признать факт нарушения в рассматриваемых комиссией действиях ООО «Копыловское ЖКХ» части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «Копыловское ЖКХ» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства РФ, а именно: ООО «Копыловское ЖКХ» необходимо исключить из квитанций за жилищно - коммунальные услуги, предъявляемые к оплате потребителям — населению Копыловского сельского поселения строку «подогрев ГВС», выставляя при этом коммунальную услугу горячая вода в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от от 23.05.2006 г. № 307.
3. Передать материалы дела № 02-10/78-10 специалисту Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
 
 
Председатель Комиссии                                                                                   И.В. Бутенко
 
Члены Комиссии                                                                                                М.Н. Белова
                    
                    К.В. Блинов
                                                                                                                                      
 
 
 
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 ПРЕДПИСАНИЕ
 
15.06.2010 г.                                                                                                                 г. Томск
 
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
     председатель Комиссии - Бутенко И.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля монополистической деятельности, члены Комиссии - Белова М.Н. – специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, Блинов К.В. – специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 15.06.2010 г. по делу № 02-10/78-10 о нарушении ООО «Копыловское ЖКХ» части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»,
 
 ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
ООО «Копыловское ЖКХ» в срок до 01.08.2010 г. прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в выставлении счетов за услугу «подогрев ГВС» населению Копыловского сельского поселения, не предусмотренную действующим законодательством РФ, а именно: исключить из квитанций за жилищно - коммунальные услуги, предъявляемые к оплате потребителям — населению Копыловского сельского поселения строку «подогрев ГВС», выставляя при этом коммунальную услугу горячая вода в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от от 23.05.2006 г. № 307.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Томское УФАС не позднее пяти дней со дня его выполнения.
 
Председатель Комиссии                                                                                    И.В. Бутенко
 
Члены Комиссии                                                                                                 М.Н. Белова
                    
                     К.В. Блинов
 
 
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
Решение и предписание по делу № 02-10/78-10, возбуждённому в отношении ООО "Копыловское ЖКХ"
В Управление федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление (вх. № 1926 от 14.04.2010 г.), в котором говорится о в котором говорится о необоснованности включения строки «подогрев ГВС» в счета-квитанции по оплате за
[format] => full_html [safe_value] =>
Решение и предписание по делу № 02-10/78-10, возбуждённому в отношении ООО "Копыловское ЖКХ"
В Управление федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление (вх. № 1926 от 14.04.2010 г.), в котором говорится о в котором говорится о необоснованности включения строки «подогрев ГВС» в счета-квитанции по оплате за
) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-06-15 00:00:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-06-15 00:00:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320757250 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Томское УФАС России )