Постановление о наложении штрафа по делу № 02-09/229-11 об административном правонарушении

Дата публикации: 29 июня 2011, 17:38

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 02-09/229-11 об административном правонарушении

27 июня 2011 г.                                                                                                                                           г. Томск

Заместитель руководителя Управления ФАС по Томской области Бутенко Игорь Васильевич, рассмотрев протокол и материалы дела № 02-09/229-11 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица муниципального унитарного предприятия г. Томска «Томский энергокомплекс» (634021, г. Томск, ул. Шевченко, 41а) по ст. 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушение требований п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ,

УСТАНОВИЛ:

МУП «Томский энергокомплекс» в январе 2011 года совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.31 КоАП РФ, которое выразилось в следующем. 
Управлением федеральной антимонопольной службы по Томской области было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства РФ № 02-10/55-11 в отношении МУП «Томский энергокомплекс», в ходе рассмотрения которого установлено следующее. 
МУП «Томский энергокомплекс» на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению в географических границах МО «Город Томск» занимает доминирующее положение.
На обороте счета-квитанции за декабрь 2010 г. за услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые гр. Б., проживающей по адресу: г. Томск, пер. Карский, д. 4, кв. 66, справочно указано: «с 01.01.2011 г. начисление за услуги водоснабжения и водоотведения будет производиться по новым тарифам, утвержденным для г. Томска. Так, стоимость кубометра воды в будущем году возрастет на 14,9 %. Рекомендуем нашим абонентам не затягивать с оплатой декабрьских квитанций. Если плата будет внесена позднее 10.01.2011 г., то ваши затраты на этот вид услуг буду выше».
В указанном жилом помещении установлены индивидуальные приборы учета № 00229764, № 00265366, показания которых указаны в счетах-квитанциях.
Оплата за декабрь 2010 г. за услуги, оказываемые МУП «Томский энергокомплекс» произведена в полном объеме 25.01.2011 г., что подтверждается чеком-ордером СБ 8616/0173 № операции 0046. В связи с тем, что оплата была произведена позднее 10.01.2011 г., МУП «Томский энергокомплекс» на основании представленных потребителем объемов потребленных услуг за декабрь 2010 г. произвела расчет за указанный период с применением тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, установленных на 2011 г., таким образом, в счет-квитанции за февраль 2011 г. был выставлен к оплате долг в размере 24,99 рублей. 
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Согласно пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. 
Пунктом 2 статьи 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. 
В данном случае, размер платы должен исчисляться путем умножения количества потребленного коммунального ресурса, определенного по показаниям приборов учета, на тариф, применимый ко времени потребленной коммунальной услуги.
Кроме того, между МУП «Томский энергокомплекс» и ООО «Управа», оказывающим услуги по содержанию и ремонту общего имущества гражданам, проживающим в многоквартирном доме по пер. в г. Томске, заключен договор на водоснабжение и водоотведение № 8-5773 от 29.09.2008 г.. В Приложениях к указанному договору объектом подачи услуг водоснабжения и водоотведения является в том числе многоквартирный дом № 4, расположенный по адресу: г. Томск, пер.Карский. 
Согласно п. 2.1.8. указанного договора МУП «Томский энергокомплекс» обязуется производить начисления, печать счетов-квитанций и платежных документов, производить перерасчеты, на основании подтверждающих документов, осуществлять сбор денежных средств и взыскание задолженности с потребителей за услуги по водоснабжению и водоотведению, разъяснять потребителям порядок начисления за услуги водоснабжению и водоотведению в соответствии с условиями настоящего договора.
Также, право МУП «Томский энергокомплекс» начисления, печати платежных документов и сбора платежей за услуги водоснабжения и водоотведения, закреплено в п. 6.1.2. указанного договора. 
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение порядка ценообразования (пункт 10 закона).
Ценообразование в данном случае представляет собой порядок применения соответствующего тарифа. Применение тарифа МУП «Томский энергокомплекс» для расчета услуги водоснабжения и водоотведения за декабрь месяц 2010 г., предусмотренного для расчета с потребителями, начиная с 2011 года, является ущемлением прав и законных интересов потребителей-населения и нарушением порядка ценообразования.
Таким образом, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области было высенено решение от 29.04.2011 г. о признании МУП «Томский энергокомплекс» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Кроме того, было выдано предписание о прекращении нарушения и об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства РФ, которое исполнено МУП «Томский энергокомплекс» в установленный срок в полном объеме.
По факту обнаруженного правонарушения в отношении юридического лица МУП «Томский энергокомплекс» определением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и проведении административного расследования от 30.05.2011 г. за № БМ/3192 было возбуждено дело об административном правонарушении № 02-09/229-11, а 14.06.2011 г. специалистом-экспертом отдела контроля монополистической деятельности управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области Беловой М.Н. в отношении МУП «Томский энергокомплекс» в отсутствие законного представителя юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.
Ответственность за злоупотребление лицом своим доминирующим положением на товарном рынке предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: «Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации».
При рассмотрении дела об административном правонарушении представитель МУП «Томский энергокомплекс» П., выступающая в качестве защитника, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ, не признала и пояснила, что деяние, предусмотренное пунктом 10 частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» должно быть квалифицировано в соответствии со статьей 14.6 КоАП РФ. 
Это довод отклоняется, поскольку, антимонопольные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, прямо перечисленных в части 1 статьи 23.48 КоАП РФ, и в тех случаях. Когда нарушение порядка ценообразования не связано со злоупотреблением доминирующим положением на рынке. 
Пунктом 1 статьи 23.51 КоАП РФ предусмотрено, что органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6 КоАП РФ. 
Статья 14.31 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение законодательства о защите конкуренции - злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.
Субъект - юридическое лицо, виновное в совершении запрещенных законом действий (бездействия). 
Объект правонарушения - установленный нормативно-правовыми актами порядок общественных отношений, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Объективная сторона выражена действиями, запрещенными ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Одним из запрещенных действий является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. При этом следует разграничивать состав правонарушения по ст. 14.31 и ст. 14.6 КоАП РФ (нарушение порядка ценообразования), так как по ст. 14.31 КоАП РФ ответственность несет только хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке.
Кроме того, в письменных пояснениях по делу № 02-09/229-11 указано, что совершенное МУП «Томский энергокомплекс» правонарушение является малозначительным, т.к. излишняя выручка от реализации товара не была получена вследствие проведенного МУП «Томский энергокомплекс» в добровольном порядке перерасчета гражданам по всем 3 363 лицевым счетам в размере 182 760,58 рублей, жалобы от граждан в адрес МУП «Томский энергокомплекс» не поступали, следовательно, негативные последствия данного правонарушения отсутствуют, угрозы причинения вреда личности, обществу или государству не были созданы. 
Рассматриваемое правонарушение не может быть квалифицировано как малозначительное. В соответствии с п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 (в редакции от 20.11.2008) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Рассматриваемое административное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. С учетом этого и конкретных обстоятельств дело оно не может быть признано малозначительным.
Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных в данном случае в статье 10 Закона о защите конкуренции последствий. 
Также, представитель МУП «Томский энергокомплекс» пояснила, что административное правонарушение было совершено не умышленно, т.к. начисление платы гражданам за декабрь 2010 г. по тарифам, установленным с января 2011 г. явилось ненадлежащее исполнение обязанностей потребителей по оплате коммунальных услуг, также причина совершенного административного правонарушения заключается в некорректном программном обеспечении МУП «Томский энергокомплекс». 
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В силу части 2 статьи 2.1. КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.
Не может быть принят и довод защитника о том, что выручку необходимо определить на рынке поставки воды гражданам, имеющим приборы учета холодной воды, поскольку, исходя из понятия рынка, данного в ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», такого рынка не существует. 
У МУП «Томский энергокомплекс» имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых статьей 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность: в квитанциях граждан на оплату услуг водоснабжения и водоотведения за декабрь 2010 г. были указаны объемы за указанный месяц, однако на основании представленных потребителями объемов потребленных услуг МУП «Томский энергокомплекс» произвела расчет потребителям, оплатившим за указанный период с применением тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, установленных на 2011 г. В пункте 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 предусмотрено, что в платежном документе должны содержаться в том числе: указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод (пп. «в»), а также объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод (пп. «г»), который: при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа. В п. 50 Правил закреплено право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, - уплаты неустоек (штрафов, пеней) (пп. «а»). 
Изучив материалы дела в совокупности, прихожу к выводу о наличии в действиях юридического лица — муниципального унитарного предприятия г. Томска «Томский энергокомплекс» (ИНН 7017002104, ОГРН 1027000900365, адрес: 634021, г. Томск, ул. Шевченко, 41а), состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ. В соответствии с указанной нормой совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность МУП «Томский энергокомплекс» является факт совершения административного правонарушения впервые, а также то, что оно добровольно прекратило нарушение антимонопольного законодательства. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность МУП «Томский энергокомплекс» по делу не установлено. С учетом изложенного штраф должен быть назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 14.31 КоАП РФ.
Санкция статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг). 
Поскольку правонарушение совершено на рынке услуг водоснабжения и водоотведения, оказанных гражданам, то за основу при расчете размера штрафа взята выручка МУП «Томский энергокомплекс» непосредственно на данном товарном рынке.
При этом размер выручки определяется в соответствии со ст.ст. 248 – 249, 271 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ размер штрафа определяется в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Согласно ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.
Информация о выручке МУП «Томский энергокомплекс» получена из справки (исх. № 03-1887 от 08.06.2011 г.). 
Выручка нарушителя на соответствующем рынке составила 801 704 186,60 руб. без НДС. Совокупный размер выручки составил 1 320 138 380, 24 руб. без НДС.
Размер штрафа составит 8 017 041, 86 руб.
Руководствуясь статьей 14.31, статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо —муниципального унитарного предприятия г. Томска «Томский энергокомплекс» (ИНН 7017002104, ОГРН 1027000900365, адрес: 634021, г. Томск, ул. Шевченко, 41а), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и применить к нему административное наказание в виде штрафа в сумме 8 017 041 руб. 86 коп. (Восемь миллионов семнадцать тысяч сорок один руб. 86 копеек).

Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:
Сумма штрафа зачисляется в бюджет бюджетной системы РФ по следующим реквизитам:
р/с 40101810900000010007
БИК 046902001
Банк получатель: ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области г. Томск
Получатель: УФК по Томской области (Томское УФАС России).
КБК 161 1 16 02010 01 0000 140
ОКАТО 69401000000
Назначение платежа: оплата штрафа за нарушение антимонопольного законодательства согласно определения по делу № 02-09/229-11 от 27.06.2011 г.
В поле получатель указывается : ИНН 7019027633 / КПП 70701001 Томского УФАС России
Сведения об уплате суммы штрафа представить в УФАС по Томской области, в трехдневный срок после уплаты.

Согласно п. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.
Согласно п.4 ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет в орган, должностному лицу, вынесшим постановление.
Согласно п.5 ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25.
В соответствии со ст.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление вступает в законную силу по истечении срока, установленного для обжалования.

Заместитель Руководителя управления И.В. Бутенко

 

Копия постановления получена «_____»________________2011 г.
________________________
 

stdClass Object ( [vid] => 6397 [uid] => 1 [title] => Постановление о наложении штрафа по делу № 02-09/229-11 об административном правонарушении [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6397 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320757250 [changed] => 1368705060 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705060 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 02-09/229-11 об административном правонарушении

27 июня 2011 г.                                                                                                                                           г. Томск

Заместитель руководителя Управления ФАС по Томской области Бутенко Игорь Васильевич, рассмотрев протокол и материалы дела № 02-09/229-11 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица муниципального унитарного предприятия г. Томска «Томский энергокомплекс» (634021, г. Томск, ул. Шевченко, 41а) по ст. 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушение требований п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ,

УСТАНОВИЛ:

МУП «Томский энергокомплекс» в январе 2011 года совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.31 КоАП РФ, которое выразилось в следующем. 
Управлением федеральной антимонопольной службы по Томской области было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства РФ № 02-10/55-11 в отношении МУП «Томский энергокомплекс», в ходе рассмотрения которого установлено следующее. 
МУП «Томский энергокомплекс» на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению в географических границах МО «Город Томск» занимает доминирующее положение.
На обороте счета-квитанции за декабрь 2010 г. за услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые гр. Б., проживающей по адресу: г. Томск, пер. Карский, д. 4, кв. 66, справочно указано: «с 01.01.2011 г. начисление за услуги водоснабжения и водоотведения будет производиться по новым тарифам, утвержденным для г. Томска. Так, стоимость кубометра воды в будущем году возрастет на 14,9 %. Рекомендуем нашим абонентам не затягивать с оплатой декабрьских квитанций. Если плата будет внесена позднее 10.01.2011 г., то ваши затраты на этот вид услуг буду выше».
В указанном жилом помещении установлены индивидуальные приборы учета № 00229764, № 00265366, показания которых указаны в счетах-квитанциях.
Оплата за декабрь 2010 г. за услуги, оказываемые МУП «Томский энергокомплекс» произведена в полном объеме 25.01.2011 г., что подтверждается чеком-ордером СБ 8616/0173 № операции 0046. В связи с тем, что оплата была произведена позднее 10.01.2011 г., МУП «Томский энергокомплекс» на основании представленных потребителем объемов потребленных услуг за декабрь 2010 г. произвела расчет за указанный период с применением тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, установленных на 2011 г., таким образом, в счет-квитанции за февраль 2011 г. был выставлен к оплате долг в размере 24,99 рублей. 
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Согласно пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. 
Пунктом 2 статьи 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. 
В данном случае, размер платы должен исчисляться путем умножения количества потребленного коммунального ресурса, определенного по показаниям приборов учета, на тариф, применимый ко времени потребленной коммунальной услуги.
Кроме того, между МУП «Томский энергокомплекс» и ООО «Управа», оказывающим услуги по содержанию и ремонту общего имущества гражданам, проживающим в многоквартирном доме по пер. в г. Томске, заключен договор на водоснабжение и водоотведение № 8-5773 от 29.09.2008 г.. В Приложениях к указанному договору объектом подачи услуг водоснабжения и водоотведения является в том числе многоквартирный дом № 4, расположенный по адресу: г. Томск, пер.Карский. 
Согласно п. 2.1.8. указанного договора МУП «Томский энергокомплекс» обязуется производить начисления, печать счетов-квитанций и платежных документов, производить перерасчеты, на основании подтверждающих документов, осуществлять сбор денежных средств и взыскание задолженности с потребителей за услуги по водоснабжению и водоотведению, разъяснять потребителям порядок начисления за услуги водоснабжению и водоотведению в соответствии с условиями настоящего договора.
Также, право МУП «Томский энергокомплекс» начисления, печати платежных документов и сбора платежей за услуги водоснабжения и водоотведения, закреплено в п. 6.1.2. указанного договора. 
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение порядка ценообразования (пункт 10 закона).
Ценообразование в данном случае представляет собой порядок применения соответствующего тарифа. Применение тарифа МУП «Томский энергокомплекс» для расчета услуги водоснабжения и водоотведения за декабрь месяц 2010 г., предусмотренного для расчета с потребителями, начиная с 2011 года, является ущемлением прав и законных интересов потребителей-населения и нарушением порядка ценообразования.
Таким образом, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области было высенено решение от 29.04.2011 г. о признании МУП «Томский энергокомплекс» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Кроме того, было выдано предписание о прекращении нарушения и об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства РФ, которое исполнено МУП «Томский энергокомплекс» в установленный срок в полном объеме.
По факту обнаруженного правонарушения в отношении юридического лица МУП «Томский энергокомплекс» определением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и проведении административного расследования от 30.05.2011 г. за № БМ/3192 было возбуждено дело об административном правонарушении № 02-09/229-11, а 14.06.2011 г. специалистом-экспертом отдела контроля монополистической деятельности управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области Беловой М.Н. в отношении МУП «Томский энергокомплекс» в отсутствие законного представителя юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.
Ответственность за злоупотребление лицом своим доминирующим положением на товарном рынке предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: «Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации».
При рассмотрении дела об административном правонарушении представитель МУП «Томский энергокомплекс» П., выступающая в качестве защитника, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ, не признала и пояснила, что деяние, предусмотренное пунктом 10 частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» должно быть квалифицировано в соответствии со статьей 14.6 КоАП РФ. 
Это довод отклоняется, поскольку, антимонопольные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, прямо перечисленных в части 1 статьи 23.48 КоАП РФ, и в тех случаях. Когда нарушение порядка ценообразования не связано со злоупотреблением доминирующим положением на рынке. 
Пунктом 1 статьи 23.51 КоАП РФ предусмотрено, что органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6 КоАП РФ. 
Статья 14.31 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение законодательства о защите конкуренции - злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.
Субъект - юридическое лицо, виновное в совершении запрещенных законом действий (бездействия). 
Объект правонарушения - установленный нормативно-правовыми актами порядок общественных отношений, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Объективная сторона выражена действиями, запрещенными ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Одним из запрещенных действий является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. При этом следует разграничивать состав правонарушения по ст. 14.31 и ст. 14.6 КоАП РФ (нарушение порядка ценообразования), так как по ст. 14.31 КоАП РФ ответственность несет только хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке.
Кроме того, в письменных пояснениях по делу № 02-09/229-11 указано, что совершенное МУП «Томский энергокомплекс» правонарушение является малозначительным, т.к. излишняя выручка от реализации товара не была получена вследствие проведенного МУП «Томский энергокомплекс» в добровольном порядке перерасчета гражданам по всем 3 363 лицевым счетам в размере 182 760,58 рублей, жалобы от граждан в адрес МУП «Томский энергокомплекс» не поступали, следовательно, негативные последствия данного правонарушения отсутствуют, угрозы причинения вреда личности, обществу или государству не были созданы. 
Рассматриваемое правонарушение не может быть квалифицировано как малозначительное. В соответствии с п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 (в редакции от 20.11.2008) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Рассматриваемое административное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. С учетом этого и конкретных обстоятельств дело оно не может быть признано малозначительным.
Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных в данном случае в статье 10 Закона о защите конкуренции последствий. 
Также, представитель МУП «Томский энергокомплекс» пояснила, что административное правонарушение было совершено не умышленно, т.к. начисление платы гражданам за декабрь 2010 г. по тарифам, установленным с января 2011 г. явилось ненадлежащее исполнение обязанностей потребителей по оплате коммунальных услуг, также причина совершенного административного правонарушения заключается в некорректном программном обеспечении МУП «Томский энергокомплекс». 
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В силу части 2 статьи 2.1. КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.
Не может быть принят и довод защитника о том, что выручку необходимо определить на рынке поставки воды гражданам, имеющим приборы учета холодной воды, поскольку, исходя из понятия рынка, данного в ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», такого рынка не существует. 
У МУП «Томский энергокомплекс» имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых статьей 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность: в квитанциях граждан на оплату услуг водоснабжения и водоотведения за декабрь 2010 г. были указаны объемы за указанный месяц, однако на основании представленных потребителями объемов потребленных услуг МУП «Томский энергокомплекс» произвела расчет потребителям, оплатившим за указанный период с применением тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, установленных на 2011 г. В пункте 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 предусмотрено, что в платежном документе должны содержаться в том числе: указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод (пп. «в»), а также объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод (пп. «г»), который: при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа. В п. 50 Правил закреплено право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, - уплаты неустоек (штрафов, пеней) (пп. «а»). 
Изучив материалы дела в совокупности, прихожу к выводу о наличии в действиях юридического лица — муниципального унитарного предприятия г. Томска «Томский энергокомплекс» (ИНН 7017002104, ОГРН 1027000900365, адрес: 634021, г. Томск, ул. Шевченко, 41а), состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ. В соответствии с указанной нормой совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность МУП «Томский энергокомплекс» является факт совершения административного правонарушения впервые, а также то, что оно добровольно прекратило нарушение антимонопольного законодательства. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность МУП «Томский энергокомплекс» по делу не установлено. С учетом изложенного штраф должен быть назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 14.31 КоАП РФ.
Санкция статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг). 
Поскольку правонарушение совершено на рынке услуг водоснабжения и водоотведения, оказанных гражданам, то за основу при расчете размера штрафа взята выручка МУП «Томский энергокомплекс» непосредственно на данном товарном рынке.
При этом размер выручки определяется в соответствии со ст.ст. 248 – 249, 271 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ размер штрафа определяется в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Согласно ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.
Информация о выручке МУП «Томский энергокомплекс» получена из справки (исх. № 03-1887 от 08.06.2011 г.). 
Выручка нарушителя на соответствующем рынке составила 801 704 186,60 руб. без НДС. Совокупный размер выручки составил 1 320 138 380, 24 руб. без НДС.
Размер штрафа составит 8 017 041, 86 руб.
Руководствуясь статьей 14.31, статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо —муниципального унитарного предприятия г. Томска «Томский энергокомплекс» (ИНН 7017002104, ОГРН 1027000900365, адрес: 634021, г. Томск, ул. Шевченко, 41а), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и применить к нему административное наказание в виде штрафа в сумме 8 017 041 руб. 86 коп. (Восемь миллионов семнадцать тысяч сорок один руб. 86 копеек).

Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:
Сумма штрафа зачисляется в бюджет бюджетной системы РФ по следующим реквизитам:
р/с 40101810900000010007
БИК 046902001
Банк получатель: ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области г. Томск
Получатель: УФК по Томской области (Томское УФАС России).
КБК 161 1 16 02010 01 0000 140
ОКАТО 69401000000
Назначение платежа: оплата штрафа за нарушение антимонопольного законодательства согласно определения по делу № 02-09/229-11 от 27.06.2011 г.
В поле получатель указывается : ИНН 7019027633 / КПП 70701001 Томского УФАС России
Сведения об уплате суммы штрафа представить в УФАС по Томской области, в трехдневный срок после уплаты.

Согласно п. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.
Согласно п.4 ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет в орган, должностному лицу, вынесшим постановление.
Согласно п.5 ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25.
В соответствии со ст.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление вступает в законную силу по истечении срока, установленного для обжалования.

Заместитель Руководителя управления И.В. Бутенко

 

Копия постановления получена «_____»________________2011 г.
________________________
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 02-09/229-11 об административном правонарушении

27 июня 2011 г.                                                                                                                                           г. Томск

Заместитель руководителя Управления ФАС по Томской области Бутенко Игорь Васильевич, рассмотрев протокол и материалы дела № 02-09/229-11 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица муниципального унитарного предприятия г. Томска «Томский энергокомплекс» (634021, г. Томск, ул. Шевченко, 41а) по ст. 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушение требований п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ,

УСТАНОВИЛ:

МУП «Томский энергокомплекс» в январе 2011 года совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.31 КоАП РФ, которое выразилось в следующем. 
Управлением федеральной антимонопольной службы по Томской области было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства РФ № 02-10/55-11 в отношении МУП «Томский энергокомплекс», в ходе рассмотрения которого установлено следующее. 
МУП «Томский энергокомплекс» на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению в географических границах МО «Город Томск» занимает доминирующее положение.
На обороте счета-квитанции за декабрь 2010 г. за услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые гр. Б., проживающей по адресу: г. Томск, пер. Карский, д. 4, кв. 66, справочно указано: «с 01.01.2011 г. начисление за услуги водоснабжения и водоотведения будет производиться по новым тарифам, утвержденным для г. Томска. Так, стоимость кубометра воды в будущем году возрастет на 14,9 %. Рекомендуем нашим абонентам не затягивать с оплатой декабрьских квитанций. Если плата будет внесена позднее 10.01.2011 г., то ваши затраты на этот вид услуг буду выше».
В указанном жилом помещении установлены индивидуальные приборы учета № 00229764, № 00265366, показания которых указаны в счетах-квитанциях.
Оплата за декабрь 2010 г. за услуги, оказываемые МУП «Томский энергокомплекс» произведена в полном объеме 25.01.2011 г., что подтверждается чеком-ордером СБ 8616/0173 № операции 0046. В связи с тем, что оплата была произведена позднее 10.01.2011 г., МУП «Томский энергокомплекс» на основании представленных потребителем объемов потребленных услуг за декабрь 2010 г. произвела расчет за указанный период с применением тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, установленных на 2011 г., таким образом, в счет-квитанции за февраль 2011 г. был выставлен к оплате долг в размере 24,99 рублей. 
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Согласно пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. 
Пунктом 2 статьи 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. 
В данном случае, размер платы должен исчисляться путем умножения количества потребленного коммунального ресурса, определенного по показаниям приборов учета, на тариф, применимый ко времени потребленной коммунальной услуги.
Кроме того, между МУП «Томский энергокомплекс» и ООО «Управа», оказывающим услуги по содержанию и ремонту общего имущества гражданам, проживающим в многоквартирном доме по пер. в г. Томске, заключен договор на водоснабжение и водоотведение № 8-5773 от 29.09.2008 г.. В Приложениях к указанному договору объектом подачи услуг водоснабжения и водоотведения является в том числе многоквартирный дом № 4, расположенный по адресу: г. Томск, пер.Карский. 
Согласно п. 2.1.8. указанного договора МУП «Томский энергокомплекс» обязуется производить начисления, печать счетов-квитанций и платежных документов, производить перерасчеты, на основании подтверждающих документов, осуществлять сбор денежных средств и взыскание задолженности с потребителей за услуги по водоснабжению и водоотведению, разъяснять потребителям порядок начисления за услуги водоснабжению и водоотведению в соответствии с условиями настоящего договора.
Также, право МУП «Томский энергокомплекс» начисления, печати платежных документов и сбора платежей за услуги водоснабжения и водоотведения, закреплено в п. 6.1.2. указанного договора. 
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение порядка ценообразования (пункт 10 закона).
Ценообразование в данном случае представляет собой порядок применения соответствующего тарифа. Применение тарифа МУП «Томский энергокомплекс» для расчета услуги водоснабжения и водоотведения за декабрь месяц 2010 г., предусмотренного для расчета с потребителями, начиная с 2011 года, является ущемлением прав и законных интересов потребителей-населения и нарушением порядка ценообразования.
Таким образом, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области было высенено решение от 29.04.2011 г. о признании МУП «Томский энергокомплекс» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Кроме того, было выдано предписание о прекращении нарушения и об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства РФ, которое исполнено МУП «Томский энергокомплекс» в установленный срок в полном объеме.
По факту обнаруженного правонарушения в отношении юридического лица МУП «Томский энергокомплекс» определением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и проведении административного расследования от 30.05.2011 г. за № БМ/3192 было возбуждено дело об административном правонарушении № 02-09/229-11, а 14.06.2011 г. специалистом-экспертом отдела контроля монополистической деятельности управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области Беловой М.Н. в отношении МУП «Томский энергокомплекс» в отсутствие законного представителя юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.
Ответственность за злоупотребление лицом своим доминирующим положением на товарном рынке предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: «Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации».
При рассмотрении дела об административном правонарушении представитель МУП «Томский энергокомплекс» П., выступающая в качестве защитника, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ, не признала и пояснила, что деяние, предусмотренное пунктом 10 частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» должно быть квалифицировано в соответствии со статьей 14.6 КоАП РФ. 
Это довод отклоняется, поскольку, антимонопольные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, прямо перечисленных в части 1 статьи 23.48 КоАП РФ, и в тех случаях. Когда нарушение порядка ценообразования не связано со злоупотреблением доминирующим положением на рынке. 
Пунктом 1 статьи 23.51 КоАП РФ предусмотрено, что органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6 КоАП РФ. 
Статья 14.31 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение законодательства о защите конкуренции - злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.
Субъект - юридическое лицо, виновное в совершении запрещенных законом действий (бездействия). 
Объект правонарушения - установленный нормативно-правовыми актами порядок общественных отношений, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Объективная сторона выражена действиями, запрещенными ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Одним из запрещенных действий является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. При этом следует разграничивать состав правонарушения по ст. 14.31 и ст. 14.6 КоАП РФ (нарушение порядка ценообразования), так как по ст. 14.31 КоАП РФ ответственность несет только хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке.
Кроме того, в письменных пояснениях по делу № 02-09/229-11 указано, что совершенное МУП «Томский энергокомплекс» правонарушение является малозначительным, т.к. излишняя выручка от реализации товара не была получена вследствие проведенного МУП «Томский энергокомплекс» в добровольном порядке перерасчета гражданам по всем 3 363 лицевым счетам в размере 182 760,58 рублей, жалобы от граждан в адрес МУП «Томский энергокомплекс» не поступали, следовательно, негативные последствия данного правонарушения отсутствуют, угрозы причинения вреда личности, обществу или государству не были созданы. 
Рассматриваемое правонарушение не может быть квалифицировано как малозначительное. В соответствии с п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 (в редакции от 20.11.2008) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Рассматриваемое административное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. С учетом этого и конкретных обстоятельств дело оно не может быть признано малозначительным.
Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных в данном случае в статье 10 Закона о защите конкуренции последствий. 
Также, представитель МУП «Томский энергокомплекс» пояснила, что административное правонарушение было совершено не умышленно, т.к. начисление платы гражданам за декабрь 2010 г. по тарифам, установленным с января 2011 г. явилось ненадлежащее исполнение обязанностей потребителей по оплате коммунальных услуг, также причина совершенного административного правонарушения заключается в некорректном программном обеспечении МУП «Томский энергокомплекс». 
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В силу части 2 статьи 2.1. КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.
Не может быть принят и довод защитника о том, что выручку необходимо определить на рынке поставки воды гражданам, имеющим приборы учета холодной воды, поскольку, исходя из понятия рынка, данного в ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», такого рынка не существует. 
У МУП «Томский энергокомплекс» имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых статьей 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность: в квитанциях граждан на оплату услуг водоснабжения и водоотведения за декабрь 2010 г. были указаны объемы за указанный месяц, однако на основании представленных потребителями объемов потребленных услуг МУП «Томский энергокомплекс» произвела расчет потребителям, оплатившим за указанный период с применением тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, установленных на 2011 г. В пункте 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 предусмотрено, что в платежном документе должны содержаться в том числе: указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод (пп. «в»), а также объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод (пп. «г»), который: при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа. В п. 50 Правил закреплено право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, - уплаты неустоек (штрафов, пеней) (пп. «а»). 
Изучив материалы дела в совокупности, прихожу к выводу о наличии в действиях юридического лица — муниципального унитарного предприятия г. Томска «Томский энергокомплекс» (ИНН 7017002104, ОГРН 1027000900365, адрес: 634021, г. Томск, ул. Шевченко, 41а), состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ. В соответствии с указанной нормой совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность МУП «Томский энергокомплекс» является факт совершения административного правонарушения впервые, а также то, что оно добровольно прекратило нарушение антимонопольного законодательства. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность МУП «Томский энергокомплекс» по делу не установлено. С учетом изложенного штраф должен быть назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 14.31 КоАП РФ.
Санкция статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг). 
Поскольку правонарушение совершено на рынке услуг водоснабжения и водоотведения, оказанных гражданам, то за основу при расчете размера штрафа взята выручка МУП «Томский энергокомплекс» непосредственно на данном товарном рынке.
При этом размер выручки определяется в соответствии со ст.ст. 248 – 249, 271 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ размер штрафа определяется в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Согласно ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.
Информация о выручке МУП «Томский энергокомплекс» получена из справки (исх. № 03-1887 от 08.06.2011 г.). 
Выручка нарушителя на соответствующем рынке составила 801 704 186,60 руб. без НДС. Совокупный размер выручки составил 1 320 138 380, 24 руб. без НДС.
Размер штрафа составит 8 017 041, 86 руб.
Руководствуясь статьей 14.31, статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо —муниципального унитарного предприятия г. Томска «Томский энергокомплекс» (ИНН 7017002104, ОГРН 1027000900365, адрес: 634021, г. Томск, ул. Шевченко, 41а), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и применить к нему административное наказание в виде штрафа в сумме 8 017 041 руб. 86 коп. (Восемь миллионов семнадцать тысяч сорок один руб. 86 копеек).

Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:
Сумма штрафа зачисляется в бюджет бюджетной системы РФ по следующим реквизитам:
р/с 40101810900000010007
БИК 046902001
Банк получатель: ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области г. Томск
Получатель: УФК по Томской области (Томское УФАС России).
КБК 161 1 16 02010 01 0000 140
ОКАТО 69401000000
Назначение платежа: оплата штрафа за нарушение антимонопольного законодательства согласно определения по делу № 02-09/229-11 от 27.06.2011 г.
В поле получатель указывается : ИНН 7019027633 / КПП 70701001 Томского УФАС России
Сведения об уплате суммы штрафа представить в УФАС по Томской области, в трехдневный срок после уплаты.

Согласно п. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.
Согласно п.4 ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет в орган, должностному лицу, вынесшим постановление.
Согласно п.5 ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25.
В соответствии со ст.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление вступает в законную силу по истечении срока, установленного для обжалования.

Заместитель Руководителя управления И.В. Бутенко

 

Копия постановления получена «_____»________________2011 г.
________________________
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу № 02-09/229-11 об административном правонарушении

МУП «Томский энергокомплекс» в январе 2011 года совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.31 КоАП РФ,

 

[format] => full_html [safe_value] =>

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу № 02-09/229-11 об административном правонарушении

МУП «Томский энергокомплекс» в январе 2011 года совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.31 КоАП РФ,

 

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-29 10:38:25 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-29 10:38:25 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320757250 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Томское УФАС России )