Решение по делу №06-10/29-12

Номер дела: 06-10/29-12
Дата публикации: 10 мая 2012, 11:29

 

Решение

25.04.2012 дата оглашения резолютивной части                                                          

10.05.2012 дата изготовления в полном объеме                                                                  г.Томск

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: В.И. Шевченко – руководителя управления;

членов комиссии: Е.П. Фоминых – начальника отдела контроля рекламы недобросовестной конкуренции и адвокатирования, Н.В. Базаровой – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, рассмотрев дело №06-10/29-12, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» Закрытым акционерным обществом «Московская акционерная страховая компания» и Открытым страховым акционерным обществом «Россия», в присутствии:

заявителя, Открытого акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности», представитель В., доверенность от 06.06.2011 №Ф-131/11-08;

ответчиков, Закрытого акционерного общества «Московская акционерная страховая компания», представитель Т., доверенность от 01.01.2012 №19(А); Открытого страхового акционерного общества «Россия», представитель Н., доверенность от 11.01.2012 №72;

 

заинтересованного лица, Общества с ограниченной ответственности «Горсети», представитель Ч., доверенность от 10.10.2011 №345;

без участия  заинтересованного лица, Открытого страхового акционерного общества «Ингосстрах»,

установила:

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление Открытого акционерного общества «Страховой общество газовой промышленности», в лице Томского филиала (далее по тексту ОАО «СОГАЗ», заявитель) о нарушении Закрытым акционерным обществом «Московская акционерная страховая компания» (далее по тексту ЗАО «МАКС»), Открытым страховым акционерным обществом «Россия» (ОСАО «Россия») части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном применении понижающих коэффициентов при расчете страховой суммы для участия в открытом конкурсе по отбору страховой организации на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих ООО «Горсети», проводимом в декабре 2011 года. Применение понижающих коэффициентов при расчете страховой премии противоречит действующему законодательству в сфере страхования, в частности Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности», Постановлению Правительства «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии». По мнению заявителя в результате данных действий ЗАО «МАКС» необоснованно признано победителем конкурса, как участник, предложивший наименьшую цену контракта, ОСАО «Россия» присвоено второе место, т.е. указанные лица получили неправомерное преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности, тем самым нарушив запрет на недобросовестную конкуренцию.

            На рассмотрении дела представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении, а также пояснил, что ЗАО «МАКС» произведен расчет в соответствии с нормами действующего законодательства, однако при сложении суммы для выведения итоговой цены контракта сумма была указана не верно. При анализе расчета ОСАО «Россия», выявлено, что в графе 44 не верно указан КМ -1.2 в действительности 1.4;в графе 125 не верно указан БТ — 810, в действительности 1215, КТ — 1.6, в действительности 1; КБМ — 1, в действительности 0,85, КО — 1, в действительности 1.8; в графе 127 не верно указан КБМ — 0,55, в действительности 0,6; в графе 130 не верно указан КМ — 1.1.,в действительности 1,2; в графе 145 не верно указан КБМ — 0,6, в действительности 0,7.

            На рассмотрении дела представитель ответчика, ЗАО «МАКС» пояснил, что расчет страховой премии произведен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, неточность расчета связана с математической ошибкой при подсчете итоговой суммы и с неверными сведениями, имеющимися в конкурсной документации ООО «Горсети», в частности, в конкурсной документации прицеп КЗАП 9370 представлен как спецтехника, следовательно, и расчет осуществлялся с учетом данного условия.

            ОСАО «Россия» на рассмотрение дела представлен откорректированный расчет страховой премии по конкурсу. Неверно были применены страховые тарифы по отдельным транспортных средствам.

            Представитель заинтересованного лица ООО «Горсети» пояснила, что основным критерием присвоения первого места  ЗАО «МАКС» явилась цена государственного контракта. При этом сведения о транспортных средствах для расчета страховой премии  участникам представлены одинаковые, в необходимом объеме. Конкурсной комиссией ООО «Горсети» не осуществлялся проверочный расчет страховой премии, представленной участниками открытого конкурса. 30.12.2011 по результатам открытого конкурса, между ЗАО «МАКС» и ООО «Горсети» заключен генеральный договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств №11139/90-5550165.

            Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав пояснения представителей, Комиссия Томского УФАС России считает установленным следующее.

            В Томское УФАС России поступило заявление ОАО «СОГАЗ» о нарушении Закрытым акционерным обществом «Московская акционерная страховая компания» и Открытым страховым акционерным обществом «Россия» части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном применении понижающих коэффициентов при расчете страховой суммы для участия в открытом конкурсе по отбору страховой организации на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих ООО «Горсети», проводимом в декабре 2011 года. Применение понижающих коэффициентов при расчете страховой премии противоречит действующему законодательству в сфере страхования, в частности Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности», Постановлению Правительства «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии». По мнению заявителя в результате данных действий ЗАО «МАКС» необоснованно признано победителем конкурса, как участник, предложивший наименьшую цену контракта, ОСАО «Россия» присвоено второе место, т.е. указанные лица получили неправомерное преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности, тем самым нарушив запрет на недобросовестную конкуренцию.

            По результатам рассмотрения заявления издан приказ №57 от 11.03.2012 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

            В ходе рассмотрения дела установлено, что 11.11.2011 ООО «Горсети» опубликовало извещение о проведении открытого конкурса по отбору страховой организации на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств, принадлежащих ООО «Горсети». Согласно конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта с учетом внесенных в конкурсную документацию изменений от 17.11.2011 составила 830 000 рублей.

            Для участия в конкурсе заказчику поданы заявки от пяти страховых компаний.      

            В ходе осуществления анализа расчетов страховых компаний, участников конкурса установлено следующее. Цена договора в заявке филиала ЗАО «МАКС» в г.Томске составила 777 508 руб.; филиала ОСАО «Россия» в г. Томске - 778 976 руб.; филиала ОАО «СОГАЗ» в г. Томске - 780 424 руб.; филиала ОСАО «Ингосстрах» в г. Томске - 780 424 руб.

Согласно протоколу №24/20.12.11 от 20.12.2011 заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе  первый номер  присвоен ЗАО «МАКС», второе место присвоено  ОСАО «Россия», третье место присвоено заявителю, ОАО «СОГАЗ», ОСАО «Ингосстрах» присвоено четвертое место.

30.12.2011 по результатам открытого конкурса, между ЗАО «МАКС» и ООО «Горсети» заключен генеральный договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств №11139/90-5550165.

  В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон №40-ФЗ) государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

            Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом №40-ФЗ (ч.2 ст.8 Закона №40-ФЗ).

            В соответствии с приведенной нормой принято Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 №739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее–Постановление №739), которое устанавливает порядок применения страховщиками страховых тарифов определению страховой премии по договору ОСАГО.

            Порядок применения страховщиками при определении страховой премии коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ) определен разделом I Постановления Правительства от 08.12.2005 №739.

            В соответствии с примечанием 1 параграфа 3 раздела I указанного Постановления коэффициент КБМ применяется при заключении, изменении или продлении договор обязательного страхования со сроком действия 1 год.

            Согласно ч.1 ст.3 Закона №135-ФЗ настоящий закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

            Пунктом 9 ст.4 Закона №135-ФЗ установлено, что недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

            В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются также недополученные доходы, которое лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

            Статьей 14 Закона №135-ФЗ установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.             Перечень запретов на недобросовестную конкуренцию, приведенный в Законе, не является исчерпывающим.

            В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26 07 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

            ОАО «СОГАЗ», ЗАО «МАКС», ОСАО «Россия» и ОСАО «Ингосстрах» являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке оказания услуг в сфере страхования, отношения между обществами носят состязательный характер. Указанные хозяйствующие субъекты являются конкурентами.

ОСАО «Ингосстрах» и ОАО «СОГАЗ» представили в адрес конкурсной комиссии ООО «Горсети» идентичные расчеты как по сумме общей страховой премии, так и по размерам страховой премии за каждое транспортное средство.

ЗАО «МАКС» представило расчет общей страховой премии ниже чем указанные компании на 2 916 руб., что повлекло за собой получение первого места при проведении оценки и сопоставления заявок, а также заключения контракта.

Однако, в ходе сравнительного анализа, был выявлен тот факт, что заявка ЗАО «МАКС» также полностью совпадает с заявками ОСАО «Ингосстрах» и ОАО «СОГАЗ» по размерам страховой премии за каждое отдельное транспортное средство. Исключением является общая сумма контракта.

Кроме того,  по позиции 103 ЗАО «МАКС» в нарушение пункта 1 раздела III  Постановления Правительства Российской Федерации №739 от 08.12.2005 не верно определило размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, в отношении транспортного средства ГАЗ-330232, что способствовало снижению цены договора на 2006,4 рубля. По позиции 126 ЗАО «МАКС» неверно определена страховая премия в части применения коэффициента КО, что способствовало занижению цены договора на 505,6 рублей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ЗАО «МАКС» при осуществлении расчета страховой премии допущено занижение общей суммы размера цены контракта.

В связи с этим, цена, предложенная ЗАО «МАКС» в заявке на участие в открытом конкурсе, оказалась заниженной.

            30.12.2011 по результатам открытого конкурса, между ЗАО «МАКС» и ООО «Горсети» заключен генеральный договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств №11139/90-5550165.

            Закрытое акционерное общество «Московская акционерная страховая компания» в заявке на участие в открытом конкурсе на право заключить договор на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности для нужд ООО «Горсети» предложило более низкую цену контракта, чем обусловлено действующим законодательством в сфере услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. С учетом того, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе оценены заказчиком равнозначно, кроме критерия цены контракта, предложение более низкой цены контракта привело к тому, что ЗАО «МАКС» было признано конкурсной комиссией победителем открытого конкурса, предложившим лучшие условия исполнения договора.

            Комиссия, рассмотрев дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, установила, что ЗАО «МАКС» нарушило ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения недобросовестной конкуренции путем установления заниженного предложения о цене договора в заявке на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ООО «Горсети».

            Вышеуказанные действия ЗАО «МАКС» направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам. Действия ЗАО «МАКС», направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, выразились в нарушении п.6 ст.9 Федерального закона №40-ФЗ, которым установлено, что страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами, п.3 раздела I Постановления Правительства от 08.12.2005 №739.  Применив заниженный страховой коэффициент, и, соответственно уменьшив итоговую сумму страховой премии, ЗАО «МАКС», получило преимущество при осуществлении страховой деятельности, увеличив количество своих страхователей. Заказчик, желая выплачивать меньшую сумму страховой премии, чем в остальных страховых компаниях, заключил генеральный договор обязательного страховая гражданской ответственности владельцев транспортных средств именно с ЗАО «МАКС».

            Данные действия ЗАО «МАКС» Комиссия Томского УФАС России расценивает как недобросовестную конкуренцию.

            При проведении анализа расчетов страховой премии ОСАО «Россия» по отдельным транспортным средствам было выявлено различие в размере страховой премии по шести транспортным средствам, что и повлекло за собой снижение цены контракта, при этом оставшиеся 158 позиций по сумме страховой премии совпадают. Так, по 44 позиции коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (КМ) установлен в размере 1,2, что является нарушением п.6 раздела I Постановления Правительства Российской Федерации №739 от 08.12.2005г. Для указанного транспортного средства должен быть применен коэффициент КМ 1,4 с учетом мощности автомобиля, указанной в конкурсной документации (125 л.с.).

  По позиции 127 в отношении транспортного средства УРАЛ-5557 установлен коэффициент КБМ в размере 0,55 в нарушение п.3 раздела I Постановления Правительства Российской Федерации №739 от 08.12.2005г., вместе с тем, должен быть применен коэффициент КБМ равный 0,6 с учетом данных конкурсной документации. По позиции 130 ОСАО «Россия» применен коэффициент КМ в размере 1,1, в месте с тем, в соответствии с п.6 раздела I Постановления Правительства Российской Федерации №739 от 08.12.2005, а также  конкурсной документацией (мощность данного автомобиля – 112 л.с.) коэффициент имеет значение 1,2. Применительно к транспортному средству Шевроле Нива (позиция 145) применен коэффициент КБМ 0,6 в нарушение п.3 раздела I Постановления Правительства Российской Федерации №739 от 08.12.2005.

            Допущенные нарушения в связи с неправильным применением коэффициентов не повлекло возможность причинения убытков, обязательного признака недобросовестной конкуренции, другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, поскольку победителем признано ЗАО «МАКС».

            Указанные обстоятельства не позволяют установить все условия, необходимые для квалификации действий ОСАО «Россия» как нарушающих запрет на недобросовестную конкуренцию в соответствии с п.9 ст.4, ч.1 ст.14 Федерального закона «О защите конкуренции», а также для вывода о нарушении данными действиями предусмотренных законом прав и интересов иных участников рынка.

            Принимая во внимание все указанные обстоятельства, и руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст.41, ч.1 ст.49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Закрытого акционерного общества «Московская акционерная страховая компания», выразившиеся в установлении заниженного предложения о цене договора в заявке на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ООО «Горсети»,  нарушившими часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ЗАО «МАКС» предписание о прекращении недобросовестной конкуренции и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Производство по делу № 06-10/29-12, возбужденное в отношении Открытого страхового акционерного общества «Россия» прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

     

      Решение может  быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                В.И. Шевченко

 

Члены Комиссии                                                                                                          Е.П. Фоминых

 

Н.В. Базарова

 

 

 

                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Руководителю ЗАО «МАКС»

                                                                                              ул. Малая Ордынка, д.50, г.Москва,                                                                                                    115184

                                                                                              Руководителю Филиала в г.Томске

                                                                                              пер. Совпартшкольный, дом 3, г.Томск,                                                                                                634009

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

Российской Федерации

10.05.2012                                                                                                                             г.Томск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: В.И. Шевченко – руководитель управления;

членов комиссии: Е.П. Фоминых - начальника отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, Н.В. Базаровой – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, на основании своего решения от 10.05.2012 по делу №06-10/29-12 о нарушении ЗАО «МАКС» ч.1 ст.14 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и в соответствии со статьёй 49, статьёй 50 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Закрытому акционерному обществу «Московская акционерная страховая компания» с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно при подготовке заявок на участие в конкурсных процедурах на право заключения контрактов (договоров) обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, проводимых государственными или муниципальными заказчиками, применять ставки и (или) коэффициенты, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации.

2. Направить ООО «Горсети» расчет страховой премии по транспортным средствам согласно приложению №7 конкурсной документации открытого конкурса по отбору страховой организации на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, применяя ставки и (или) коэффициенты, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 №739, для принятия мер.

3. Закрытому акционерному обществу «Московская акционерная страховая компания» принять иные меры, предусмотренные гражданским законодательством, в целях недопущения нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

4. ЗАО «МАКС» до 29 июня 2012 года представить в Томское УФАС России письменные доказательства исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

   Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                В.И. Шевченко

 

Члены Комиссии                                                                                                          Е.П. Фоминых

 

Н.В. Базарова

 

stdClass Object ( [vid] => 8457 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №06-10/29-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8456 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358397028 [changed] => 1368705060 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705060 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Решение

25.04.2012 дата оглашения резолютивной части                                                          

10.05.2012 дата изготовления в полном объеме                                                                  г.Томск

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: В.И. Шевченко – руководителя управления;

членов комиссии: Е.П. Фоминых – начальника отдела контроля рекламы недобросовестной конкуренции и адвокатирования, Н.В. Базаровой – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, рассмотрев дело №06-10/29-12, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» Закрытым акционерным обществом «Московская акционерная страховая компания» и Открытым страховым акционерным обществом «Россия», в присутствии:

заявителя, Открытого акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности», представитель В., доверенность от 06.06.2011 №Ф-131/11-08;

ответчиков, Закрытого акционерного общества «Московская акционерная страховая компания», представитель Т., доверенность от 01.01.2012 №19(А); Открытого страхового акционерного общества «Россия», представитель Н., доверенность от 11.01.2012 №72;

 

заинтересованного лица, Общества с ограниченной ответственности «Горсети», представитель Ч., доверенность от 10.10.2011 №345;

без участия  заинтересованного лица, Открытого страхового акционерного общества «Ингосстрах»,

установила:

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление Открытого акционерного общества «Страховой общество газовой промышленности», в лице Томского филиала (далее по тексту ОАО «СОГАЗ», заявитель) о нарушении Закрытым акционерным обществом «Московская акционерная страховая компания» (далее по тексту ЗАО «МАКС»), Открытым страховым акционерным обществом «Россия» (ОСАО «Россия») части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном применении понижающих коэффициентов при расчете страховой суммы для участия в открытом конкурсе по отбору страховой организации на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих ООО «Горсети», проводимом в декабре 2011 года. Применение понижающих коэффициентов при расчете страховой премии противоречит действующему законодательству в сфере страхования, в частности Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности», Постановлению Правительства «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии». По мнению заявителя в результате данных действий ЗАО «МАКС» необоснованно признано победителем конкурса, как участник, предложивший наименьшую цену контракта, ОСАО «Россия» присвоено второе место, т.е. указанные лица получили неправомерное преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности, тем самым нарушив запрет на недобросовестную конкуренцию.

            На рассмотрении дела представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении, а также пояснил, что ЗАО «МАКС» произведен расчет в соответствии с нормами действующего законодательства, однако при сложении суммы для выведения итоговой цены контракта сумма была указана не верно. При анализе расчета ОСАО «Россия», выявлено, что в графе 44 не верно указан КМ -1.2 в действительности 1.4;в графе 125 не верно указан БТ — 810, в действительности 1215, КТ — 1.6, в действительности 1; КБМ — 1, в действительности 0,85, КО — 1, в действительности 1.8; в графе 127 не верно указан КБМ — 0,55, в действительности 0,6; в графе 130 не верно указан КМ — 1.1.,в действительности 1,2; в графе 145 не верно указан КБМ — 0,6, в действительности 0,7.

            На рассмотрении дела представитель ответчика, ЗАО «МАКС» пояснил, что расчет страховой премии произведен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, неточность расчета связана с математической ошибкой при подсчете итоговой суммы и с неверными сведениями, имеющимися в конкурсной документации ООО «Горсети», в частности, в конкурсной документации прицеп КЗАП 9370 представлен как спецтехника, следовательно, и расчет осуществлялся с учетом данного условия.

            ОСАО «Россия» на рассмотрение дела представлен откорректированный расчет страховой премии по конкурсу. Неверно были применены страховые тарифы по отдельным транспортных средствам.

            Представитель заинтересованного лица ООО «Горсети» пояснила, что основным критерием присвоения первого места  ЗАО «МАКС» явилась цена государственного контракта. При этом сведения о транспортных средствах для расчета страховой премии  участникам представлены одинаковые, в необходимом объеме. Конкурсной комиссией ООО «Горсети» не осуществлялся проверочный расчет страховой премии, представленной участниками открытого конкурса. 30.12.2011 по результатам открытого конкурса, между ЗАО «МАКС» и ООО «Горсети» заключен генеральный договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств №11139/90-5550165.

            Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав пояснения представителей, Комиссия Томского УФАС России считает установленным следующее.

            В Томское УФАС России поступило заявление ОАО «СОГАЗ» о нарушении Закрытым акционерным обществом «Московская акционерная страховая компания» и Открытым страховым акционерным обществом «Россия» части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном применении понижающих коэффициентов при расчете страховой суммы для участия в открытом конкурсе по отбору страховой организации на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих ООО «Горсети», проводимом в декабре 2011 года. Применение понижающих коэффициентов при расчете страховой премии противоречит действующему законодательству в сфере страхования, в частности Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности», Постановлению Правительства «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии». По мнению заявителя в результате данных действий ЗАО «МАКС» необоснованно признано победителем конкурса, как участник, предложивший наименьшую цену контракта, ОСАО «Россия» присвоено второе место, т.е. указанные лица получили неправомерное преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности, тем самым нарушив запрет на недобросовестную конкуренцию.

            По результатам рассмотрения заявления издан приказ №57 от 11.03.2012 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

            В ходе рассмотрения дела установлено, что 11.11.2011 ООО «Горсети» опубликовало извещение о проведении открытого конкурса по отбору страховой организации на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств, принадлежащих ООО «Горсети». Согласно конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта с учетом внесенных в конкурсную документацию изменений от 17.11.2011 составила 830 000 рублей.

            Для участия в конкурсе заказчику поданы заявки от пяти страховых компаний.      

            В ходе осуществления анализа расчетов страховых компаний, участников конкурса установлено следующее. Цена договора в заявке филиала ЗАО «МАКС» в г.Томске составила 777 508 руб.; филиала ОСАО «Россия» в г. Томске - 778 976 руб.; филиала ОАО «СОГАЗ» в г. Томске - 780 424 руб.; филиала ОСАО «Ингосстрах» в г. Томске - 780 424 руб.

Согласно протоколу №24/20.12.11 от 20.12.2011 заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе  первый номер  присвоен ЗАО «МАКС», второе место присвоено  ОСАО «Россия», третье место присвоено заявителю, ОАО «СОГАЗ», ОСАО «Ингосстрах» присвоено четвертое место.

30.12.2011 по результатам открытого конкурса, между ЗАО «МАКС» и ООО «Горсети» заключен генеральный договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств №11139/90-5550165.

  В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон №40-ФЗ) государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

            Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом №40-ФЗ (ч.2 ст.8 Закона №40-ФЗ).

            В соответствии с приведенной нормой принято Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 №739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее–Постановление №739), которое устанавливает порядок применения страховщиками страховых тарифов определению страховой премии по договору ОСАГО.

            Порядок применения страховщиками при определении страховой премии коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ) определен разделом I Постановления Правительства от 08.12.2005 №739.

            В соответствии с примечанием 1 параграфа 3 раздела I указанного Постановления коэффициент КБМ применяется при заключении, изменении или продлении договор обязательного страхования со сроком действия 1 год.

            Согласно ч.1 ст.3 Закона №135-ФЗ настоящий закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

            Пунктом 9 ст.4 Закона №135-ФЗ установлено, что недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

            В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются также недополученные доходы, которое лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

            Статьей 14 Закона №135-ФЗ установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.             Перечень запретов на недобросовестную конкуренцию, приведенный в Законе, не является исчерпывающим.

            В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26 07 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

            ОАО «СОГАЗ», ЗАО «МАКС», ОСАО «Россия» и ОСАО «Ингосстрах» являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке оказания услуг в сфере страхования, отношения между обществами носят состязательный характер. Указанные хозяйствующие субъекты являются конкурентами.

ОСАО «Ингосстрах» и ОАО «СОГАЗ» представили в адрес конкурсной комиссии ООО «Горсети» идентичные расчеты как по сумме общей страховой премии, так и по размерам страховой премии за каждое транспортное средство.

ЗАО «МАКС» представило расчет общей страховой премии ниже чем указанные компании на 2 916 руб., что повлекло за собой получение первого места при проведении оценки и сопоставления заявок, а также заключения контракта.

Однако, в ходе сравнительного анализа, был выявлен тот факт, что заявка ЗАО «МАКС» также полностью совпадает с заявками ОСАО «Ингосстрах» и ОАО «СОГАЗ» по размерам страховой премии за каждое отдельное транспортное средство. Исключением является общая сумма контракта.

Кроме того,  по позиции 103 ЗАО «МАКС» в нарушение пункта 1 раздела III  Постановления Правительства Российской Федерации №739 от 08.12.2005 не верно определило размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, в отношении транспортного средства ГАЗ-330232, что способствовало снижению цены договора на 2006,4 рубля. По позиции 126 ЗАО «МАКС» неверно определена страховая премия в части применения коэффициента КО, что способствовало занижению цены договора на 505,6 рублей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ЗАО «МАКС» при осуществлении расчета страховой премии допущено занижение общей суммы размера цены контракта.

В связи с этим, цена, предложенная ЗАО «МАКС» в заявке на участие в открытом конкурсе, оказалась заниженной.

            30.12.2011 по результатам открытого конкурса, между ЗАО «МАКС» и ООО «Горсети» заключен генеральный договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств №11139/90-5550165.

            Закрытое акционерное общество «Московская акционерная страховая компания» в заявке на участие в открытом конкурсе на право заключить договор на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности для нужд ООО «Горсети» предложило более низкую цену контракта, чем обусловлено действующим законодательством в сфере услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. С учетом того, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе оценены заказчиком равнозначно, кроме критерия цены контракта, предложение более низкой цены контракта привело к тому, что ЗАО «МАКС» было признано конкурсной комиссией победителем открытого конкурса, предложившим лучшие условия исполнения договора.

            Комиссия, рассмотрев дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, установила, что ЗАО «МАКС» нарушило ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения недобросовестной конкуренции путем установления заниженного предложения о цене договора в заявке на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ООО «Горсети».

            Вышеуказанные действия ЗАО «МАКС» направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам. Действия ЗАО «МАКС», направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, выразились в нарушении п.6 ст.9 Федерального закона №40-ФЗ, которым установлено, что страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами, п.3 раздела I Постановления Правительства от 08.12.2005 №739.  Применив заниженный страховой коэффициент, и, соответственно уменьшив итоговую сумму страховой премии, ЗАО «МАКС», получило преимущество при осуществлении страховой деятельности, увеличив количество своих страхователей. Заказчик, желая выплачивать меньшую сумму страховой премии, чем в остальных страховых компаниях, заключил генеральный договор обязательного страховая гражданской ответственности владельцев транспортных средств именно с ЗАО «МАКС».

            Данные действия ЗАО «МАКС» Комиссия Томского УФАС России расценивает как недобросовестную конкуренцию.

            При проведении анализа расчетов страховой премии ОСАО «Россия» по отдельным транспортным средствам было выявлено различие в размере страховой премии по шести транспортным средствам, что и повлекло за собой снижение цены контракта, при этом оставшиеся 158 позиций по сумме страховой премии совпадают. Так, по 44 позиции коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (КМ) установлен в размере 1,2, что является нарушением п.6 раздела I Постановления Правительства Российской Федерации №739 от 08.12.2005г. Для указанного транспортного средства должен быть применен коэффициент КМ 1,4 с учетом мощности автомобиля, указанной в конкурсной документации (125 л.с.).

  По позиции 127 в отношении транспортного средства УРАЛ-5557 установлен коэффициент КБМ в размере 0,55 в нарушение п.3 раздела I Постановления Правительства Российской Федерации №739 от 08.12.2005г., вместе с тем, должен быть применен коэффициент КБМ равный 0,6 с учетом данных конкурсной документации. По позиции 130 ОСАО «Россия» применен коэффициент КМ в размере 1,1, в месте с тем, в соответствии с п.6 раздела I Постановления Правительства Российской Федерации №739 от 08.12.2005, а также  конкурсной документацией (мощность данного автомобиля – 112 л.с.) коэффициент имеет значение 1,2. Применительно к транспортному средству Шевроле Нива (позиция 145) применен коэффициент КБМ 0,6 в нарушение п.3 раздела I Постановления Правительства Российской Федерации №739 от 08.12.2005.

            Допущенные нарушения в связи с неправильным применением коэффициентов не повлекло возможность причинения убытков, обязательного признака недобросовестной конкуренции, другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, поскольку победителем признано ЗАО «МАКС».

            Указанные обстоятельства не позволяют установить все условия, необходимые для квалификации действий ОСАО «Россия» как нарушающих запрет на недобросовестную конкуренцию в соответствии с п.9 ст.4, ч.1 ст.14 Федерального закона «О защите конкуренции», а также для вывода о нарушении данными действиями предусмотренных законом прав и интересов иных участников рынка.

            Принимая во внимание все указанные обстоятельства, и руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст.41, ч.1 ст.49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Закрытого акционерного общества «Московская акционерная страховая компания», выразившиеся в установлении заниженного предложения о цене договора в заявке на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ООО «Горсети»,  нарушившими часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ЗАО «МАКС» предписание о прекращении недобросовестной конкуренции и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Производство по делу № 06-10/29-12, возбужденное в отношении Открытого страхового акционерного общества «Россия» прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

     

      Решение может  быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                В.И. Шевченко

 

Члены Комиссии                                                                                                          Е.П. Фоминых

 

Н.В. Базарова

 

 

 

                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Руководителю ЗАО «МАКС»

                                                                                              ул. Малая Ордынка, д.50, г.Москва,                                                                                                    115184

                                                                                              Руководителю Филиала в г.Томске

                                                                                              пер. Совпартшкольный, дом 3, г.Томск,                                                                                                634009

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

Российской Федерации

10.05.2012                                                                                                                             г.Томск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: В.И. Шевченко – руководитель управления;

членов комиссии: Е.П. Фоминых - начальника отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, Н.В. Базаровой – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, на основании своего решения от 10.05.2012 по делу №06-10/29-12 о нарушении ЗАО «МАКС» ч.1 ст.14 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и в соответствии со статьёй 49, статьёй 50 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Закрытому акционерному обществу «Московская акционерная страховая компания» с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно при подготовке заявок на участие в конкурсных процедурах на право заключения контрактов (договоров) обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, проводимых государственными или муниципальными заказчиками, применять ставки и (или) коэффициенты, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации.

2. Направить ООО «Горсети» расчет страховой премии по транспортным средствам согласно приложению №7 конкурсной документации открытого конкурса по отбору страховой организации на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, применяя ставки и (или) коэффициенты, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 №739, для принятия мер.

3. Закрытому акционерному обществу «Московская акционерная страховая компания» принять иные меры, предусмотренные гражданским законодательством, в целях недопущения нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

4. ЗАО «МАКС» до 29 июня 2012 года представить в Томское УФАС России письменные доказательства исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

   Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                В.И. Шевченко

 

Члены Комиссии                                                                                                          Е.П. Фоминых

 

Н.В. Базарова

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Решение

25.04.2012 дата оглашения резолютивной части                                                          

10.05.2012 дата изготовления в полном объеме                                                                  г.Томск

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: В.И. Шевченко – руководителя управления;

членов комиссии: Е.П. Фоминых – начальника отдела контроля рекламы недобросовестной конкуренции и адвокатирования, Н.В. Базаровой – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, рассмотрев дело №06-10/29-12, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» Закрытым акционерным обществом «Московская акционерная страховая компания» и Открытым страховым акционерным обществом «Россия», в присутствии:

заявителя, Открытого акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности», представитель В., доверенность от 06.06.2011 №Ф-131/11-08;

ответчиков, Закрытого акционерного общества «Московская акционерная страховая компания», представитель Т., доверенность от 01.01.2012 №19(А); Открытого страхового акционерного общества «Россия», представитель Н., доверенность от 11.01.2012 №72;

 

заинтересованного лица, Общества с ограниченной ответственности «Горсети», представитель Ч., доверенность от 10.10.2011 №345;

без участия  заинтересованного лица, Открытого страхового акционерного общества «Ингосстрах»,

установила:

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление Открытого акционерного общества «Страховой общество газовой промышленности», в лице Томского филиала (далее по тексту ОАО «СОГАЗ», заявитель) о нарушении Закрытым акционерным обществом «Московская акционерная страховая компания» (далее по тексту ЗАО «МАКС»), Открытым страховым акционерным обществом «Россия» (ОСАО «Россия») части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном применении понижающих коэффициентов при расчете страховой суммы для участия в открытом конкурсе по отбору страховой организации на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих ООО «Горсети», проводимом в декабре 2011 года. Применение понижающих коэффициентов при расчете страховой премии противоречит действующему законодательству в сфере страхования, в частности Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности», Постановлению Правительства «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии». По мнению заявителя в результате данных действий ЗАО «МАКС» необоснованно признано победителем конкурса, как участник, предложивший наименьшую цену контракта, ОСАО «Россия» присвоено второе место, т.е. указанные лица получили неправомерное преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности, тем самым нарушив запрет на недобросовестную конкуренцию.

            На рассмотрении дела представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении, а также пояснил, что ЗАО «МАКС» произведен расчет в соответствии с нормами действующего законодательства, однако при сложении суммы для выведения итоговой цены контракта сумма была указана не верно. При анализе расчета ОСАО «Россия», выявлено, что в графе 44 не верно указан КМ -1.2 в действительности 1.4;в графе 125 не верно указан БТ — 810, в действительности 1215, КТ — 1.6, в действительности 1; КБМ — 1, в действительности 0,85, КО — 1, в действительности 1.8; в графе 127 не верно указан КБМ — 0,55, в действительности 0,6; в графе 130 не верно указан КМ — 1.1.,в действительности 1,2; в графе 145 не верно указан КБМ — 0,6, в действительности 0,7.

            На рассмотрении дела представитель ответчика, ЗАО «МАКС» пояснил, что расчет страховой премии произведен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, неточность расчета связана с математической ошибкой при подсчете итоговой суммы и с неверными сведениями, имеющимися в конкурсной документации ООО «Горсети», в частности, в конкурсной документации прицеп КЗАП 9370 представлен как спецтехника, следовательно, и расчет осуществлялся с учетом данного условия.

            ОСАО «Россия» на рассмотрение дела представлен откорректированный расчет страховой премии по конкурсу. Неверно были применены страховые тарифы по отдельным транспортных средствам.

            Представитель заинтересованного лица ООО «Горсети» пояснила, что основным критерием присвоения первого места  ЗАО «МАКС» явилась цена государственного контракта. При этом сведения о транспортных средствах для расчета страховой премии  участникам представлены одинаковые, в необходимом объеме. Конкурсной комиссией ООО «Горсети» не осуществлялся проверочный расчет страховой премии, представленной участниками открытого конкурса. 30.12.2011 по результатам открытого конкурса, между ЗАО «МАКС» и ООО «Горсети» заключен генеральный договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств №11139/90-5550165.

            Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав пояснения представителей, Комиссия Томского УФАС России считает установленным следующее.

            В Томское УФАС России поступило заявление ОАО «СОГАЗ» о нарушении Закрытым акционерным обществом «Московская акционерная страховая компания» и Открытым страховым акционерным обществом «Россия» части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном применении понижающих коэффициентов при расчете страховой суммы для участия в открытом конкурсе по отбору страховой организации на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих ООО «Горсети», проводимом в декабре 2011 года. Применение понижающих коэффициентов при расчете страховой премии противоречит действующему законодательству в сфере страхования, в частности Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности», Постановлению Правительства «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии». По мнению заявителя в результате данных действий ЗАО «МАКС» необоснованно признано победителем конкурса, как участник, предложивший наименьшую цену контракта, ОСАО «Россия» присвоено второе место, т.е. указанные лица получили неправомерное преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности, тем самым нарушив запрет на недобросовестную конкуренцию.

            По результатам рассмотрения заявления издан приказ №57 от 11.03.2012 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

            В ходе рассмотрения дела установлено, что 11.11.2011 ООО «Горсети» опубликовало извещение о проведении открытого конкурса по отбору страховой организации на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств, принадлежащих ООО «Горсети». Согласно конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта с учетом внесенных в конкурсную документацию изменений от 17.11.2011 составила 830 000 рублей.

            Для участия в конкурсе заказчику поданы заявки от пяти страховых компаний.      

            В ходе осуществления анализа расчетов страховых компаний, участников конкурса установлено следующее. Цена договора в заявке филиала ЗАО «МАКС» в г.Томске составила 777 508 руб.; филиала ОСАО «Россия» в г. Томске - 778 976 руб.; филиала ОАО «СОГАЗ» в г. Томске - 780 424 руб.; филиала ОСАО «Ингосстрах» в г. Томске - 780 424 руб.

Согласно протоколу №24/20.12.11 от 20.12.2011 заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе  первый номер  присвоен ЗАО «МАКС», второе место присвоено  ОСАО «Россия», третье место присвоено заявителю, ОАО «СОГАЗ», ОСАО «Ингосстрах» присвоено четвертое место.

30.12.2011 по результатам открытого конкурса, между ЗАО «МАКС» и ООО «Горсети» заключен генеральный договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств №11139/90-5550165.

  В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон №40-ФЗ) государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

            Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом №40-ФЗ (ч.2 ст.8 Закона №40-ФЗ).

            В соответствии с приведенной нормой принято Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 №739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее–Постановление №739), которое устанавливает порядок применения страховщиками страховых тарифов определению страховой премии по договору ОСАГО.

            Порядок применения страховщиками при определении страховой премии коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ) определен разделом I Постановления Правительства от 08.12.2005 №739.

            В соответствии с примечанием 1 параграфа 3 раздела I указанного Постановления коэффициент КБМ применяется при заключении, изменении или продлении договор обязательного страхования со сроком действия 1 год.

            Согласно ч.1 ст.3 Закона №135-ФЗ настоящий закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

            Пунктом 9 ст.4 Закона №135-ФЗ установлено, что недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

            В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются также недополученные доходы, которое лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

            Статьей 14 Закона №135-ФЗ установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.             Перечень запретов на недобросовестную конкуренцию, приведенный в Законе, не является исчерпывающим.

            В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26 07 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

            ОАО «СОГАЗ», ЗАО «МАКС», ОСАО «Россия» и ОСАО «Ингосстрах» являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке оказания услуг в сфере страхования, отношения между обществами носят состязательный характер. Указанные хозяйствующие субъекты являются конкурентами.

ОСАО «Ингосстрах» и ОАО «СОГАЗ» представили в адрес конкурсной комиссии ООО «Горсети» идентичные расчеты как по сумме общей страховой премии, так и по размерам страховой премии за каждое транспортное средство.

ЗАО «МАКС» представило расчет общей страховой премии ниже чем указанные компании на 2 916 руб., что повлекло за собой получение первого места при проведении оценки и сопоставления заявок, а также заключения контракта.

Однако, в ходе сравнительного анализа, был выявлен тот факт, что заявка ЗАО «МАКС» также полностью совпадает с заявками ОСАО «Ингосстрах» и ОАО «СОГАЗ» по размерам страховой премии за каждое отдельное транспортное средство. Исключением является общая сумма контракта.

Кроме того,  по позиции 103 ЗАО «МАКС» в нарушение пункта 1 раздела III  Постановления Правительства Российской Федерации №739 от 08.12.2005 не верно определило размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, в отношении транспортного средства ГАЗ-330232, что способствовало снижению цены договора на 2006,4 рубля. По позиции 126 ЗАО «МАКС» неверно определена страховая премия в части применения коэффициента КО, что способствовало занижению цены договора на 505,6 рублей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ЗАО «МАКС» при осуществлении расчета страховой премии допущено занижение общей суммы размера цены контракта.

В связи с этим, цена, предложенная ЗАО «МАКС» в заявке на участие в открытом конкурсе, оказалась заниженной.

            30.12.2011 по результатам открытого конкурса, между ЗАО «МАКС» и ООО «Горсети» заключен генеральный договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств №11139/90-5550165.

            Закрытое акционерное общество «Московская акционерная страховая компания» в заявке на участие в открытом конкурсе на право заключить договор на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности для нужд ООО «Горсети» предложило более низкую цену контракта, чем обусловлено действующим законодательством в сфере услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. С учетом того, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе оценены заказчиком равнозначно, кроме критерия цены контракта, предложение более низкой цены контракта привело к тому, что ЗАО «МАКС» было признано конкурсной комиссией победителем открытого конкурса, предложившим лучшие условия исполнения договора.

            Комиссия, рассмотрев дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, установила, что ЗАО «МАКС» нарушило ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения недобросовестной конкуренции путем установления заниженного предложения о цене договора в заявке на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ООО «Горсети».

            Вышеуказанные действия ЗАО «МАКС» направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам. Действия ЗАО «МАКС», направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, выразились в нарушении п.6 ст.9 Федерального закона №40-ФЗ, которым установлено, что страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами, п.3 раздела I Постановления Правительства от 08.12.2005 №739.  Применив заниженный страховой коэффициент, и, соответственно уменьшив итоговую сумму страховой премии, ЗАО «МАКС», получило преимущество при осуществлении страховой деятельности, увеличив количество своих страхователей. Заказчик, желая выплачивать меньшую сумму страховой премии, чем в остальных страховых компаниях, заключил генеральный договор обязательного страховая гражданской ответственности владельцев транспортных средств именно с ЗАО «МАКС».

            Данные действия ЗАО «МАКС» Комиссия Томского УФАС России расценивает как недобросовестную конкуренцию.

            При проведении анализа расчетов страховой премии ОСАО «Россия» по отдельным транспортным средствам было выявлено различие в размере страховой премии по шести транспортным средствам, что и повлекло за собой снижение цены контракта, при этом оставшиеся 158 позиций по сумме страховой премии совпадают. Так, по 44 позиции коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (КМ) установлен в размере 1,2, что является нарушением п.6 раздела I Постановления Правительства Российской Федерации №739 от 08.12.2005г. Для указанного транспортного средства должен быть применен коэффициент КМ 1,4 с учетом мощности автомобиля, указанной в конкурсной документации (125 л.с.).

  По позиции 127 в отношении транспортного средства УРАЛ-5557 установлен коэффициент КБМ в размере 0,55 в нарушение п.3 раздела I Постановления Правительства Российской Федерации №739 от 08.12.2005г., вместе с тем, должен быть применен коэффициент КБМ равный 0,6 с учетом данных конкурсной документации. По позиции 130 ОСАО «Россия» применен коэффициент КМ в размере 1,1, в месте с тем, в соответствии с п.6 раздела I Постановления Правительства Российской Федерации №739 от 08.12.2005, а также  конкурсной документацией (мощность данного автомобиля – 112 л.с.) коэффициент имеет значение 1,2. Применительно к транспортному средству Шевроле Нива (позиция 145) применен коэффициент КБМ 0,6 в нарушение п.3 раздела I Постановления Правительства Российской Федерации №739 от 08.12.2005.

            Допущенные нарушения в связи с неправильным применением коэффициентов не повлекло возможность причинения убытков, обязательного признака недобросовестной конкуренции, другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, поскольку победителем признано ЗАО «МАКС».

            Указанные обстоятельства не позволяют установить все условия, необходимые для квалификации действий ОСАО «Россия» как нарушающих запрет на недобросовестную конкуренцию в соответствии с п.9 ст.4, ч.1 ст.14 Федерального закона «О защите конкуренции», а также для вывода о нарушении данными действиями предусмотренных законом прав и интересов иных участников рынка.

            Принимая во внимание все указанные обстоятельства, и руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст.41, ч.1 ст.49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Закрытого акционерного общества «Московская акционерная страховая компания», выразившиеся в установлении заниженного предложения о цене договора в заявке на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ООО «Горсети»,  нарушившими часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ЗАО «МАКС» предписание о прекращении недобросовестной конкуренции и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Производство по делу № 06-10/29-12, возбужденное в отношении Открытого страхового акционерного общества «Россия» прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

     

      Решение может  быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                В.И. Шевченко

 

Члены Комиссии                                                                                                          Е.П. Фоминых

 

Н.В. Базарова

 

 

 

                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Руководителю ЗАО «МАКС»

                                                                                              ул. Малая Ордынка, д.50, г.Москва,                                                                                                    115184

                                                                                              Руководителю Филиала в г.Томске

                                                                                              пер. Совпартшкольный, дом 3, г.Томск,                                                                                                634009

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

Российской Федерации

10.05.2012                                                                                                                             г.Томск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: В.И. Шевченко – руководитель управления;

членов комиссии: Е.П. Фоминых - начальника отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, Н.В. Базаровой – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, на основании своего решения от 10.05.2012 по делу №06-10/29-12 о нарушении ЗАО «МАКС» ч.1 ст.14 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и в соответствии со статьёй 49, статьёй 50 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Закрытому акционерному обществу «Московская акционерная страховая компания» с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно при подготовке заявок на участие в конкурсных процедурах на право заключения контрактов (договоров) обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, проводимых государственными или муниципальными заказчиками, применять ставки и (или) коэффициенты, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации.

2. Направить ООО «Горсети» расчет страховой премии по транспортным средствам согласно приложению №7 конкурсной документации открытого конкурса по отбору страховой организации на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, применяя ставки и (или) коэффициенты, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 №739, для принятия мер.

3. Закрытому акционерному обществу «Московская акционерная страховая компания» принять иные меры, предусмотренные гражданским законодательством, в целях недопущения нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

4. ЗАО «МАКС» до 29 июня 2012 года представить в Томское УФАС России письменные доказательства исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

   Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                В.И. Шевченко

 

Члены Комиссии                                                                                                          Е.П. Фоминых

 

Н.В. Базарова

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 06-10/29-12 [format] => [safe_value] => 06-10/29-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-10 04:29:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-10 04:29:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358397028 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Томское УФАС России )