Постановление по делу об административном правонарушении за ненадлежащую рекламу финансовых услуг

Номер дела: 06-09/203-13
Дата публикации: 22 июля 2013, 10:59

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

 по делу №06-09/203-13

17 июля 2013 г.                                                                                                                                                                                                                                                                        г. Томск

            Руководитель  Томского УФАС России Шевченко Владимир Иванович, рассмотрев протокол от 17.07.2013г. и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица ЗАО Банк ВТБ 24 директора ОО «Северский» филиал №5440 ВТБ 24 (ЗАО) К. <...>, в присутствии К.,

УСТАНОВИЛ:

При осуществлении государственного надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлено следующее.

В газете «НВ плюс» №11 от 15.03.2013г. размещено объявление следующего содержания: «ВТБ 24. Уважаемые сотрудники ОАО «Сибирский химический комбинат». Мы рады сообщить, что до 30.04.2013 для вас действует специальное предложение по кредиту - 18,5% годовых».

Согласно  статье  3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе», Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

Рассматриваемая информация ЗАО «Банка ВТБ 24», распространяемая газете «НВ плюс» №11 от 15.03.2013г адресована неопределенному кругу лиц, по своему содержанию направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к финансовым услугам, оказываемым банком, то есть содержит все признаки рекламы, закрепленные в пункте 1 статьи 3 закона №38-ФЗ,  следовательно является рекламой.

Объектом рекламирования в вышеуказанной рекламе являются услуги кредитования, оказываемые Банком ВТБ 24.

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг

В соответствии со ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно ч.1 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

Рассматриваемая реклама не содержит указания на организационно-правовую форму ЗАО Банк ВТБ 24, что свидетельствует о наличии нарушения ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с ч.3 ст. 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

В данном случае реклама содержит только одно условие, влияющие на стоимость кредита, как 18,5% годовых. Иных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщиков и влияющих на нее, реклама не содержит.

Вместе с тем, из документов ЗАО Банк ВТБ 24 следует, что существуют и иные условия, определяющие фактическую стоимость кредита, предоставляемого банком сотрудникам ОАО «Сибирский химический комбинат», и влияющие на него, а именно, - о сумме кредита (максимальная сумма – до 3 000 000 рублей), о сроке предоставления кредита – от 6 месяцев до 7 лет.

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям чч.1, 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Решением комиссии Томского УФАС России от 15.07.2013г. по делу №06-11/34-13 рассматриваемая реклама признана ненадлежащей (п.4 ст.3 ФЗ «О рекламе»).

Согласно ч.6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований чч.1, 3  ст.28  Федерального закона «О рекламе»  несет рекламодатель.

Рекламодателем вышеназванной рекламы является закрытое акционерное общество «Банк ВТБ 24» (101000, г. Москва, ул. Мясницкая д.35, ОГРН 1027739207462, ИНН 7710353606), что подтверждается письменными пояснениями от 09.07.2013г., квитанцией об оплате №000928, положением о Департаменте маркетинга и общественных связей ЗАО Банка ВТБ 24., Уставом Банка ВТБ 24 (закрытое акционерное общество) от 24.12.2010г, объяснительной запиской директора ОО «Северский» Королевой Л.И. от 05.07.2013г., решением Томского УФАС России по делу 06-11/34-13.

Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение рекламодателем законодательства о рекламе установлена административная ответственность.

В статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях определено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.  

17 июля 2013г. в отношении должностного лица ЗАО Банк ВТБ 24 директора ОО «Северский» филиал №5440 ВТБ 24 (ЗАО) К. составлен протокол об административном правонарушении, возбуждено производство по настоящему делу.

Руководитель  Томского УФАС России В.И. Шевченко, рассмотрев материалы дела, заслушав Королеву Л.И. находит ее вину в совершении административного правонарушения установленной и доказанной, при этом исходит из следующего.

   В соответствии со ст.2.1  КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 2.2 КоАП предусмотрены формы вины в виде умысла и неосторожности.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Директор ОО «Северский» филиал №5440 ВТБ 24 (ЗАО) К., являясь должностным лицом ЗАО Банк ВТБ 24, осуществляя руководство текущей деятельностью операционного офиса, в нарушении локальных нормативных актов Банка допустила нарушение законодательства о рекламе, не приняла мер, направленных на обеспечение соответствия рассматриваемой рекламы Федеральному закону «О рекламе», и в силу своего должностного положения несет административную ответственность за нарушение рекламодателем законодательства о рекламе.

Вина К. выражена в форме неосторожности и подтверждается материалами дела №06-09/203-13, протоколом об административном правонарушении от 17.07.2013г., письменными пояснениями ВТБ 24 (ЗАО), письменными пояснениями директора ОО «Северский» филиал №5440 ВТБ 24 (ЗАО) К., актом служебной проверки ОО «Томский» филиал №5440 ВТБ 24 (ЗАО)  от 08.07.2013г.

Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, руководитель Управления ФАС России по Томской области пришел к выводу, что совершенное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и не является малозначительным. Имело место распространение ненадлежащей рекламы в сфере финансовых услуг. Такая реклама имеет ряд специальных требований и существенных ограничений, направленных на реализацию прав потребителей, в том числе на получение правдивой и достаточной информации о продавце товара (услуг), об условиях определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее,  которая позволяет сделать вывод о необходимости приобретения услуги и ограждает от причинения вреда потребителю.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о рекламе. Нарушение имеет повышенную степень общественной опасности (исходя из характера нарушения, значительной санкции ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ).

В соответствии со ст.4.2 Кодекса об административных правонарушениях, в которой приведен незакрытый перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, руководитель Управления ФАС России по Томской области полагает возможным признать в качестве смягчающих обстоятельств, совершение административного правонарушения впервые.

Отягчающих обстоятельств по делу не установлено.

В связи с изложенным, представляется возможным назначить административное наказание ниже максимальной санкции, предусмотренной ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст.23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений,

                                                                       ПОСТАНОВИЛ:

Должностное лицо ЗАО Банк ВТБ 24, директора ОО «Северский» филиал №5440 ВТБ 24 (ЗАО) К. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 4000 (четырех тысяч) рублей.

В соответствии со статьями 30.1 и 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении  может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно со ст.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление вступает в законную силу по истечении срока, установленного для обжалования.

В соответствии с ч.1 ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

Согласно п.1 ст.20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

 

Сумма штрафа зачисляется в бюджет бюджетной системы РФ по следующим реквизитам:

р/с 40101810900000010007

БИК 046902001

Банк получатель: ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области г.Томск

Получатель: УФК по Томской области (Томское УФАС России).

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

ОКАТО 69401000000

Назначение платежа: оплата штрафа за нарушение законодательства о рекламе согласно постановлению по делу № 06-09/203-13 от 17.07.2013.

В поле получатель указываются: ИНН 7019027633 / КПП 701701001 Томского УФАС России

 

 

 

Руководитель управления

В.И. Шевченко

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 9406 [uid] => 5 [title] => Постановление по делу об административном правонарушении за ненадлежащую рекламу финансовых услуг [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9405 [type] => solution [language] => ru [created] => 1378699582 [changed] => 1378699582 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1378699582 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

 по делу №06-09/203-13

17 июля 2013 г.                                                                                                                                                                                                                                                                        г. Томск

            Руководитель  Томского УФАС России Шевченко Владимир Иванович, рассмотрев протокол от 17.07.2013г. и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица ЗАО Банк ВТБ 24 директора ОО «Северский» филиал №5440 ВТБ 24 (ЗАО) К. <...>, в присутствии К.,

УСТАНОВИЛ:

При осуществлении государственного надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлено следующее.

В газете «НВ плюс» №11 от 15.03.2013г. размещено объявление следующего содержания: «ВТБ 24. Уважаемые сотрудники ОАО «Сибирский химический комбинат». Мы рады сообщить, что до 30.04.2013 для вас действует специальное предложение по кредиту - 18,5% годовых».

Согласно  статье  3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе», Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

Рассматриваемая информация ЗАО «Банка ВТБ 24», распространяемая газете «НВ плюс» №11 от 15.03.2013г адресована неопределенному кругу лиц, по своему содержанию направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к финансовым услугам, оказываемым банком, то есть содержит все признаки рекламы, закрепленные в пункте 1 статьи 3 закона №38-ФЗ,  следовательно является рекламой.

Объектом рекламирования в вышеуказанной рекламе являются услуги кредитования, оказываемые Банком ВТБ 24.

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг

В соответствии со ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно ч.1 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

Рассматриваемая реклама не содержит указания на организационно-правовую форму ЗАО Банк ВТБ 24, что свидетельствует о наличии нарушения ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с ч.3 ст. 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

В данном случае реклама содержит только одно условие, влияющие на стоимость кредита, как 18,5% годовых. Иных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщиков и влияющих на нее, реклама не содержит.

Вместе с тем, из документов ЗАО Банк ВТБ 24 следует, что существуют и иные условия, определяющие фактическую стоимость кредита, предоставляемого банком сотрудникам ОАО «Сибирский химический комбинат», и влияющие на него, а именно, - о сумме кредита (максимальная сумма – до 3 000 000 рублей), о сроке предоставления кредита – от 6 месяцев до 7 лет.

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям чч.1, 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Решением комиссии Томского УФАС России от 15.07.2013г. по делу №06-11/34-13 рассматриваемая реклама признана ненадлежащей (п.4 ст.3 ФЗ «О рекламе»).

Согласно ч.6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований чч.1, 3  ст.28  Федерального закона «О рекламе»  несет рекламодатель.

Рекламодателем вышеназванной рекламы является закрытое акционерное общество «Банк ВТБ 24» (101000, г. Москва, ул. Мясницкая д.35, ОГРН 1027739207462, ИНН 7710353606), что подтверждается письменными пояснениями от 09.07.2013г., квитанцией об оплате №000928, положением о Департаменте маркетинга и общественных связей ЗАО Банка ВТБ 24., Уставом Банка ВТБ 24 (закрытое акционерное общество) от 24.12.2010г, объяснительной запиской директора ОО «Северский» Королевой Л.И. от 05.07.2013г., решением Томского УФАС России по делу 06-11/34-13.

Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение рекламодателем законодательства о рекламе установлена административная ответственность.

В статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях определено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.  

17 июля 2013г. в отношении должностного лица ЗАО Банк ВТБ 24 директора ОО «Северский» филиал №5440 ВТБ 24 (ЗАО) К. составлен протокол об административном правонарушении, возбуждено производство по настоящему делу.

Руководитель  Томского УФАС России В.И. Шевченко, рассмотрев материалы дела, заслушав Королеву Л.И. находит ее вину в совершении административного правонарушения установленной и доказанной, при этом исходит из следующего.

   В соответствии со ст.2.1  КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 2.2 КоАП предусмотрены формы вины в виде умысла и неосторожности.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Директор ОО «Северский» филиал №5440 ВТБ 24 (ЗАО) К., являясь должностным лицом ЗАО Банк ВТБ 24, осуществляя руководство текущей деятельностью операционного офиса, в нарушении локальных нормативных актов Банка допустила нарушение законодательства о рекламе, не приняла мер, направленных на обеспечение соответствия рассматриваемой рекламы Федеральному закону «О рекламе», и в силу своего должностного положения несет административную ответственность за нарушение рекламодателем законодательства о рекламе.

Вина К. выражена в форме неосторожности и подтверждается материалами дела №06-09/203-13, протоколом об административном правонарушении от 17.07.2013г., письменными пояснениями ВТБ 24 (ЗАО), письменными пояснениями директора ОО «Северский» филиал №5440 ВТБ 24 (ЗАО) К., актом служебной проверки ОО «Томский» филиал №5440 ВТБ 24 (ЗАО)  от 08.07.2013г.

Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, руководитель Управления ФАС России по Томской области пришел к выводу, что совершенное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и не является малозначительным. Имело место распространение ненадлежащей рекламы в сфере финансовых услуг. Такая реклама имеет ряд специальных требований и существенных ограничений, направленных на реализацию прав потребителей, в том числе на получение правдивой и достаточной информации о продавце товара (услуг), об условиях определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее,  которая позволяет сделать вывод о необходимости приобретения услуги и ограждает от причинения вреда потребителю.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о рекламе. Нарушение имеет повышенную степень общественной опасности (исходя из характера нарушения, значительной санкции ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ).

В соответствии со ст.4.2 Кодекса об административных правонарушениях, в которой приведен незакрытый перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, руководитель Управления ФАС России по Томской области полагает возможным признать в качестве смягчающих обстоятельств, совершение административного правонарушения впервые.

Отягчающих обстоятельств по делу не установлено.

В связи с изложенным, представляется возможным назначить административное наказание ниже максимальной санкции, предусмотренной ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст.23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений,

                                                                       ПОСТАНОВИЛ:

Должностное лицо ЗАО Банк ВТБ 24, директора ОО «Северский» филиал №5440 ВТБ 24 (ЗАО) К. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 4000 (четырех тысяч) рублей.

В соответствии со статьями 30.1 и 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении  может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно со ст.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление вступает в законную силу по истечении срока, установленного для обжалования.

В соответствии с ч.1 ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

Согласно п.1 ст.20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

 

Сумма штрафа зачисляется в бюджет бюджетной системы РФ по следующим реквизитам:

р/с 40101810900000010007

БИК 046902001

Банк получатель: ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области г.Томск

Получатель: УФК по Томской области (Томское УФАС России).

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

ОКАТО 69401000000

Назначение платежа: оплата штрафа за нарушение законодательства о рекламе согласно постановлению по делу № 06-09/203-13 от 17.07.2013.

В поле получатель указываются: ИНН 7019027633 / КПП 701701001 Томского УФАС России

 

 

 

Руководитель управления

В.И. Шевченко

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

 по делу №06-09/203-13

17 июля 2013 г.                                                                                                                                                                                                                                                                        г. Томск

            Руководитель  Томского УФАС России Шевченко Владимир Иванович, рассмотрев протокол от 17.07.2013г. и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица ЗАО Банк ВТБ 24 директора ОО «Северский» филиал №5440 ВТБ 24 (ЗАО) К. <...>, в присутствии К.,

УСТАНОВИЛ:

При осуществлении государственного надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлено следующее.

В газете «НВ плюс» №11 от 15.03.2013г. размещено объявление следующего содержания: «ВТБ 24. Уважаемые сотрудники ОАО «Сибирский химический комбинат». Мы рады сообщить, что до 30.04.2013 для вас действует специальное предложение по кредиту - 18,5% годовых».

Согласно  статье  3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе», Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

Рассматриваемая информация ЗАО «Банка ВТБ 24», распространяемая газете «НВ плюс» №11 от 15.03.2013г адресована неопределенному кругу лиц, по своему содержанию направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к финансовым услугам, оказываемым банком, то есть содержит все признаки рекламы, закрепленные в пункте 1 статьи 3 закона №38-ФЗ,  следовательно является рекламой.

Объектом рекламирования в вышеуказанной рекламе являются услуги кредитования, оказываемые Банком ВТБ 24.

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг

В соответствии со ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно ч.1 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

Рассматриваемая реклама не содержит указания на организационно-правовую форму ЗАО Банк ВТБ 24, что свидетельствует о наличии нарушения ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с ч.3 ст. 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

В данном случае реклама содержит только одно условие, влияющие на стоимость кредита, как 18,5% годовых. Иных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщиков и влияющих на нее, реклама не содержит.

Вместе с тем, из документов ЗАО Банк ВТБ 24 следует, что существуют и иные условия, определяющие фактическую стоимость кредита, предоставляемого банком сотрудникам ОАО «Сибирский химический комбинат», и влияющие на него, а именно, - о сумме кредита (максимальная сумма – до 3 000 000 рублей), о сроке предоставления кредита – от 6 месяцев до 7 лет.

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям чч.1, 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Решением комиссии Томского УФАС России от 15.07.2013г. по делу №06-11/34-13 рассматриваемая реклама признана ненадлежащей (п.4 ст.3 ФЗ «О рекламе»).

Согласно ч.6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований чч.1, 3  ст.28  Федерального закона «О рекламе»  несет рекламодатель.

Рекламодателем вышеназванной рекламы является закрытое акционерное общество «Банк ВТБ 24» (101000, г. Москва, ул. Мясницкая д.35, ОГРН 1027739207462, ИНН 7710353606), что подтверждается письменными пояснениями от 09.07.2013г., квитанцией об оплате №000928, положением о Департаменте маркетинга и общественных связей ЗАО Банка ВТБ 24., Уставом Банка ВТБ 24 (закрытое акционерное общество) от 24.12.2010г, объяснительной запиской директора ОО «Северский» Королевой Л.И. от 05.07.2013г., решением Томского УФАС России по делу 06-11/34-13.

Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение рекламодателем законодательства о рекламе установлена административная ответственность.

В статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях определено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.  

17 июля 2013г. в отношении должностного лица ЗАО Банк ВТБ 24 директора ОО «Северский» филиал №5440 ВТБ 24 (ЗАО) К. составлен протокол об административном правонарушении, возбуждено производство по настоящему делу.

Руководитель  Томского УФАС России В.И. Шевченко, рассмотрев материалы дела, заслушав Королеву Л.И. находит ее вину в совершении административного правонарушения установленной и доказанной, при этом исходит из следующего.

   В соответствии со ст.2.1  КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 2.2 КоАП предусмотрены формы вины в виде умысла и неосторожности.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Директор ОО «Северский» филиал №5440 ВТБ 24 (ЗАО) К., являясь должностным лицом ЗАО Банк ВТБ 24, осуществляя руководство текущей деятельностью операционного офиса, в нарушении локальных нормативных актов Банка допустила нарушение законодательства о рекламе, не приняла мер, направленных на обеспечение соответствия рассматриваемой рекламы Федеральному закону «О рекламе», и в силу своего должностного положения несет административную ответственность за нарушение рекламодателем законодательства о рекламе.

Вина К. выражена в форме неосторожности и подтверждается материалами дела №06-09/203-13, протоколом об административном правонарушении от 17.07.2013г., письменными пояснениями ВТБ 24 (ЗАО), письменными пояснениями директора ОО «Северский» филиал №5440 ВТБ 24 (ЗАО) К., актом служебной проверки ОО «Томский» филиал №5440 ВТБ 24 (ЗАО)  от 08.07.2013г.

Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, руководитель Управления ФАС России по Томской области пришел к выводу, что совершенное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и не является малозначительным. Имело место распространение ненадлежащей рекламы в сфере финансовых услуг. Такая реклама имеет ряд специальных требований и существенных ограничений, направленных на реализацию прав потребителей, в том числе на получение правдивой и достаточной информации о продавце товара (услуг), об условиях определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее,  которая позволяет сделать вывод о необходимости приобретения услуги и ограждает от причинения вреда потребителю.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о рекламе. Нарушение имеет повышенную степень общественной опасности (исходя из характера нарушения, значительной санкции ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ).

В соответствии со ст.4.2 Кодекса об административных правонарушениях, в которой приведен незакрытый перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, руководитель Управления ФАС России по Томской области полагает возможным признать в качестве смягчающих обстоятельств, совершение административного правонарушения впервые.

Отягчающих обстоятельств по делу не установлено.

В связи с изложенным, представляется возможным назначить административное наказание ниже максимальной санкции, предусмотренной ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст.23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений,

                                                                       ПОСТАНОВИЛ:

Должностное лицо ЗАО Банк ВТБ 24, директора ОО «Северский» филиал №5440 ВТБ 24 (ЗАО) К. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 4000 (четырех тысяч) рублей.

В соответствии со статьями 30.1 и 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении  может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно со ст.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление вступает в законную силу по истечении срока, установленного для обжалования.

В соответствии с ч.1 ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

Согласно п.1 ст.20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

 

Сумма штрафа зачисляется в бюджет бюджетной системы РФ по следующим реквизитам:

р/с 40101810900000010007

БИК 046902001

Банк получатель: ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области г.Томск

Получатель: УФК по Томской области (Томское УФАС России).

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

ОКАТО 69401000000

Назначение платежа: оплата штрафа за нарушение законодательства о рекламе согласно постановлению по делу № 06-09/203-13 от 17.07.2013.

В поле получатель указываются: ИНН 7019027633 / КПП 701701001 Томского УФАС России

 

 

 

Руководитель управления

В.И. Шевченко

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 06-09/203-13 [format] => [safe_value] => 06-09/203-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

о привлечении к административной ответственности должностное лицо Банка ВТБ 24 (ЗАО) за ненадлежащую рекламу финансовых услуг

[format] => full_html [safe_value] =>

о привлечении к административной ответственности должностное лицо Банка ВТБ 24 (ЗАО) за ненадлежащую рекламу финансовых услуг

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-22 03:59:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-17 03:59:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1378699582 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Томское УФАС России )